Конкурентная контрразведка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:12, доклад

Краткое описание

С развитием рынка в условиях жесткой конкуренции предприниматели и предприятия России и стран СНГ все чаще сталкиваются с проявлениями конкурентной разведки и промышленного шпионажа. На сегодняшний день в России применение методов конкурентной разведки в развитии бизнеса принимает все более обширный характер.

Мировая практика показывает, что ведущие зарубежные компании стабильно тратят на конкурентную разведку и контрразведку от 10 до 20 % своей прибыли.
Для того чтобы определить методы противодействия конкурентной разведке и промышленному шпионажу, необходимо понять их основные задачи.

Вложенные файлы: 1 файл

Konkurentnaya_kontrrazvedk1.docx

— 18.91 Кб (Скачать файл)

Конкурентная контрразведка.

 

С развитием рынка в  условиях жесткой конкуренции предприниматели  и предприятия России и стран  СНГ все чаще сталкиваются с проявлениями конкурентной разведки и промышленного  шпионажа. На сегодняшний день в  России применение методов конкурентной разведки в развитии бизнеса принимает  все более обширный характер.

 

 Мировая практика показывает, что ведущие зарубежные компании  стабильно тратят на конкурентную  разведку и контрразведку от 10 до 20 % своей прибыли.

 Для того чтобы определить  методы противодействия конкурентной  разведке и промышленному шпионажу, необходимо понять их основные  задачи.

 По существу, конкурентная  разведка отличается от промышленного  шпионажа лишь тем, что она  использует более законные методы  сбора информации. Для удобства  в дальнейшем мы будем рассматривать  эти два понятия как одно  целое.

 

Итак, к основным задачам  конкурентной разведки относятся:

своевременное получение  достоверной и актуальной информации о состоянии дел компании-конкурента, его финансовом положении, возможных  проблемах, положении на рынке, стратегии  и реальных перспективах развития;

своевременное выявление  действий компаний-конкурентов, которые  могут негативно повлиять на собственные  интересы;

информированность о событиях на рынке, которые имеют значение для собственной компании;

анализ полученной информации с целью предотвращения негативных последствий для компании в связи  с действиями конкурентов, опережения их по занятию инновационного или  лидирующего положения на рынке;

получение и внедрение  в собственной компании новейших разработок, стратегий и планов, позволяющих оптимизировать финансовые затраты и увеличить прибыль;

перехват ценных сотрудников  и ключевых каналов продаж у компаний-конкурентов;

дискредитация и удаление с рынка конкурентов с целью  получения занимаемой ими части  рынка.

 

Как видим, при профессиональном выполнении вышеуказанных задач  и оперативной удаче Ваша компания может через сравнительно короткое время оказаться вне конкуренции (а если кто-то сделает это раньше Вас – вне рынка).

 

Методы достижения задач  конкурентной разведки можно условно  идентифицировать как законные (в  т.ч. относительно законные) и противозаконные.

Примеры законных методов:

сбор информации о конкуренте из открытых источников (СМИ, Интернет, опубликованные отзывы клиентов и партнеров, выставки и презентации, интервью руководителей, обнародованная самим предприятием финансовая отчетность и стратегия  развития и т.д.);

сбор информации на месте  дислокации предприятия – конкурента, в том числе и посещение  его под любым подходящим предлогом (под видом клиента, потенциального партнера). В данном случае, а еще  при проявлении оперативных навыков  и везения, также можно почерпнуть для себя много полезного. Например, количество работников, уровень их профессиональной подготовки, общая  организованность, уровень материально-технического обеспечения и состояние системы  безопасности конкурента. При недостаточном  контроле со стороны самих сотрудников  конкурента или его службы безопасности, можно успеть сфотографировать важные документы, сделать их копии, просто запомнить информацию с небрежно оставленных и увиденных вами документов. Если позволяет ситуация, можно подглядеть вводимые логины и  пароли электронной почты, внутренней корпоративной сети, в общем, добыть кое-какие сведения, относящиеся  к коммерческой тайне конкурента.

 

Некоторые из этих способов можно назвать относительно законными.

 

Незаконные методы более  разнообразны. Вот некоторые из них:

организация «наезда» на конкурента либо его имитация, со стороны криминальных сообществ, правоохранительных или  контролирующих органов – помогает установить фактических собственников, так называемую «крышу», степень  защищенности от воздействия факторов подобного рода, а в случае благоприятного развития событий – существенно  подавить морально-психологический  настрой в коллективе и у руководства, вызвать серьезные финансовые затраты, создать предприятию имидж «проблемного»  партнера;

распространение граничащей с достоверностью, частично «замешанной  на правде» порочащей конкурента информации посредством слухов, сплетен, в дальнейшем воспринимаемых и передаваемых как официальная информация –  в результате ухудшение или уничтожение  положительного имиджа конкурента;

