Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 07:56, лекция
В условиях рыночной экономики решающее значение приобретает конкурентоспособность продукции (изделия, услуги, процесса). Чтобы был спрос на то или иное изделие, оно должно обладать определенными потребительскими свойствами: исправно работать в соответствии со своим функциональным назначением, быть приемлемым по цене, удовлетворять требованиям безопасности, экологии, эстетики и пр.
Квалиметрия, как научная дисциплина, имеет свои методологические принципы. По содержанию и направленности их можно сгруппировать в три группы.
В первую группу можно включить принципы, которые определяют практическую направленность квалиметрии (методы достоверной оценки качества, приемы и средства оценивания, защищающие интересы потребителя, клиента).
Во вторую - принципы, определяющие приоритетные показатели для оценки качества продукции, для оценки качества в целом, в динамике, на различных этапах сравнения качества.
В третью - принципы, которые предусматривают использование метода комплексной оценки качества продукции, разнообразные показатели свойств предметов в единицах измерения.
Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия стандартов, базовых эталонов сравнения, без базовых показателей, определяющих свойства качества в целом и динамику их развития.
Таким образом, квалиметрия как наука имеет структурные взаимосвязанные элементы в виде объекта и предмета, исходных категорий и понятий, теоретико-методологической базы оценивания качества, методологических принципов и специфических задач по достоверному, квалифицированному и количественному измерению качества предметов и процессов.
В связи с большой сферой применения квалиметрии сегодня ее считают дисциплиной, изучающей проблему оценки качества любых объектов, предметов и процессов. При этом обеспечение качества и технологий качества различной продукции является основным направлением использования методов квалиметрии. Таким образом, квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые для обоснования управленческих решений и смежных с ними вопросов управленческой деятельности.
Квалиметрия имеет следующие методологические принципы:
Эти принципы можно считать основополагающими при решении как общих, так и частных квалиметрических вопросов, связанных с объектами реальной техники и экономики.
Существует множество методик комплексного количественного измерения качества. Их основные общие особенности заключаются в следующем. Качество рассматривается как некоторая иерархическая совокупность свойств, представляющих интерес для потребителя.
В зависимости от используемых средств различают следующие методы измерения показателей качества:
Показатели качества продукции могут быть единичными, комплексными, интегральными и базовыми.
Единичные - относятся к одному из свойств продукции. Комплексные - к нескольким свойствам продукции.
Интегральные - комплексные показатели качества продукции, отражающие соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребление. Их определяют в тех случаях, когда удается количественно оценить пользу от эксплуатации или потребления.
Базовые - показатели качества эталонной продукции, принятые за исходные при сравнительных оценках качества. Базовые показатели быть единичными, комплексными и интегральными. В качестве эталонов используют образцы продукции, отражающие достигнутый уровень качества, перспективный уровень качества, возможность определения и анализа динамики качества.
Одной из главных задач квалиметрии является определение уровня качества, которому должна соответствовать выпускаемая продукция.
Уровень качества продукции - относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении совокупности показателей ее качества с совокупностью базовых показателей. Определение уровня качества продукции связано прежде всего с установлением того, насколько эта продукция пригодна выполнять свои функции.
Различают следующие методы оценки уровня качества:
Показатели качества услуг можно классифицировать как количественные и качественные. К количественным относятся такие показатели, как время ожидания и предоставления услуги, надежность ее оказания, полнота оказания услуги и т. п. Качественные показатели - это доступность, чуткость, вежливость, доверительность, компетентность, коммуникабельность, эффективность контактов исполнителей и клиентов и т. п.
В настоящее время используют следующую классификацию показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов.
Аналогичен подход к системам качества (технологическим, производственным, корпоративным, общефирменным, конкретного предприятия или его подразделения). По сути дела эффективная оценка объектов является важнейшим фактором, определяющим их конкурентоспособность и ее повышение в рыночных условиях.
Квалиметрия позволяет сравнивать системы управления качеством на отечественных предприятиях с аналогичными системами за рубежом, в том числе самыми передовыми аналогами мирового уровня, выявлять, в чем наши предприятия недорабатывают и над чем необходимо работать далее, в перспективном периоде, как совершенствовать процессы управления качеством.
В заключение отметим, что из теории и практики менеджмента известно, какое значительное влияние на эффективность работы предприятий оказывает стимулирование «борьбы» за лучшее качество. Стандарты на системы качества и принципы можно назвать главным инструментарием менеджмента качества. Но это лишь фундамент в данной области экономики.
Уже более 30 лет прошло, как во многих развитых странах мира стали широко применяться премии лучшим в области качества предприятиям. Наиболее престижными из них можно считать премии Деминга в Японии и Болдриджа в США, европейская премия качества для компаний Европы.
Следует отметить, что и наша
страна имеет положительный опыт работы
в этом направлении. Премия Правительства
РФ в области качества была учреждена постановлением
Правительства от 12 апреля 1996 г.
№ 423. До 12 таких премий присуждается ежегодно,
начиная с 1997 г., на конкурсной основе.
При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две основные задачи:
1) обеспечение совместимости с зарубежными премиями;
2) максимально возможный учет российской специфики.
Причем приоритетной являлась первая задача, учитывая необходимость будущей интеграции российской экономики в мировую и возможность результатов деятельности отечественных предприятий с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере.
В рамках российского конкурса предприятия и организации, претендующие на премию в области качества, оцениваются по девяти критериям, характеризующим их направления деятельности и ориентиры для ее улучшения.