Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:58, статья
До сих пор нет единого мнения среди различных исследователей по проблеме, имеющей теоретический интерес и практическое значение, связанной с определением понятий имидж, репутация, товарная марка, товарный знак и бренд и решением вопроса о том, что из них является наиболее важным фактором для успешного функционирования компании и чем данные понятия отличаются друг от друга (сравнительный анализ подходов к определению имиджа и репутации представлен автором ранее [6, с. 40–57]).
Плоская шкала налогообложения, ее недостатки
УДК 658.114:659.127
ИМИДЖ, РЕПУТАЦИЯ, БРЕНД: В ЧЕМ РАЗНИЦА?
Ю.А. Смирнова
В статье даются определения понятий имидж, репутация, бренд, приводятся их принципиальные отличия. Кроме того, рассматриваются этапы создания, формирования имиджа, репутации и бренда.
Имидж, репутация, бренд, торговая марка, торговый знак.
До сих пор нет единого мнения среди различных исследователей по проблеме, имеющей теоретический интерес и практическое значение, связанной с определением понятий имидж, репутация, товарная марка, товарный знак и бренд и решением вопроса о том, что из них является наиболее важным фактором для успешного функционирования компании и чем данные понятия отличаются друг от друга (сравнительный анализ подходов к определению имиджа и репутации представлен автором ранее [6, с. 40–57]).
Для того чтобы
внести какую-либо ясность в решение данной проблемы,
необходимо обратиться к первоисточникам.
Существует две разные точки зрения на
то, кто же впервые ввел понятие «имидж».
Часть авторов считают, что это были В.
Гарднер и С. Леви [4, с. 111–112], которые в
1955 г. впервые обратились к этому термину
в своей статье «Продукт и бренд» [3,
с. 33–39]. Другие исследователи придерживаются
мнения, что в этом же году понятие «имидж»
ввел американец Э. Бернейз в книге «Инжиниринг
согласия» [8, с. 151]. Следует уточнить тот
факт, что книга «Инжиниринг согласия»
в период с 1947 по 1969 гг. была 5 раз переиздана
[1] (к сожалению, в свободном доступе этой
работы нет, поэтому трудно сказать, в
каком же точно году Э. Бернейз ввел данное
понятие).
Э. Бернейз применил понятие
имидж для обозначения процесса
создания репутации. По его мнению,
цель и задача имиджа – привлечение
внимания и идентификация субъекта. Репутация – это общее мнение о достоинствах
и недостатках субъекта [8, с. 151].
В. Гарднер и С. Леви в своей статье подчеркивают,
что имидж бренда (марки) – это часть долгосрочных
инвестиций в репутацию бренда (марки) [3, с. 33–39]. Необходимо отметить,
что в английском словаре понятия «бренд»
и «марка» используются как синонимы,
в русском же языке их рассматривают как
два разных понятия, кроме этого, вводят
новые термины, от чего возникает путаница.
Например, согласно закону «О товарных
знаках, знаках обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров» товарный
знак – это обозначения, служащие для
индивидуализации товаров, выполняемых
работ или оказываемых услуг юридических
или физических лиц. Часть авторов под
этим определением понимают торговую
марку, а под торговым знаком – зарегистрированную
торговую марку, удостоверяющую исключительное
право владельца товара на этот товарный
знак [8, с. 113]. В свою очередь, Д. Феннелл
в своей статье «Продукт и бренд: взаимозаменяемые
термины?» предлагает использовать термин
«марка» (бренд), если речь идет о некотором
юридическом лице [2]. Исходя из этого можно
сделать вывод, что разницы между определениями
товарной марки и торгового знака нет.
Придерживаясь всего вышесказанного, мы принимаем определение имиджа, даваемое А.Е. Бинецким [4, с. 117], однако считаем, что процесс восприятия информации является индивидуальным, и это требует внести уточнение в базовое определение, учитывающее субъекта, реально воспринимающего информацию. В связи с этим под имиджем будем понимать совокупность характеризующих и идентифицирующих ту или иную компанию особенностей, фиксированных в определенных символах или формах информации, которые создаются компанией, целенаправленно передаются аудитории в процессе коммуникаций, фиксируются, воспринимаются, распознаются и оцениваются субъектом, принадлежащим к той или иной целевой аудитории и, приняв форму стереотипа, занимают определенное место в сознании и системе ценностей субъекта, определяют его дальнейшие действия в отношении данной компании и ее продукции.
