Классификация розничных тторговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 06:15, доклад

Краткое описание

Розничные торговые предприятия классифицируются по следующим признакам:
- по виду реализуемого ассортимента;
- по формам торгового обслуживания;
- по уровню цен;
- по типам;
- по формам и видам интеграции;
- по концентрации и месторасположению.

Вложенные файлы: 1 файл

КЛАССИФИКАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.docx

— 34.89 Кб (Скачать файл)

КЛАССИФИКАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ  ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

 

Розничные торговые предприятия  классифицируются по следующим признакам:

- по виду реализуемого  ассортимента;

- по формам торгового  обслуживания;

- по уровню цен;

- по типам;

- по формам и видам  интеграции;

- по концентрации и  месторасположению.

 

  Разделение розничных  предприятий по виду реализуемого  ассортимента Ассортимент товаров  — важный признак классификации  предприятий розничной торговли. В зависимости от вида ассортимента  различают следующие виды магазинов:

- универсальные;

- специализированные;

- магазины с комбинированным  ассортиментом;

- магазины со смешанным  ассортиментом товаров.

Универсальные магазины —  магазины, реализующие универсальный  ассортимент продовольственных  и/или непродовольственных товаров. Примером универсальных продовольственных  магазинов являются: универсам, супермаркет, гипермаркет; универсальных непродовольственных  — универмаг, торговый дом.      Специализированные магазины — магазины, реализующие одну группу товаров («Одежда», «Культтовары», «Мясо») или часть товарной группы («Детская одежда», «Спортивные товары», «Колбасы»). Последние принято называть узкоспециализированными магазинами. Магазины с комбинированным ассортиментом товаров — магазины, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса («Галантерея-парфюмерия», «Мясо-рыба») или удовлетворяющих какие-либо потребности покупателей («Хозяйственные товары», «Товары для садовода», «Все для рукоделия», «Диета»).

        Магазины со смешанным ассортиментом товаров — магазины, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров. Такими магазинами является в настоящее время большинство специализированных магазинов, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары. Специализированные магазины («Диеты», «Океаны», «Колбасы», «Овощи-фрукты», «Булочные» и др.) не выдержали конкуренции с другими магазинами и расширили свой ассортимент, что отрицательно сказалось на культуре торговли. Однако специализированные магазины имеют ряд преимуществ перед универсальными, комбинированными и смешанными. Они серьезно работают с одной товарной группой, что сокращает количество персонала и упрощает процесс оформления бумажной документации, тесно взаимодействуют с поставщиками, обеспечивая скидки на товары. В перспективе количество специализированных магазинов должно увеличиваться. Особенно это касается таких магазинов, в которых реализуются товары редкого спроса: дорогие парфюмерно-косметические товары, модная одежда, изысканные вина.

Классификация по форме торгового  обслуживания

Форма торгового обслуживания включает особенности торгово-технологического процесса. К ним относятся:

- методы продажи товаров;

- дополнительные услуги;

- персональные методы  продажи.

 

В магазине различают следующие  методы продажи товаров:

- индивидуальное обслуживание  покупателей или продажа товаров  через прилавок (традиционный метод  продажи);

- открытая выкладка товаров;

- продажа товаров по  образцам или каталогам;

- продажа товаров по  предварительным заказам;

- продажа методом самообслуживания.

 

Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей представляет собой метод продажи, при котором  все основные операции по обслуживанию (встреча покупателя и выявление  его намерения, предложение и  показ товара, помощь в выборе товара и консультация; операции, связанные  с нарезкой, взвешиванием, отмериванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок) осуществляются при участии  продавца. Применение в магазинах  традиционного метода продажи товаров  снижает уровень обслуживания населения, увеличивает затраты времени  на приобретение товаров, ограничивает самостоятельность покупателей  в выборе товаров. Использование  этого метода эффективно лишь для  товаров, требующих более содержательной консультации продавцов (например, при  продаже чая или мяса, когда  покупатель просит разрубить понравившийся  ему кусок). Продажа товаров с  открытой выкладкой заключается  в том, что запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца, на пристенном или островном оборудовании. Покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные товары. Функции продавца при этом сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционными методами, так как многие покупатели имеют возможность одновременно ознакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавца на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов и повысить производительность труда продавцов. Наибольшее распространение такой метод продажи получил при реализации плодоовощных товаров. За рубежом этим методом реализуются одежда и обувь со скидками, бельевые, чулочно-носочные изделия, текстильная галантерея. Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товар, соответствующий образцу. При этом методе продажи рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Метод продажи удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Выставленные в торговом зале образцы должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.

 

Обычно этот метод применяется  при продаже технически сложных  и крупногабаритных товаров, например, радиотоваров, электротоваров, мебели.

