Информация: понятие, свойство, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:15, лекция

Краткое описание

Термин «информация» - один из самых популярных в нашем лексиконе. В него вкладывается широкий смысл и, как правило, его объяснение даётся на интуитивном уровне. Информация передаётся по телефону, телеграфу, радио, телевидению, интернету. Она хранится в библиотеках, архивах, базах данных.
Информация - это и показатели измерительных приборов, и вкус пищи, и запахи, и вид звёздного неба и т. д. В общем, информация — это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

понятие, виды, свойства информации.docx

— 21.64 Кб (Скачать файл)

Понятие информации, виды, свойства.

Термин «информация» - один из самых популярных в нашем лексиконе. В него вкладывается широкий смысл  и, как правило, его объяснение даётся на интуитивном уровне. Информация передаётся по телефону, телеграфу, радио, телевидению, интернету. Она хранится в библиотеках, архивах, базах данных.

Информация - это и показатели измерительных приборов, и вкус пищи, и запахи, и вид звёздного неба и т. д. В общем, информация — это  новые сведения, которые могут  быть использованы человеком для  совершенствования его деятельности и пополнения знаний.

Термин «информация» происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материа­листической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений).

Сообщение — это форма  представ­ления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых дан­ных, графиков, таблиц и т.п.

В широком смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между  людьми, обмен сигналами между  живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь иным способом.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости, неполноты знаний; с XX в.— общенаучное понятие: это отношения между людьми, человеком и авто­матом, животными и растениями и т.д.

Информация — новые сведения, принятые, понятые и оценённые конечным потребителем как полезные. Информацией являются сведе­ния, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окружа­ющем нас мире.

 

Требования к  информации:

 

Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями.

Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраня­ется эффективность функционирования системы.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение  дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так  и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

искажение в результате воздействия  помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

Оперативность отражает актуальность информации для необ­ходимых расчётов и принятия решений в изменившихся условиях.

Полнота—информации достаточно для понимания и принятия решения;

Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Ценность информации зависит от того, для каких задач данная информация используется;

Актуальность—информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям;

Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя  полученная информация может быть полезна.

Ясность и понятность — информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации.

Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.

Пример. Сообщение «На  улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно  получить с помощью исправных  датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или  меньшей степени) в зависимости  от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного  субъекта, и, таким образом, перестать  быть объективной.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация –  полезная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная  информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

    имеет семантический  (смысловой) характер, т. е. понятный, так как именно в понятиях  обобщаются наиболее существенные  признаки предметов, процессов  и явлений окружающего мира.

имеет языковую природу (кроме  некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

 

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление).

Старение информации заключается  в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

Логичность, компактность, удобная  форма представления облегчает  понимание и усвоение информации

 

Виды информации:

- графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

- звуковая — мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г. (см., например, историю звукозаписи на сайте — http://radiomuseum.ur.ru/index9.html); ее разновидностью является музыкальная информация — для этого вида был изобретён способ кодирования с использованием специальных символов, что делает возможным хранение её аналогично графической информации;

- текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причём разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрёл после изобретения бумаги и книгопечатания;

- числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для её отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причём системы кодирования (счисления) могут быть разными;

- видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.

 

Существуют также виды информации, для которых до сих  пор не изобретено способов их кодирования  и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами  и др.

 

Средства массовой информации

Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.

В русский язык термин «СМИ»  пришёл как калька с фр. moyens d’information de masse. Отдел пропаганды ЦК КПСС в приказном порядке стал навязывать этот термин с середины 1970-х годов, вытесняя тем самым понятие «СМК» (средства массовой коммуникации), введённое исследователями в СССР в 1960-х годах.

 

К СМИ относятся:

Печатные издания (пресса): газеты, журналы

Электронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания.

СМИ имеют следующие  признаки:

    массовость (применительно  к законодательству Российской  Федерации, 1000 и более экземпляров  для газет, журналов и рассылок);

    периодичность,  которая не должна быть меньше  одного раза в год;

    принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах  массовой информации» СМИ — это  совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:

    периодическое  печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание,  имеющее постоянное название, текущий  номер и выходящее в свет  не реже одного раза в год,

    радио-,

    теле-,

    видеопрограмма,

    кинохроникальная  программа,

    иная форма  периодического распространения  массовой информации.[интернет]

В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.

К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки[2]

Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.


Информация о работе Информация: понятие, свойство, виды