Конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 23:08, реферат

Краткое описание

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы [1] :
товары,
предприятия (как производители товаров),
отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),
регионы (районы, области, страны или их группы).

Содержание

Конкурентоспособность…………………………………………………...3
Макроконкурентоспособнрость…………………………………………...7
Мезоконкурентоспособность…………………………………………….13
Микроконкурентоспособность……………………………………..……14
Литература………………………………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность.docx

— 45.61 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОСВІТИ І  НАУКИ,

МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАІНИ

Національний Технічний  Університет

«Харківський Політехнічний  Інститут»

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Конкурентоспособность»

 

 

 

 

 

 

Виконала:

Студентка гр.. КІТ-68

Цвелих К. І.

Перевірила:

Артамонова Н. О.

 

 

 

 

 

Харків 2013 

Содержание

  1. Конкурентоспособность…………………………………………………...3
  2. Макроконкурентоспособнрость…………………………………………...7
  3. Мезоконкурентоспособность…………………………………………….13
  4. Микроконкурентоспособность……………………………………..……14
  5. Литература………………………………………………………………...19
  6.  
    1. Конкурентоспособность

Конкурентоспособность — способность пределённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях, в конкретный момент времени.

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы [1] :

  • товары,
  • предприятия (как производители товаров),
  • отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),
  • регионы (районы, области, страны или их группы).

В связи с этим принято  говорить о таких её видах как:

  • Национальная конкурентоспособность
  • Конкурентоспособность товара
  • Конкурентоспособность предприятия

Кроме того, принципиально  можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность  тех или иных объектов:

  • потребители,
  • производители,
  • инвесторы,
  • государство.

Конкурентная среда представляет собой те окружающие предприятие  четко ограниченные силы, с которыми приходится соперничать или бороться в ходе реализации целей и замыслов.

Конкуренция вытекает неизбежно, так как каждое предприятие и  его соперники стремятся овладеть вниманием покупателей и побудить их приобрести товар. Как отмечал  К. Маркс, люди приобретают товары не потому, что он (товар) «имеет стоимость, а потому, что он есть «потребительная  стоимость» и употребляется для  определенных целей, и само собой разумеется, что:

1) потребительные стоимости  «оцениваются», т.е. исследуется  их качество (точно так же, как  количество их измеряется, взвешивается  и т.п.);

2) когда различные сорта  товаров могут заменить друг  друга для тех же целей потребления,  тому или иному сорту отдается  предпочтение...». Желая, чтобы  предпочтение отдали именно их  товару, предприятия обязаны соперничать  (конкурировать) с производителями  других таких же товаров в  достижении этой цели. Поэтому  конкурентоспособность товара определяется  при сравнивании товаров конкурентов  между собой.

В широком смысле в экономической  теории конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической  сфере конкурентоспособность в  общем виде – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Эти свойства могут относиться к различным  по природе объектам – видам продукции, предприятиям и организациям, их группам, образующим отраслевые или конгломератные объединения и комплексы, наконец, к отдельным странам или их группировкам (региональным, политическим, этнокультурным), выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы.

Проблемы конкурентоспособности  объективно обусловлены реальной конкуренцией товаров, предприятий, отраслей, регионов, объектов мирового рынка.

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкретному  рынку либо к конкретной группе потребителей. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  является главным фактором успеха.

В отечественной экономике Ю. Ф. Шамраем и Г. В. Габунией определяли конкурентоспособность, как: «Конкурентоспособность может быть определена как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т. е. как разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции».

В отличие от отечественной зарубежная экономическая наука уделяла  больше внимания пониманию конкурентоспособности  и определяла это понятие более  широко. Например, по определению гарвардского словаря «Field Guide to Business Terms» основой конкурентоспособности являются товары и услуги, которые могут успешно конкурировать на мировых рынках. Российские экономисты обратили более пристальное внимание на проблему конкурентоспособности в кризисный 1998 г. Так, М. Гельвановский, В. Жуковская, И. Трофимова в 1998 г. дали следующие определения конкурентоспособности: «Конкурентоспособность — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования» [2,с.68];

«Микроконкурентоспособность — соотношение цены и качества конкретных товаров, производимых отдельными предприятиями и фирмами, или оказываемых ими услуг»[2,с.68]; «Мезоконкурентоспособность — эффективность работы отдельных отраслей национального хозяйства, оцениваемая, помимо традиционных критериев, по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и мира в целом». В основу разделения на уровни был положен отраслевой подход.