 

Разновидностью этого  метода является продажа товаров  по каталогам, когда вместо натуральных  образцов товаров прилагается каталог  их фотографий с описанием вариантов  — после выбора товара и расчетов за него он доставляется покупателю по почте или завозится с ближайших  складов производителя или другого  поставщика.

 

Торговля по предварительным  заказам удобна для покупателей, так как позволяет им сэкономить время на приобретение товаров. По предварительным  заказам продают преимущественно  продовольственные товары, а также  непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты  в магазине, по месту работы или  на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной  оплаты в кассе магазина, а также  путем оплаты стоимости товаров  в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине.

 

Продажа товаров при полном самообслуживании покупателей —  один из самых удобных для покупателей  методов продажи товаров, который  распространен за рубежом и был  распространен в России в дореформенный  период. Обратный переход от самообслуживания к торговле через прилавок в нашей  стране произошел в 1990—1991 гг. Это  было вызвано инфляцией и последующим  быстрым скачком цен, сильнейшим дефицитом товаров и обострением  проблемы воровства в магазинах. В настоящее время такой формат вновь активно развивается и  является одним из самых распространённых.

 

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и  контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли.

 

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину  и доставляют в узел расчета. В  узле расчета покупателям вручают  кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров. При продаже товаров методом самообслуживания широко применяется технология штрихового кодирования. Наличие штрих кода на всех товарах делает более простым их учет в магазинах и позволяет вести расчетно-кассовые операции с использованием электронного торгового оборудования: терминалов, сканеров, портативных терминалов. Дополнительные услуги, так же как и методы продажи товаров, являются еще одной составляющей форм продажи товаров. Дополнительные услуги имеют большое значение для повышения культуры торговли, создания положительного имиджа предприятия и повышения его конкурентоспособности. К услугам розничной торговли относятся: реализация товаров; упаковка купленных в магазине товаров; прием (в том числе по телефону) и оформление предварительных заказов на товары; подготовка к определенному часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже; прием и исполнение заказов на товары, реализуемые через сеть посылочной торговли; погрузка и доставка тяжелых и крупногабаритных изделий автотранспортными средствами (если доставка осуществляется транс агентством); оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента; перечисление комитентам денежных средств за реализованные товары на указанный расчетный счет; оценка ювелирных изделий из драгоценных металлов, драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней; прием стеклопосуды на дому; предоставление кабины для зарядки аппаратуры; предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм и просмотра видеокассет; консультационные услуги специалистов о правилах и порядке пользования технически сложными товарами-новинками с демонстрацией их в действии; консультации диетологов, косметологов; гарантийное хранение купленного товара; прием на хранение вещей покупателя и детских колясок (при наличии комплекса товаров для детей); функционирование комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей); послепродажное обслуживание.

Кроме того, существуют дополнительные услуги.

По времени оказания они  делятся на:

- предшествующие продаже  – консультации специалистов, внемагазинная  информация о товаре, демонстрация  новых товаров;

 

 - во время продажи – испытание товара в действии, упаковка, дегустация;

- послепродажные – доставка товаров на дом, установка и др.

Классификация дополнительных торговых услуг по степени связи  с продажей:

- связанные с продажей – дополнительная упаковка, консультация о качестве товаров, доставка на дом;

- относительно связанные с продажами – прикрепление ремешков к часам, зарядка аккумуляторов;

- свободные – пользование  камерой хранения, вызов такси  и др.

По характеру спроса дополнительные услуги можно разделить на:

- постоянные – продажа в кредит, кафетерий, телефон;

- периодические – вставка образцов, дегустация;

- эпизодические – подбор и отправка товаров по просьбе иногородних покупателей.

По характеру затрат дополнительные услуги можно разделить на:

- бесплатные – связанные с продажей;

- платные – в основном  свободные услуги.

Персональные методы продажи  распространяются на внемагазинную  торговлю и связаны с индивидуальным обслуживанием покупателей на дому. Прямой продажей называется любая форма личного контакта продавца и покупателя за пределами стационарной точки торговли, часто на дому у покупателей, например с привлечением торговых агентов. Таким методом продается, например, косметика и парфюмерия компании Avon. Прямой маркетинг отличается от прямых продаж тем, что непосредственный контакт с покупателем организуется с помощью средств информации, а не торгового персонала. В качестве источников информации используются рекламные объявления, каталоги, почтовые отправления. Ознакомившись с рекламными материалами, покупатель принимает решение посетить магазин или заказать товар по почте. Оплата производится предварительно или в момент получения товара по почте. Там же могут быть и каталоги для заказа нужных товаров. Целевые сегменты при почтовых отправлениях отбираются с помощью специальных списков баз данных.