получение информации о финансово-хозяйственной  деятельности конкурента из закрытых источников (его официальная отчетность в государственные и контролирующие органы, результаты плановых и внеплановых  ревизий и проверок) – в совокупности с другими разведывательными  мероприятиями может дать информацию о нарушении субъектом законодательства, которая может быть реализована  путем попадания конкурента в  поле зрения правоохранительных органов  со всеми вытекающими последствиями;

агентурное проникновение  в среду коллектива, ТОП-менеджеров, ключевых партнеров конкурента и  постоянное получение оперативной  информации о стратегических действиях  компании конкурента;

переманивание, подкуп ключевых менеджеров и партнеров компании-конкурента на свою сторону, полный или частичный  захват его каналов продаж;

скрытое наблюдение за офисом, складом, сотрудниками, руководителями компании-конкурента с целью выяснения  схем работы, поставщиков, покупателей, объемов продаж, возможных проблем, возникающих в ходе выполнения ключевых бизнес-процессов конкурента и слабых мест в данных бизнес-процессах;

незаконное снятие информации с каналов связи (электронная  почта, внутренняя корпоративная компьютерная сеть, телефоны), а также скрытое  прослушивание офисных помещений, установка GPS-слежения за транспортом  субъекта.

 

Следует напомнить, что данная статья посвящена проблеме эффективного противодействия проявлениям промышленного  шпионажа, но вышеизложенная информация призвана создать объективный образ  «условного противника», чтобы четко  понимать и сформировать систему  мер защиты.

Конкурентная контрразведка  – комплекс физических, технических, организационных и оперативных  мероприятий, направленных на эффективное  предупреждение, выявление и пресечение разведывательно-подрывных действий со стороны конкурентов и иных агрессоров.

 Контрразведывательные  меры должны проводиться на  всех уровнях безопасности, иначе  у вас все-таки останутся уязвимые  места, которые после предварительного  изучения и будут использованы  противником.

Контрразведывательные меры на физическом уровне:

ограничение или прекращение  возможностей несанкционированного (неконтролируемого) доступа в офисные помещения  посторонних лиц;

обеспечение надежной охраны и наблюдения за периметром и местами  возможного доступа в помещения  в нерабочее время.

 

Организационные контрразведывательные  мероприятия:

выработка четкой линии поведения  сотрудников в общении с посетителями, порядка действий при прибытии представителей власти, общей организованности рабочих  мест, мест хранения документации, расположения офисной техники, и т.п.;

ограничение оборота документации, информации, содержащей коммерческую тайну, вне офиса и в нерабочее  время;

введение и контроль режима соблюдения коммерческой тайны на предприятии;

проверка и тестирование кандидатов на получение работы в  компании;

усовершенствование системы  мотивации персонала, поддержание  конкурентоспособной системы оплаты труда и бонусных начислений, в  комплексе с четко определенными  и практически эффективными мерами наказаний;

поддержание трудовой дисциплины, субординации, состязательности и командного духа в компании, выработка корпоративной  идеологии и внутренних морально-этических  нормативов и правил.

 

Контрразведывательные мероприятия  технического характера:

организация и поддержание  эффективной системы компьютерной безопасности, мониторинг входящих и  исходящих электронных отправлений  с корпоративных или Интернет-ресурсов (личная почта, ICQ, социальные сети) сотрудников;

периодическая проверка офисных  помещений на предмет незаконного  снятия информации, наличия подслушивающих устройств, других технических средств  шпионажа.

 

Оперативные контрразведывательные  мероприятия:

внутренние – периодическое  наблюдение за деятельностью отдельных  сотрудников, мониторинг соединений абонента корпоративной мобильной связи, анализ отчетов сотрудника в комплексе  с результатами наблюдения за ним;

мероприятия по контрнаблюдению  при проведении важных встреч, переговоров, сделок вне офиса и на чужой  территории;

оперативные контрразведывательные  мероприятия внешнего характера  заключаются в постоянной информированности  о возможной разведывательно-подрывной  деятельности конкурентов, выявлении  угроз (фактически являются теми же мерами коммерческой разведки).

 

Многие считают, что в  их сегменте рынка, отрасли и т.д. никто не занимается промышленным шпионажем, все конкуренты мирно сосуществуют и делят рынок по уже давно  сложившимся правилам. Возможно, в  некоторых отраслях это действительно  так, но будьте уверены, что любой  из конкурентов, только попробовав заняться промышленным шпионажем и оценив его эффект, присвоит данной деятельности № 1 в своих планах развития. И  пока Вы будете работать «по-старинке», надеясь на божественное провидение и обмахивая первой выручкой весь офис «для почину», ваши конкуренты, откусывая  все большие куски от вашего «пирога», съедят вас с потрохами.

 И помните – экономить  на безопасности – это очень  дорого.


Информация о работе Конкурентная контрразведка