В 1999 г. А. З. Селезнев использовал территориальный  подход и дал определение конкурентоспособности  региона: «Конкурентоспособность региона  — обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими  факторами положения региона  и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, отражаемые через показатели, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». М. Коллонтай спустился на более низкий уровень конкурентоспособности и дал определение конкурентоспособности товара с точки зрения покупателей: «Конкурентоспособность товара — это способность товара на единицу своей стоимости удовлетворять больше потребностей покупателей или на более высоком уровне, чем товар конкурентов». А. А. Дынкин и Ю. В. Куренков дали развернутое определение конкурентоспособности на национальном уровне как результирующего показателя, вложив в него такие составляющие, как эффективное производство, эффективное распределение и эффективные продажи, а также разумное использование экспортных преимуществ в целях повышения экономического потенциала: «Конкурентоспособность страны — результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько разумно она использует свои экспортные преимущества для неуклонного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия»[3,с.56]; «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах».[5,с.57] Подобное же определение национальной конкурентоспособности дали в 2005 г. М. Дерябина и С. Колчин, но в более сжатом виде: «Национальная конкурентоспособность — способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах»[4,с.43]. И. О. Миргородская определила конкурентоспособность как некую возможность приспособления к изменениям, подчеркнув при этом, что ее необходимо рассматривать только в среде соперничества: «Конкурентоспособность — это возможность приспособиться к изменяющимся условиям с точки зрения удержания или улучшения позиций среди соперничающих».[5, с.203] И. П. Богомолова и Е.  В.  Хохлов в 2005 г. дали общее определение конкурентоспособности, дополнив реальную способность объекта выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного противодействия соперников потенциальной: «Конкурентоспособность объекта — состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность выполнения своих функциональных обязанностей в условиях возможного».

В современной теории по проблемам  конкурентоспособности существуют два подхода к выделению уровней  конкурентоспособности: территориальный и отраслевой. С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуровень) и конкурентоспособность фирмы (микроуровень). Отраслевой подход выделяет национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень).

В самом широком смысле конкурентоспособность означает возможность выигрыша в соревновании. Применительно к экономической сфере конкурентоспособность в самом общем виде — обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования [6].

    1. Макроконкурентоспособность

Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает:

  1. способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе;
  2. уровень производительности факторов производства в данной стране;
  3. способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.

В рамках первых двух определений  повышение национальной конкурентоспособности  отождествляется с ростом жизненных  стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано  с такими областями экономической  теории, как теория экономического развития и теория экономического роста, а также с интегрирующей обе  эти теории теорией капитала. По этой причине конкретные подходы  к повышению национальной конкурентоспособности  зависят от приверженности тем или иным научным школам в рамках этих теорий, которые дают разные ответы на вопрос «что работает, а что — нет». В частности, широко известны «Индекс перспективной конкурентоспособности» и «Всемирное табло конкурентоспособности», которые отражают взгляд Всемирного экономического форума и Института развития менеджмента на то, какие именно факторы определяют экономический рост стран.

Повышение национальной конкурентоспособности  на основе третьего определения тесно  связано со следованием традиционной промышленной политике в части поддержки конкретных компаний — «национальных чемпионов» или экспортеров — и политикой поддержания низкого курса национальной валюты.

Между повышением конкурентоспособности  в первых двух смыслах и повышением конкурентоспособности в третьем  смысле существует серьёзное различие. Национальная конкурентоспособность  в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в международной торговле — бизнес в стране может быть очень производительным, но не торговать с компаниями из других стран. В рамках же третьего определения конкурентоспособность проявляется исключительно на международном рынке.

Необходимо отметить, что  национальная конкурентоспособность  включает в себя и конкурентоспособность  государств. В принципе, современные попытки изучения конкурентоспособности государств — это в какой-то степени очередная попытка понять, почему одни государства богаче и успешнее, а другие беднее и менее успешны, что ещё в 18 веке было сформулировано экономистом Адамом Смитом.

Майкл Портер проделал огромную работу по направлению определения конкурентоспособности государств. Он собрал достаточно много практического и теоретического материала, опубликовав ряд книг на эту тему.

В своей книге Competitive Advantage of Nations М. Портер приводит определённым образом сферы, где можно достичь конкурентных преимуществ, их четыре. В целом это больше подходит к конкурентоспособности предприятий.

 

Снижение издержек

(Lower Cost)

Дифференциация

(Differentiation)

Широкая цель

(Broad Target)

Лидерство в издержках

(Cost Lidership)

Дифференциация

(Differentiation)

Узкая цель

(Narrow Target)

Направленные издержки

(Cost Focus)

Направленная дифференциация

(Focus Differentiation)


Под целью понимается тот целевой  рынок, который выбирает может выбрать компания. Это же можно и сказать про определённую специализацию страны при международном разделении труда.

Например, страна, как и компания или даже человек, может как специализироваться на какой-то определённой узкой сфере (производство товаров широкого потребления/производство специальных микрочипов для определённой сферы; изучение английского языка/изучение суахили и малораспространённого диалекта).

Аналогично возможно и диверсифицироваться  или наоборот сконцентрироваться на определённой сфере.

Так, существует такие 4 сферы и  возможность достичь определённой конкурентоспособной, или получить определённую востребованность.

Информация о работе Конкурентоспособность