Иностранные инвестиции и проблемы их привлечения в экономику Республики Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 17:09, курсовая работа
Краткое описание
В своей курсовой работе я пытался объяснить понятие инвестиций, их факторы, нестабильность инвестиций. Я сделал попытку дать характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, найти пути повышения инвестиционной привлекательности страны. План построен по общности тем в пунктах. В первом пункте описаны понятие, сущность, функции инвестиций, а также даны некоторые факты об инвестиционной политике. Во втором пункте дана характеристика инвестиционной политики в РБ, трудности в её осуществлении.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1. Инвестиции: понятия, факторы, нестабильность инвестиций…………...4 1.1. Сущность инвестиций и их формы………………………………..4 1.2. Источники инвестиций……………………………………………..8 1.2.1. Внутренние источники инвестиций………………………8 1.2.2. Внешние источники инвестиций………………………...11
2. Инвестиционая деятельность в Республике Беларусь и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь 2.1. Иностранные инвестиции и успешные инвестиционные проекты в Республике Беларусь ……………………………………….15 2.2. Препятствия на пути привлечения иностранных инвестиций. Инвестиционный климат Республики Беларусь……………………………..21 2.3. Деятельность СЭЗ на территории Республики Беларусь………...29
Надо признать, что Беларусь
выпадает из числа стран, куда иностранные
инвестиции потекут рекой. Открытость
экономики сама по себе не означает привлекательность
для инвесторов. В большей степени она
характеризуется зависимостью от конъюнктуры
внешних рынков. Открытость белорусской
экономики - неизбежность, поскольку емкость
внутреннего рынка слишком мала для имеющегося
уровня развития промышленности. Это не
означает, что инвестиции в белорусскую
экономику исключены. Можно назвать ряд
направлений, где привлекательность инвестиций
достаточно велика. Это транзит грузов
и связанная с ним инфраструктура, пищевая
и фармацевтическая промышленность. Основой
выживаемости других отраслей сегодня
является низкая, по сравнению с остальными
странами Европы, цена на энергоносители,
что позволяет удерживаться на минимальном
уровне конкурентоспособности большинству
экспортеров в дальнее зарубежье. Иная
ситуация с Россией. Связанные с климатом
издержки у нас заметно меньше, чем у восточного
соседа. С учетом исторически сложившихся
связей напрашивается вывод, что прямые
иностранные инвестиции в промышленность
Беларуси в большей степени вероятны из
России, чем из других стран. Только инвестиционный
климат должен быть, по меньшей мере, не
хуже, чем в соседних странах. Анализ конъюнктуры
рынков указывает на более благоприятную
ситуацию для отечественной промышленности
в России. Белорусский экспорт многим
обязан более низкому уровню цен на энергоносители.
При переходе на мировой уровень цен при
сдерживании их в России конкурентоспособность
большинства видов продукции станет проблематичной
на всех рынках, в том числе и внутреннем.
Поэтому укрепление отношений с Россией
в экономическом плане не имеет альтернативы.
Формирование правовой базы, необходимой
для решения поставленных задач, крайне
актуально. Одного Инвестиционного кодекса
для этого недостаточно. Этот документ
во многом повторяет нормативные акты,
существовавшие ранее. Вместе с тем не
решен ряд вопросов упрощения регистрации
юридических лиц. Приоритет отдается внешним
инвесторам, ставя в неравное положение
внутренних. Требует приведения в соответствие
с сегодняшними реалиями и Гражданским
кодексом Закон "О предприятиях".
Необходима правовая база создания холдингов,
в том числе международных.
Приоритет экспорта для страны
часто понимается как необходимость работы
на внешних рынках всех субъектов хозяйствования,
безусловное выполнение ими прогнозных
показателей. Результатом часто становится
низкая эффективность, убыточность. Более
перспективным путем развития экспорта
представляется разумное ограничение
внешнеэкономической деятельности с активным
участием посредников - специализированных
торговых и инжиниринговых компаний, в
том числе международных. Предпочтительнее
акционерная форма таких организаций
с участием на первом этапе государства.