Под репутацией предприятия будем понимать мнение о предприятии, основанное на реальном опыте взаимодействия с ним.
Под брендом будем понимать компанию, доверие к которой со стороны целевых аудиторий на протяжении длительного времени (зачастую на протяжении нескольких поколений) таково, что субъект, принадлежащий к той или иной целевой аудитории, твердо убежден в ее преимуществах, имеет твердое желание использовать товары/услуги только данной компании, а также желание рекомендовать ее своим друзьям и знакомым.
Торговую марку (торговый знак) мы предлагаем рассматривать как элемент имиджа предприятия, а именно включать в стилистический блок [5].
С нашей точки зрения, вопрос о том, что же важнее – имидж, репутация или бренд, не состоятелен. Имидж является основой для создания репутации, а целью формирования и управления имиджем предприятия является стимулирование вступления во взаимодействие с компанией ее целевых аудиторий через создание положительного отношения к ней [5]. Создание бренда – это конечная цель работы предприятия в рассматриваемой области, этапами которой являются создание, управление имиджем и соответственно репутацией (рис. ).
Восхождение по ступенькам снизу вверх демонстрирует путь от создания имиджа до формирования бренда (примерной такой же схемы придерживаются Т. Соломанидина, С. Ре-зонтов, В. Новик [7]). Необходимо подчеркнуть, что эти процессы взаимосвязанные и непрерывные, осуществляемые в замкнутом цикле.
t, год
процесс
Рис. Этапы создания, формирования имиджа, репутации и бренда
Принципиальные отличия имиджа, репутации и бренда, с нашей точки зрения, представлены в таблице.
В целом проблема сущностных различий в определении понятий «имидж», «репутация», «бренд», а также степени важности каждого из них для успешного бизнеса до конца не решена и требует дальнейшей научной проработки.
Таблица
Принципиальные отличия имиджа, репутации и бренда (авторский подход)
Признак |
Имидж |
Репутация |
Бренд |
База |
Основой имиджа является целенаправленно сформированная информация о предприятии, которая может не в полной мере соответствовать характеристикам объекта |
Формируется в результате
реального опыта взаимодействия
целевых аудиторий с предприяти |
Формируется на базе репутации только в том случае, если имидж организации у каждой конкретной целевой аудитории совпадает с ее репутацией, причем имидж и репутация должны носить положительный характер |
Очередность создания |
Имидж возникает при рождении организации |
Создание положительного имиджа является первым шагом к формированию положительной репутации |
Создание бренда – это конечная цель работы предприятия в рассматриваемой области, этапами которой являются создание, управление имиджем и соответственно репутацией |
Затраты по времени |
Требует незначительных затрат по времени на создание |
Хорошая репутация создается годами |
Для создания бренда нужны годы, иногда десятилетия |
Предназначение |
Стимулирование вступления во взаимодействие с компанией целевых аудиторий |
Поддержание уже сложившихся отношений с целевыми аудиториями и их дальнейшее укрепление в долгосрочной перспективе |
Формирование у субъекта, принадлежащего к той или иной целевой аудитории, твердой убежденности в преимуществах данной компании, твердого желания использовать товары только данной компании и твердого желания рекомендовать данную компанию своим друзьям и знакомым |
Возможность структурирования |
Может быть структурирован |
Не может быть разложен/а на элементы, но может быть структурирован/а в зависимости от целевой аудитории | |
Возможность влияния и управления |
Легко поддается изменениям, влиянию и управлению, поэтому может быть объектом управления |
Трудно поддается влиянию и управлению, так как основана на реальном взаимодействии це-левых аудиторий с компанией |
Трудно поддается влиянию и управлению, так как уже функционирует в самоподдерживающем режиме в силу масштабности охвата положительными оценками и устойчивого мнения, принимающего форму социальной установки |
Затраты на создание, восстановление |
Требует относительно не-больших затрат, так как он может существовать вне зависимости от усилий самого предприятия |
Требует больших затрат
в силу трудности влияния | |
Метод стоимостной оценки |
Оценка возможна затратным методом |
Является объектом бухгалтерского учета. Возможна оценка рыночным методом |
Возможна оценка рыночным методом |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
IMAGE, REPUTATION, BRAND: WHERE IS DIFFERENCE?
Yu.A. Smirnova
Defenitions of image, reputation and brand notions are given, their principal differences are adduced. Besides creation stages, image , reputation, brand formation are examined.
Image, reputation, brend, trade mark, brand.
Рекомендована кафедрой экономики и управления КГТУ
Поступила 31.03.2010