Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:12, доклад
С развитием рынка в условиях жесткой конкуренции предприниматели и предприятия России и стран СНГ все чаще сталкиваются с проявлениями конкурентной разведки и промышленного шпионажа. На сегодняшний день в России применение методов конкурентной разведки в развитии бизнеса принимает все более обширный характер.
Мировая практика показывает, что ведущие зарубежные компании стабильно тратят на конкурентную разведку и контрразведку от 10 до 20 % своей прибыли.
Для того чтобы определить методы противодействия конкурентной разведке и промышленному шпионажу, необходимо понять их основные задачи.
Конкурентная контрразведка.
С развитием рынка в
условиях жесткой конкуренции
Мировая практика показывает,
что ведущие зарубежные
Для того чтобы определить
методы противодействия
По существу, конкурентная
разведка отличается от
Итак, к основным задачам конкурентной разведки относятся:
своевременное получение
достоверной и актуальной информации
о состоянии дел компании-
своевременное выявление действий компаний-конкурентов, которые могут негативно повлиять на собственные интересы;
информированность о событиях на рынке, которые имеют значение для собственной компании;
анализ полученной информации с целью предотвращения негативных последствий для компании в связи с действиями конкурентов, опережения их по занятию инновационного или лидирующего положения на рынке;
получение и внедрение в собственной компании новейших разработок, стратегий и планов, позволяющих оптимизировать финансовые затраты и увеличить прибыль;
перехват ценных сотрудников и ключевых каналов продаж у компаний-конкурентов;
дискредитация и удаление с рынка конкурентов с целью получения занимаемой ими части рынка.
Как видим, при профессиональном
выполнении вышеуказанных задач
и оперативной удаче Ваша компания
может через сравнительно короткое
время оказаться вне
Методы достижения задач конкурентной разведки можно условно идентифицировать как законные (в т.ч. относительно законные) и противозаконные.
Примеры законных методов:
сбор информации о конкуренте из открытых источников (СМИ, Интернет, опубликованные отзывы клиентов и партнеров, выставки и презентации, интервью руководителей, обнародованная самим предприятием финансовая отчетность и стратегия развития и т.д.);
сбор информации на месте
дислокации предприятия – конкурента,
в том числе и посещение
его под любым подходящим предлогом
(под видом клиента, потенциального
партнера). В данном случае, а еще
при проявлении оперативных навыков
и везения, также можно почерпнуть
для себя много полезного. Например,
количество работников, уровень их
профессиональной подготовки, общая
организованность, уровень материально-
Некоторые из этих способов можно назвать относительно законными.
Незаконные методы более разнообразны. Вот некоторые из них:
организация «наезда» на конкурента
либо его имитация, со стороны криминальных
сообществ, правоохранительных или
контролирующих органов – помогает
установить фактических собственников,
так называемую «крышу», степень
защищенности от воздействия факторов
подобного рода, а в случае благоприятного
развития событий – существенно
подавить морально-психологический
настрой в коллективе и у руководства,
вызвать серьезные финансовые затраты,
создать предприятию имидж «
распространение граничащей с достоверностью, частично «замешанной на правде» порочащей конкурента информации посредством слухов, сплетен, в дальнейшем воспринимаемых и передаваемых как официальная информация – в результате ухудшение или уничтожение положительного имиджа конкурента;
получение информации о финансово-хозяйственной
деятельности конкурента из закрытых
источников (его официальная отчетность
в государственные и
агентурное проникновение в среду коллектива, ТОП-менеджеров, ключевых партнеров конкурента и постоянное получение оперативной информации о стратегических действиях компании конкурента;
переманивание, подкуп ключевых
менеджеров и партнеров компании-
скрытое наблюдение за офисом, складом, сотрудниками, руководителями компании-конкурента с целью выяснения схем работы, поставщиков, покупателей, объемов продаж, возможных проблем, возникающих в ходе выполнения ключевых бизнес-процессов конкурента и слабых мест в данных бизнес-процессах;
незаконное снятие информации
с каналов связи (электронная
почта, внутренняя корпоративная компьютерная
сеть, телефоны), а также скрытое
прослушивание офисных
Следует напомнить, что данная
статья посвящена проблеме эффективного
противодействия проявлениям
Конкурентная контрразведка
– комплекс физических, технических,
организационных и оперативных
мероприятий, направленных на эффективное
предупреждение, выявление и пресечение
разведывательно-подрывных
Контрразведывательные
меры должны проводиться на
всех уровнях безопасности, иначе
у вас все-таки останутся
Контрразведывательные меры на физическом уровне:
ограничение или прекращение возможностей несанкционированного (неконтролируемого) доступа в офисные помещения посторонних лиц;
обеспечение надежной охраны и наблюдения за периметром и местами возможного доступа в помещения в нерабочее время.
Организационные контрразведывательные мероприятия:
выработка четкой линии поведения
сотрудников в общении с
ограничение оборота документации, информации, содержащей коммерческую тайну, вне офиса и в нерабочее время;
введение и контроль режима соблюдения коммерческой тайны на предприятии;
проверка и тестирование кандидатов на получение работы в компании;
усовершенствование системы
мотивации персонала, поддержание
конкурентоспособной системы
поддержание трудовой дисциплины, субординации, состязательности и командного духа в компании, выработка корпоративной идеологии и внутренних морально-этических нормативов и правил.
Контрразведывательные мероприятия технического характера:
организация и поддержание
эффективной системы
периодическая проверка офисных помещений на предмет незаконного снятия информации, наличия подслушивающих устройств, других технических средств шпионажа.
Оперативные контрразведывательные мероприятия:
внутренние – периодическое наблюдение за деятельностью отдельных сотрудников, мониторинг соединений абонента корпоративной мобильной связи, анализ отчетов сотрудника в комплексе с результатами наблюдения за ним;
мероприятия по контрнаблюдению при проведении важных встреч, переговоров, сделок вне офиса и на чужой территории;
оперативные контрразведывательные
мероприятия внешнего характера
заключаются в постоянной информированности
о возможной разведывательно-
Многие считают, что в их сегменте рынка, отрасли и т.д. никто не занимается промышленным шпионажем, все конкуренты мирно сосуществуют и делят рынок по уже давно сложившимся правилам. Возможно, в некоторых отраслях это действительно так, но будьте уверены, что любой из конкурентов, только попробовав заняться промышленным шпионажем и оценив его эффект, присвоит данной деятельности № 1 в своих планах развития. И пока Вы будете работать «по-старинке», надеясь на божественное провидение и обмахивая первой выручкой весь офис «для почину», ваши конкуренты, откусывая все большие куски от вашего «пирога», съедят вас с потрохами.
И помните – экономить на безопасности – это очень дорого.