 

Электронный маркетинг —  особая форма прямого маркетинга, осуществляется с помощью электронных  информационных средств. Включает в  себя:

- продажу товаров по  телефону;

- продажу товаров по  электронным каналам;

- продажу в электронном  магазине и др.

Продажа товаров по телефону осуществляется с помощью активных исходящих звонков и последующей  устной презентацией товара. Таким  образом, осуществляется, например, торговля с доставкой товара на дом или  в офис. Оплата товаров производится на дому, после того как покупатель их проверит по качеству и весу. Торговля по электронным каналам имеет несколько разновидностей, но осуществляется так или иначе с использованием компьютерной сети. Сюда относится продажа через Интернет и электронную почту. Организация торговли по электронным каналам принципиально не отличается от продажи по телефону (с точки зрения поставки товара и получения за него денег). Отличие состоит в том, что продажа по телефону — это активные звонки с живой речью продавца, а торговля по электронным каналам (компьютерным сетям) — размещение информации о товарном предложении и ожидание входных пассивных звонков или письменных предложений от покупателя. В последнее время специалистами рассматривается возможность создания дигитальных денег, размещаемых в Интернете, что ускорит взаиморасчеты покупателя и продавца. Перспективой для будущей торговли является идея создания электронного магазина-склада. При этом отбор товара предлагается делать не в торговом зале, а в специальной комнате, где установлен компьютер. Программа компьютера позволяет со всех сторон осмотреть товар, и, в случае его выбора, достаточно нажать на кнопку и товар автоматически перемещается со склада к покупателю. В принципе, по такой схеме товар можно выбрать и с помощью домашнего компьютера.

      Характеристика магазинов по уровню розничных цен

      Дискаунтеры — это универсальные магазины, работающие по методу самообслуживания и реализующие в основном продовольственные и частично непродовольственные товары повседневного спроса по низким ценам. Специалисты называют эти магазины «усеченным вариантом супермаркетов», где сохраняется тот же метод продажи и похожий ассортимент, хотя и не такой широкий.

 

Торговая площадь этих магазинов в среднем составляет 600 кв. м, хотя известны магазины с площадью до 3000 кв. м. Низкие цены в дискаунтерах обеспечиваются за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов. Характерная деталь дискаунтеров — отсутствие в торговом зале продавцов. Это также позволяет снизить издержки, а значит, и розничную цену товара. Функцию информирования покупателей выполняют ценники, которые являются одним из важнейших элементов системы организации торговли. Как правило, эти магазины не размещаются в центре города, а строятся в жилых, так называемых «спальных» районах. Точка зрения о том, что дискаунтер — это «магазин для бедных», является неверной. Дискаунтер ориентирован на всех жителей близлежащих кварталов, не желающих платить лишние деньги за товары повседневного спроса. Сегодня дискаунтеры являются серьезным конкурентом уличным рынкам. Первые дискаунтеры появились в Германии почти 40 лет назад. Первоначально они занимали небольшую долю в общем объеме товарооборота. Это было связано с непривычностью данных магазинов для покупателя и с ограниченностью ассортимента. Сегодня в этих магазинах продается практически полный ассортимент продовольственных товаров повседневного спроса. Номенклатура товаров — в среднем 600 наименований, но может доходить и до 1200. Однако есть предел количества наименований, при достижении которого схема «высокое качество по низкой цене» не работает. Поэтому в типичном дискаунтере вряд ли когда-нибудь будет более 1200 наименований товаров. Сегодня в Германии магазинов этого типа насчитывается более 6 тысяч. Магазины-дискаунтеры получают широкое распространение во все мире, особенно в Европе, и активно распространяются в России. В Москве их сегодня более 20. Это сеть магазинов «Копейка», «Народный магазин», «Котомка», ЗАО ТД «Перекресток» открыло под торговой маркой «Мини-перекресток» несколько магазинов. Дисконтные магазины осуществляют продажу товаров со скидкой владельцам специальных дисконтных карт, которые могут быть именными и на предъявителя. Финансовая схема работы с дисконтными картами устанавливается продавцом: может браться определенная авансовая сумма, может оплачиваться стоимость изготовления карты или карта выдается бесплатно при покупке товара на большую сумму. Магазины «Кэш энд кэрри» предназначены для мелких перекупщиков. Особенностью этих магазинов является совмещение в одном помещении склада и торгового зала, товар выложен на стеллажах большими партиями. Покупатель, проходя с тележкой мимо стеллажей, отбирает товар и оплачивает его при выходе из магазина в едином узле расчета.

Информация о работе Классификация розничных тторговых предприятий