Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 18:25, доклад
Компания Mars является одной из самых загадочных на американском бизнес-олимпе. Хотя ее доходы исчисляются миллиардами долларов, а продуктовый портфель содержит более 10 известнейших брендов, вокруг каждого из которых можно было бы построить отдельный бизнес, компания продолжает до сих пор являться частной. Ключевые роли в сегодняшнем Mars по-прежнему играют члены известной семьи, приходящиеся внуками основателю компании.
Компания Mars является одной из самых загадочных на американском бизнес-олимпе. Хотя ее доходы исчисляются миллиардами долларов, а продуктовый портфель содержит более 10 известнейших брендов, вокруг каждого из которых можно было бы построить отдельный бизнес, компания продолжает до сих пор являться частной. Ключевые роли в сегодняшнем Mars по-прежнему играют члены известной семьи, приходящиеся внуками основателю компании.
Статус частной компании, а может расположение рядом со штаб-квартирой ЦРУ привели к тому, что Mars всегда была закрытой компанией. Ее основатели никогда не стремились к личной известности, и к тому, чтобы красоваться на обложке Forbes (впрочем, это не мешает им входить в сотню самых богатых людей США по версии известного журнала). Такая закрытость породила массу слухов, циркулирующих вокруг компании. Многие утверждали, что руководитель компании Форрест Марс ежедневно устраивает обход, в ходе которого пробует на вкус всю продукцию Mars, включая корм для животных! Как бы там ни было, стоит приоткрыть завесу тайны над Mars, рассказав об этой компании.
Основание компании
История Mars уходит корнями к 19 веку. В 1883 году на свет появился будущий основатель шоколадного гиганта Франклин Клеренс (Фрэнк) Марс. Родители Фрэнка жили достаточно бедно, так что ему рано пришлось повзрослеть, выйдя на работу. В возрасте 19 лет он уже вовсю торговал сладостями. Именно с этого момента он вошел в индустрию, которая и определила всю его жизнь. Постепенно Фрэнк поднимался по службе, и в итоге зарабатывал достаточно приличные деньги. Нет, он, конечно, не жил богато, но имел собственный дом и женился на девушке по имени Этель, которая станет его главным партнером по бизнесу.
В возрасте 28 лет Фрэнк оставляет работу и решает начать собственное дело. Вместе с женой они начинают торговать сладостями, открыв свой кондитерский магазин прямо в своем доме. Вся торговля шла через окно кухни семьи Марсов. Продажи начали быстро расти и супруги основали компании под названием Mar-O-Bar. Это случилось в 1911 году. Мечта Фрэнка о собственном бизнесе, который бы позволил ему раз и навсегда забыть о наемной работе, начала осуществляться.
В целом, на то время основным ассортиментом кондитерской семьи Марс были различные конфеты самой разной начинки. Идея, изменившая всю жизнь Фрэнка, пришла к нему совершенно случайно. Однажды он направился вместе с сыном в магазин. Форрест (так звали маленького Марса) попросил отца купить ему шоколада. В то время шоколад продавался только на развес. Это было, мягко говоря, не очень удобно. Клиенты быстро пачкались им. Именно в тот момент Фрэнк подумал, а почему бы не начать продавать небольшие ломтики шоколада, завернутые в фольгу? Идея показалась ему перспективной. После разговора с женой он пришел к выводу, что стоит попробовать. Попробовали. Батончик Milky Way стал хитом в считанные дни. Уже к 1925 году Milky Way будет признанным лидером на рынке. Продажи начнут расти ежегодно, а компания будет открывать для себя все новые и новые рынки.
В 20-е годы у Mars появится своя фабрика в пригороде Чикаго. Начнет расти штата компании. Все это выльется в появление новых продуктов, среди которых будет и легендарный шоколадный батончик Snickers, который до сих пор является одним из флагманов продуктовой линейки Mars.
Тем временем Форрест Марс заканчивает Йельский университет. Получив великолепное образование, он собирался войти в мир бизнеса. Тут возникают определенные расхождения, касательно случившегося. Дело в том, что у историков нет единого мнения, касательно этого времени. Известно, что Форрест отправился в Англию, где занялся своим собственным бизнесом, не связанным с компанией Mars. По одной из версий - это отец предложил ему попробовать свои силы, и создать с нуля свой собственный бизнес. Но есть и другая версия, согласно которой отношения между отцом и сыном серьезно обострились, и в итоге Форрест покинул США, чтобы заняться своим собственным бизнесом. Как бы то ни было, но стартовал Форрест на деньги отца (не считая того, что компания Марса-младшего получила эксклюзивное право на производство шоколада Milky Way за пределами Америки). А это говорит о том, что какую-то связь отец и сын поддерживали, даже если верна вторая теория.
В 1932 году Форрест Марс приобретает помещение под фабрику в городе Слоу. Наняв нескольких сотрудников, он начинает производство. Именно на этой фабрики впоследствии родится еще один легендарный батончик, ничуть не уступающий по известности Snickers – Форрест назовет его Mars. Стоит отметить, что первые шаги в производстве шоколадных батончиков давались Форресту нелегко. Ему даже пришлось отказаться от идеи разрабатывать на первых порах свой собственный шоколад. Вместо этого он сотрудничал с компанией Cadbury.