Относительная слабость банковской
системы республики не позволяет кредитовать
промышленность на условиях, аналогичных
предлагаемым банками других стран. Возможным
решением могло бы стать привлечение иностранных
банков для работы в Беларуси и создание
для этого соответствующих условий. Развитие
производства новых видов продукции, удержание
и завоевание новых рынков сбыта требуют
привлечения значительных инвестиций.
Для этого необходима консолидация ресурсов
различных предприятий и банковских структур
при создании холдингов или вхождении
в уже существующие. Нуждаются в переменах
формы и методы управления: стратегический
инвестор вправе требовать участия в руководстве,
а то и полной передачи предприятия в свои
руки. Без изменения формы собственности
здесь не обойтись. При этом политика новых
владельцев по получению прибыли может
не совпадать с социальной политикой государства.
С этим надо считаться. [15]
В экономике Беларуси за последние
годы произошли позитивные изменения.
Это выход на положительные реальные процентные
ставки, переход к единому курсу рубля
на всех сегментах валютного рынка. С 5
ноября 2001 г. белорусский рубль стал конвертируемым
по текущим операциям.
Безусловно, необходимо добиваться
дальнейшего улучшения инвестиционного
режима, сделать более перспективными
стратегию и механизмы стимулирования
и привлечения иностранных инвестиций.
И важнейшим приоритетом в связи с этим
в предстоящие годы является улучшение
инвестиционного климата в стране по всем
его составляющим.
Инвестиционный климат — это обобщенная характеристика
совокупности социальных, экономических,
организационных, правовых, политических
предпосылок, предопределяющих целесообразность
инвестирования в ту или иную хозяйственную
систему. Не случайно оценка инвестиционной
привлекательности территории является
важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного
решения. Особо подчеркнём: в современных
условиях иностранные инвесторы обращают
внимание главным образом не столько на
выгодность, сколько на стабильность предоставляемого
им правового режима. А это, прежде всего,
наличие государственной долгосрочной
инвестиционной программы, отвечающей
национальным интересам (которая, кстати,
уже разработана), определение конкретных
органов, ответственных за ее реализацию,
и, наконец, завершение разработки во исполнение
государственной инвестиционной программы
полной и завершенной законодательной
базы, отвечающей принципам стабильности
и перспективности, системности и однозначности
регулирования отношений по иностранным
инвестициям. [1]
По словам Президента Республики
Беларусь Александра Лукашенко, «мы никогда
не дождемся иностранных инвестиций, если
не приложим усилий для формирования инвестиционного
климата». Неблагоприятный инвестиционный
климат имеет для страны, принимающей
инвестиции, реальное денежное выражение,
в котором исчисляются материальные потери
вследствие неполучения значительных
инвестиций и низкой эффективности работающих
иностранных капиталовложений. Оценка
рисков, связанных с законодательным обеспечением
и правовым регулированием притока иностранного
капитала, бесспорно, является одним из
самых важных факторов в процессе принятия
инвестиционных решений.
2.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЭЗ НА
ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В настоящее время на территории
Республики Беларусь созданы четыре свободные
экономические зоны - "Брест", "Минск",
"Гомель-Ратон" и "Витебск". Иностранные
инвесторы, реализующие инвестиционные
проекты на территории зон, имеют возможность
пользоваться значительными преференциями
ведения бизнеса по сравнению с общими
условиями, действующими в стране. Одним
из главных преимуществ белорусских свободных
экономических зон являются существенные
льготы, прежде всего в области налогов
и таможенного регулирования. Прибыль,
полученная резидентами СЭЗ от реализации
продукции собственного производства
или услуг освобождается от налогообложения
в течение 5 лет со дня объявления прибыли,
включая первый прибыльный год. Прибыль,
направляемая резидентами СЭЗ на инвестиции
в Республику Беларусь, освобождается
от обложения налогом на доходы. Таможенные
пошлины и меры экономической политики
не распространяются на товары, ввозимые
на территорию зоны из-за рубежа. При вывозе
продукции собственного производства
резидентов СЭЗ за пределы Республики
Беларусь не взимаются таможенные пошлины
и платежи, также не устанавливаются квоты
и не вводится лицензирование.
