История экономического районирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика – область научных знаний о размещении производительных сил, экономике регионов.

Содержание

Введение

Глава 1. История экономического районирования .
1.1 История административного устройства России.
1.2 История развития экономического районирования.
1.3 Теория ТПК.

Глава 2. Отраслевая структура экономики России и обоснование размещения производства .


Глава 3. Основы современного районирования. Проблемы структурной перестройки хозяйства регионов.

3.1 Современное экономическое районирование.
3.2 Реформирование региональной политики.
3.3 Перспективы развития .

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 50.33 Кб (Скачать файл)

В первые годы Советской  власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены  новые административные единицы  – края, области и районы.

Были ликвидированы многие несоответствия административно - территориального деления царской России экономическому значению регионов.

К концу 30-х годов сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало  вплоть до 90-х годов. В этот период существовало 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская  ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская  ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР и  Казахская ССР.

В составе союзных республик  существовали 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.

Сложившаяся к началу 90-х  годов политическая и экономическая  обстановка привела к распаду  Советского Союза. Этот процесс объясняется  рядом причин, главная из которых  – господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС, полный политико-экономический  диктат руководящих структур КПСС над  всеми сферами политической и  экономической жизни страны. Естественно, тот диктат должен был рано или  поздно быть свергнут. Произошел развал империи, который сопровождался  финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик  заявили о государственной независимости  – Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения. Они отказались от участия в подписании союзного договора о сохранении Союза и утверждения  Федерации свободных государств. Предполагалось изменение названия страны – Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991г. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели  к дальнейшему развалу СССР и  обострению политико-экономической  обстановки в стране. О полной независимости  в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан  и другие республики. Начался процесс  национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя и подтвержденное двусторонними  экономическими соглашениями.

В настоящее время полностью  распался бывший Советский Союз, и  на месте огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым  сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан  и Туркмения. Все эти государства – республики по форме государственного устройства, в основном президентские республики.

По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество  независимых государств (СНГ), целью  которого является создание единого  экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого  энергоснабжения. В состав СНГ в  настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано парламентами не во всех из них.

Сложилось современное административно-территориальное  деление России. В Российскую Федерацию  входят следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Вместе с тем следует  отметить, что Чечня заявила полный суверенитет вне Российской Федерации  и не намерена подписывать Федеративный договор. Однако существование Чеченской  республики вне Федерации не признается.

Автономной областью в  составе России пока осталась одна – Еврейская; другие же автономные области преобразованы в республики. В состав России входят 10 автономных округов: Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Осталось неизменным количество краев – 6: Ставропольский, Краснодарский, Красноярский, Алтайский, Приморский, Хабаровский и областей – 49.

Кроме того, в настоящее  время выделяются 7 федеральных округов.

1.2 История развития  экономического районирования.

Экономическое районирование  имеет свою историю. Первые попытки  экономического районирования и  первые публикации по вопросам районирования  давали начальную ориентировку в  хозяйственных различиях отдельных  частей страны.

В ходе исторического развития можно выделить несколько этапов развития теории экономического районирования.

1)   1840-1861 – зарождение теории экономического районирования;

2)   1861-1917 – эволюционное развитие;

3)   1917-1920 - застой в развитии;

4)   1920-1931 – бурное прогрессивное развитие, теория районирования находилась под воздействием НЭПовской реформы в России;

5)   1931-1957 – относительно спокойное эволюционное развитие, районирование менялось благодаря воздействию жестко централизованной системы управления экономикой России;

6)   1957-1964 – революционные изменения (прогрессивные или регрессивные), в 1957-1964 гг. экономика развивалась с принципиально новым делением территорий на экономические районы;

7)   1964-1991 – относительно спокойное эволюционное развитие, в экономике действовал принцип жестко централизованного управления;

8)   1991 – 2000 (революционные изменения прогрессивные или регрессивные)

9)   2000 – настоящее время (также революционные изменения).