В отличие от отца Форрест не был помешан только на кондитерских изделиях. Ему была совершенно не чужда идея дифференциации. Нет ничего удивительного в том, что именно с его легкой руки в ассортименте компании появились корма для животных, такие как Whiskas и Pedigree. Но главное открытие Форреста появится несколько позже – им станут популярные ныне конфеты M&M. Очень жаль, что Марс-старший уже не увидит этот успех сына, так как в 1934 году покинет этот мир. Он умрет от сердечной недостаточности.
«Тает во рту, а не в руках»
Если отец Форреста придумал знаменитую шоколадку Milky Way, то сыну принадлежат не менее известные конфеты M&M. Идея пришла к Форресту в тот момент, когда он приехал в Испанию, чтобы решить кой-какие проблемы, связанные с его бизнесом. Там он и увидел конфеты, ставшие прообразом M&M. Проблемой большинства шоколадок того времени было то, что они быстро таяли в руках. Особенно, в жаркие летние дни.
Эту проблему и решил Форрест Марс при помощи специальной защитной оболочки, которой покрывались все конфеты M&M. Таким образом, появилась сладость, о которой очень давно мечтали потребители, уставшие от таявшего в их руках шоколада. Надо ли говорить, что M&M в одночасье становится главным продуктом компании Форреста Марса. При этом его успех был настолько велик, что Марс-младший принял решение сменить название компании на M&M Ltd.
Следующим важным шагом для Марса стала покупка компании Uncle Ben’s. Это был еще один важный ход в плане диверсификации. На то время Uncle Ben’s был одним из лидеров на рынке риса быстрого приготовления. Имея столь сильный ассортимент товаров, Форрест стал все чаще наведываться в Америку. А в 1964 году он объединил свою компанию с детищем отца. Появилась компания M&M/Mars, которая уже тогда поражала своей мощью, и количеством успешных брендов в продуктовом портфеле. Однако, ни о каком выходе на биржу не шло даже и речи. Форрест считал, что компания должна оставаться достоянием семьи. По крайней мере, до его смерти говорить о продаже хоть какой-то части компании было бессмысленно.
Конечно, о возвращении Форреста в Mars писали все бизнес-журналы того времени. Это было действительно знаменательно событие для всей Америки. Очень жаль, что Форрест пошел на такой шаг так поздно. Все дело в том, что в начале 30-х годов отец очень хотел, чтобы молодой Марс вернулся в компанию, но тот отказался. Это было очень обидно для Фрэнка, так как умирая он все еще находился в некотором разладе с сыном. Тем не менее, в итоге Форрест вернулся и повел компанию новым курсом к новым высотам.
Революция в управлении
Форрест Марс никогда не афишировал свой достаток. Он вообще не любил, когда о нем слишком много говорили. Ему не нравилось красоваться на обложках бизнес-журналов. Он был поглощен работой, но совершенно не интересовался сопутствующей славой. По своему устройство Mars того времени очень сильно напоминала современный Apple. Трудно было получить хоть какие-то сведения о компании. Тем не менее, известно о некоторых революционных ходах, которые предпринимала Mars в отношении своих сотрудников.
Во-первых, в Mars присутствовал очень жесткий контроль за качеством продукции. Конечно, пока он не был поставлен настолько хорошо, как у японцев, но за качеством в Mars следили. При этом Форрест всегда переходил на личности, когда появлялись те или иные проблемы. Он открыто критиковал тех, или иных сотрудников. Впрочем, это не значит, что он не ценил сотрудников. Вовсе нет! Он прекрасно понимал, что судьба его компании зависит от них, и старался организовать для них самые лучшие условия.
Второй важный момент заключался в том, что в Mars отказались от личных кабинетов и каких-либо перегородок, отделявших сотрудников друг от друга. Это было сделано специально, чтобы сотрудники могли почувствовать себя командой. Кроме того, данный ход позволял каждому гораздо быстрее донести информацию до другого человека, в том числе и руководителя. Сегодня организация труда подобным образом пользуется большой популярностью (один офис компании «Суп», владеющей LiveJournal чего стоит).
История корпорации начиналась
на самой обыкновенной кухне в
одном из скромных домов американского
города Тахома (штат Вашингтон)
В 1932 году благодаря усилиям Форреста Марса открылось отделение компании в Великобритании и был запущен батончик Mars. Однако в отличие от отца Форрест фокусировался не только на кондитерских изделиях. Скоро в ассортименте компании появились корма для животных Whiskas и Pedigree. Но главным открытием Форреста стали конфеты M&M’s. Благодаря специальной защитной оболочке они не пачкали руки потребителей. M&M’s быстро стали основным продуктом компании.
Следующим важным шагом для Марса стала покупка компании Uncle Ben’s. Это был еще один важный ход в плане диверсификации. Имея столь сильный ассортимент товаров, Форрест стал все чаще наведываться в Америку. А в 1964 году он объединил свою компанию с детищем отца.
В компании был введен очень жесткий контроль за качеством продукции. Здесь отказались от личных кабинетов и каких-либо перегородок, отделявших сотрудников друг от друга. Это было сделано специально, чтобы сотрудники могли почувствовать себя командой. У компании довольно рано появился свой центр обучения сотрудников.