К примеру, резиденты СЭЗ «Минск»
в 2003 году увеличили объем привлеченных
иностранных инвестиций в 2,6 раза и привлекли
$79,8 млн. Общий объем заявленных в прошлом
году инвестиций составил $24,4 млн. Доля
зарубежного капитала составляет 51,6% в
общем объеме заявленных инвестиций. В
их структуре наибольший удельный вес
занимает капитал из Англии (22%), США (15%)
и России (14%). В создание производственных
предприятий на территории СЭЗ «Минск»
вложили средства представители 21 страны
мира, в том числе Нидерландов, Сербии
и Черногории, Швейцарии, Польши, Германии,
Италии, Кипра, Турции.
Администрация СЭЗ сообщает,
что в настоящее время деятельность предприятий-резидентов
СЭЗ «Минск» направлена на увеличение
доли экспорта и развитие приоритетных
для Белоруссии отраслей. Речь идет о внедрении
современных строительных технологий
и материалов, выпуске энергосберегающей
продукции, производстве и упаковке продуктов
питания, изготовлении медицинского инструментария.
Основными производствами в СЭЗ являются
машиностроение и оборудование (23,2%), строительство
и энергосбережение (22,5%), а также деловая
инфраструктура (21,7%). Удельный вес реализации
продукции на экспорт предприятиями-резидентами
СЭЗ «Минск» составляет 68,5%. Удельный вес
импортозамещающей продукции в общем
объеме производства — 70%. Всего с начала
деятельности СЭЗ предприятиями реализовано
продукции на сумму более 459 миллиардов
рублей. При этом в 2003 году объем реализации
составил более 249 миллиардов, что практически
вдвое больше аналогичного показателя
2002 года. Объем экспорта в прошлом году
составил более 171 миллиардов рублей, превысив
соответствующий показатель 2002 года более
чем в 2,5 раза.
По состоянию на 1 января текущего
года предприятиями-резидентами СЭЗ «Минск»
уплачено налогов, сборов и других отчислений
в бюджет и другие внебюджетные фонды
на сумму 51,5 миллиардов рублей, в том числе
за минувший год — 23,9 миллиардов. Краткая
информация о деятельности СЭЗ ''Минск''
в 2004 году по состоянию на 01.07. 2004 г. приведена
в приложении 1. [2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выход из сложившейся
системной кризисной ситуации
в сфере инвестиций потребует
реализации серии взаимосвязанных
концептуальных изменений. При выходе
из этого кризиса просто необходимо
учитывать опыт зарубежных стран,
не забывая при этом адаптировать
его к конкретной ситуации как
страны, так и мировой экономики в целом.
Отечественная система "модернизации"
основывается на издании многочисленных
законодательных актов низшего порядка,
в большинстве своем ведомственных. Кстати,
многие из этих поправок не имеют обязательных
(для вступления в силу) реквизитов регистрации
Министерства юстиции, а, следовательно,
и экспертной оценки. Часто поправки и
добавления противоречат друг другу и,
что хуже всего, "отменяют" положения
Инвестиционного кодекса. На порочность
и необходимость ликвидации такой практики
указывается постоянно; тем не менее она
продолжается. Наконец, на общем фоне "борьбы
с недоимками", стремлением наполнить
бюджет любой ценой, смысл выпущенных
документов очевиден. Другой подоплекой
вводимых ограничений видится набирающая
обороты кампания по ограничению проникновения
в страну зарубежного капитала — якобы
источника угрозы отечественной экономике.