После 1991 г. и по настоящее  время имеются новые точки  зрения на территориальную структуру  народного хозяйства РФ.

На каждом из обозначенных этапов теория районирования находилась под воздействием одного или нескольких системообразующих. знаков. В состав последующих обычно включают:

¨   экономическую специализацию различных частей страны;

¨   характер экономических связей;

¨   национальные особенности территории;

¨   географические особенности (ландшафт, климат, обеспеченность различными ресурсами, прежде всего, минеральными и водными).

Рассмотрим некоторые  этапы более подробно.

1964 –1991 годы

В 1963 г. Госплан СССР предложил  разделить территорию СССР на 18 крупных  экономических районов с учетом их природных и экономических  особенностей. В РСФСР выделены были 10 крупных экономических районов  – Центральный, Северо-западный, Центрально-черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский  и Дальневосточный.

В 1982 г. Северо-Западный район  был разделен на два района –  Северо-Западный и Северный. Таким  образом, последняя сетка районов  СССР включала 19 крупных экономических  районов, из них 11 – на территории России.

1991 – 2000 годы

Развитие российской экономики  в условиях реформ перехода к рыночным отношениям.

После 2000 года

В 2000 году было произведено  разделение территории Российской Федерации  на семь округов. Начало формирования районирования по федеральным округам.

1.3 Теория ТПК.

Впервые термин «ТПК» появился в конце 50-х годов. Первоначально  за аббревиатурой ТПК скрывались слова «территориально-промышленный комплекс», то есть комплекс понимался  узко, только как промышленный. Позже  его стали расшифровывать как  «территориально-производственный». Категория  «производство» шире категории «промышленность», то есть подразумевается, что в ТПК  могут включаться предприятия не только промышленных отраслей, но также  строительства, сельского хозяйства, а также инфраструктурные объекты, способствующие эффективной работе предприятий упомянутых трех секторов народного хозяйства.

К инфраструктуре относятся: производственная – общие транспортные артерии, энергоснабжение, общая связь, складское хозяйство, социальная –  учреждения здравоохранения, народное образование, жилье, учреждения культуры и науки, социальной защиты населения.

Основоположниками теории ТПК  считаются И. Н. Колосовский, П. М. Алампиев, Ю. Г. Саушкин.

В период 1957-1964 гг., благодаря  усилиям СНХ и органов региональной власти, некоторые региональные и  хозяйственные комплексы достигли такого уровня развития, что к ним  можно было бы применить определение  ТПК. Обычно это наблюдалось там, где имелись относительно небольшие  автономные образования, развитая производственная инфраструктура и развита, по меньшей  мере, одна отрасль народного хозяйства.

Например, в 1957-64 гг. существовал  КОМИ экономический административный район. Экономическо-административные границы совпадали с государственной  границей этой республики. Благодаря  этому, предоставлялась возможность  относительно быстро находить компромисс в решении двух органов управления (Совмин АССР, СНХ). Функции управления Пыли поделены следующим образом: СНХ  руководил всей промышленностью  республики и крупными строительными  организациями; Совет министров  – предприятиями местного республиканского значения, сельскохозяйственным производством  и строительными организациями  вспомогательного значения. Регион уже  тогда имел, по меньшей мере, две  транспортные артерии; железнодорожную  линию (Котлас-Воркута) и крупную  водную артерию – реку Печору, впадающую  в Печорскую губу Баренцева моря. Здесь имелись запасы полезных ископаемых. В их числе: угли Печорского угольного  бассейна (Воркута, Инга), нефть и  газ Тимано-Печорской нефтегазоносной  провинции (Ухта, Усинск); запасы спелой древесины, преимущественно хвойных  пород (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), а также значительные запасы лиственных пород деревьев. Запасы древесины стали основой для  формирования соответствующих производств: фанерное производство, мебельное производство, производство целлюлозы, бумаги (газетной и журнальной, обоев) и т.д.

Запасы газа и нефти  обусловили строительство газоконденсатного, сажевого и нефтеперерабатывающего заводов.

Информация о работе История экономического районирования