Действительно, нередки ситуации, когда
странами предпринимаются соответствующие
защитные и ограничительные меры как в
целом, так и в отношении отдельных секторов
экономики. Думается, что, взвешенно оценивая
нынешнее положение народного хозяйства
и результаты более чем скромного, несмотря
на почти пятилетний опыт, прямого иностранного
инвестирования, обнаружить опасность
для белорусской экономики, во всяком
случае с этой стороны, 6удет сложно.
Изучая опыт стран, где различные
формы коллективного инвестирования наглядно
продемонстрировали свои преимущества,
можно сделать несколько выводов. Прежде
всего, от развития инвестиций в Беларуси
выигрывает все население, поскольку с
их помощью увеличится приток капиталовложений
в экономику, что создаст условия для экономического
роста. Вырастут и налоговые поступления,
а значит — улучшится финансирование
социальных программ и бюджетных организаций.
Кроме того, расширятся возможности граждан
сохранять и приумножать свои сбережения.
Разнообразие возможностей удовлетворения
инвестиционных потребностей людей само
по себе способно защитить их интересы
и повысить доверие к рыночной экономике.
На экономическом развитии страны
положительно скажется и обострение конкурентной
борьбы инвесторов и коммерческих банков
за деньги населения — финансовые ресурсы
станут доступнее предприятиям. А если,
как ожидается, повысятся цены на акции
предприятий, выгоду от этого получат
не банки, а миллионы собственников —
акционеров. Они станут реально богаче.
Что нужно для того, чтобы все
эти возможности инвестиций в полной мере
реализовались в нашей стране?
Прежде всего необходимо улучшение
социально-экономической ситуации в стране,
и, как следствие, — развитие финансового
рынка. Государство должно позаботиться
о расширении спектра объектов для инвестирования.
Предстоит принять недостающее законодательство,
в котором в полной мере учесть современные
реалии, унифицированные требования к
деятельности любой формы инвестирования,
защитить права и интересы инвесторов,
обеспечить надежность вложений.
Привлечение в широких масштабах
иностранных инвестиций в белорусскую
экономику преследует долговременные
стратегические цели создания в нашем
государстве цивилизованного, социально
ориентированного общества, характеризующегося
высоким качеством жизни населения, в
основе которого лежит смешанная экономика,
предполагающая не только совместное
эффективное функционирование различных
форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
А иностранный капитал может привнести
в Беларусь достижения научно технического
прогресса и передовой управленческий
опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое
хозяйство и привлечение иностранного
капитала необходимое условие построения
в стране современного гражданского общества.
Привлечение иностранного капитала в
материальное производство гораздо выгоднее,
чем получение кредитов для покупки необходимых
товаров. Приток иностранных инвестиций
жизненно важен и для достижения среднесрочных
целей выхода из современного общественно-экономического
кризиса. При этом необходимо иметь в виду,
что интересы общества, с одной стороны,
и иностранных инвесторов с другой, непосредственно
не совпадают. Беларусь заинтересована
в восстановлении, обновлении своего производственного
потенциала, насыщении потребительского
рынка высококачественными и недорогими
товарами, проведении антиимпортной политики.
Иностранные инвесторы естественно заинтересованы
в новом плацдарме для получения прибыли
за счет обширного внутреннего рынка Беларуси
и сопредельных государств, квалифицированной
и дешевой рабочей силы, достижений отечественной
науки и техники. Поэтому перед нашим государством
стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный
капитал, не лишая его собственных стимулов
и направляя его мерами экономического
регулирования на достижение общественных
целей. Привлекая иностранный капитал,
нельзя допускать дискриминации в отношении
национальных инвесторов. Не следует предоставлять
предприятиям с иностранными инвестициями
налоговые льготы, которых не имеют наши
предприниматели, занятые в той же сфере
деятельности. Как показал опыт, такая
мера практически не влияет на инвестиционную
активность иностранного капитала, но
приводит к возникновению на месте бывших
отечественных производств предприятий
с формальным иностранным участием, претендующих
на льготное налогообложение.