Конкурентоспособность продукции и пути её повышения на предприятии (ЗАО «Атлант »)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция является неотъемлемой частью механизма функционирования рыночной экономики. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
На современном этапе развития экономики всё больше внимания уделяется повышению конкурентных возможностей предприятия. Многие предприятия в процессе постепенного развития и становления непрерывно развивают способность к конкуренции. Хозяйствующим субъектам для выживания непременно следует соблюдать требования рынка: удовлетворять потребность потребителей более качественно и по более приемлемой для них цене. Данное требование представляет стремление субъектов рыночного хозяйства овладеть вниманием покупателей и побудить их приобрести свой товар.

Вложенные файлы: 1 файл

Atlant_kursovaya.docx

— 64.67 Кб (Скачать файл)

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИТСО»

Кафедра маркетинга

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: маркетинг

на тему: Конкурентоспособность продукции и пути её повышения на предприятии (ЗАО «Атлант »)

 

 

 

Студент  факультета  МЭО  и  М,            02.12.2013.А.С.Лукомская 
3-ий курс, группа 1112                    

 

                          

 

Руководитель                                              17.12.2013.Н.А.Галабурдо

 

 

 

МИНСК 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Конкуренция является неотъемлемой частью механизма функционирования рыночной экономики. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.

На современном этапе развития экономики всё больше внимания уделяется повышению конкурентных возможностей предприятия. Многие предприятия в процессе постепенного развития и становления непрерывно развивают способность к конкуренции. Хозяйствующим субъектам для выживания непременно следует соблюдать требования рынка: удовлетворять потребность потребителей более качественно и по более приемлемой для них цене. Данное требование представляет стремление субъектов рыночного хозяйства овладеть вниманием покупателей и побудить их приобрести свой товар.

Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота. Именно здесь кроются наиболее существенные резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности.

 Управление конкурентоспособностью  организации представляет собой  область знаний и профессиональной  деятельности, направленных на формирование  и обеспечение достижения целей  по повышению конкурентоспособности  организации.    

 Конкурентоспособность организации  по структуре и содержанию  представлена как взаимообусловленное  единство двух составляющих: конкурентоспособности  продукции и ресурсного потенциала  организации.

Объект исследования – является деятельность предприятия ЗАО «Атлант» единственное предприятие в Республике Беларусь, которое выпускает холодильную технику бытового назначения и автоматические стиральные машины, а также специализируется на производстве компрессоров к бытовым холодильникам и морозильникам, электрочайников, изготовлении специального оборудования для собственного производства, продукции станкостроения.

Объект исследования-ЗАО «Атлант »Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности.

Задачи , поставленные в курсовой это раскрытие понятий сущности о конкуренции ,её содержания, понятия и факторов конкурентоспособности, предприятия ЗАО «Атлант».

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПУТИ ЕЁ  ПОВЫШЕНИЯ

1.1Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия

«Конкуренция» - соперничество между субъектами рынка за овладение вниманием потенциальных потребителей. Конкуренция представляет собой важный фактор маркетинговой среды. Различают функциональную, видовую и межфирменную конкуренцию. Используются ценовые и неценовые методы конкуренции».

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. [6, c.84]

Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

Термин «конкурентоспособность» вошел в экономический оборот сравнительно недавно, но уже достаточно четко сформировались два подхода к его определению: со стороны товара и со стороны деятельности предприятия. Но единой точки зрения по каждому из них до сих пор нет. В частности, под конкурентоспособностью понимают:

  • со стороны товара:

характеристика товара, которая отличает его от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение;

совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его сравнительные позиции на рынке сбыта;

соответствие товара условиям рынка не только по своим техническим, экономическим и иным характеристикам, но и по коммерческим и другим условиям их реализации.

  • со стороны предприятия:

возможность предоставлять покупателям преимущества по цене, качеству и условиям поставки;

преимущества по факторам производства (расходы на рабочую силу и оплату кредитов, производительность труда, стоимость сырья, амортизация основного капитала, налогообложение, качество изделий и др.) и реализации (цена, сроки поставки, гарантии, послепродажное обслуживание, условия кредитования и др.); [3,c.10]

 

1.2Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

 

Формирование и дальнейшее развитие рыночных отношений вызывает необходимость повышения качества продукции и, следовательно, конкурентоспособности производства. Решение этой проблемы в настоящее время затруднено из-за нестабильной экономической ситуации, неэффективной системы государственного регулирования рыночных отношений, нехватки денежных ресурсов у предприятий, низкого уровня информационного обеспечения и недостаточного профессионализма кадров. Кроме того, отсутствует общепринятая методика оценки конкурентоспособности производства. Существующие методики не учитывают степень приватизации предприятий отрасли, психологический фактор и ряд других, влияющих на конкурентоспособность производства. Для устранения недостатков необходимо, прежде всего, определить и систематизировать эти факторы, что даст возможность повысить эффективность оценки конкурентоспособности производства и поднять качество выпускаемой продукции.[1,c.447]

 
Конкурентоспособность производства включает в себя такие понятия как "конкурентоспособность предприятия" и "конкурентоспособность товара" . Несмотря на значительное количество публикаций по повышению конкурентоспособности продукции как важнейшего резерва экономического роста предприятия, конкурентоспособность предприятия и факторы, на нее влияющие, еще недостаточно изучены. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.

 
Внешние факторы включают в себя:  
·        факторы производства, влияющие на формирование конкурентного преимущества организации в течение всего ее производственного процесса, например, наличие в стране или отрасли прогрессивной технологии, инвестиционных возможностей, сильной научно-исследовательской базы, высококвалифицированных кадров и др.;  
·        активность конкурентов;  
·        факторы спроса , характеризующие спрос , его величину и динамику, например, эластичность спроса по цене; фазы жизненного цикла спроса; требовательность потребителей к качеству товаров и другие;  
·        наличие родственных и поддерживающих отраслей в экономике страны;  
·        действия правительства;  
·        степень приватизации предприятий данной отрасли;  
·        случайные события.  
       Обширные исследования первых шести факторов выявили их взаимосвязь и влияние на уровень конкурентоспособности предприятия . Факторы производства, спроса, активность конкурентов и наличие в экономике страны родственных и поддерживающих отраслей объединены в, так называемый, национальный ромб – систему свойств страны, формирующих конкурентную среду для ее предприятий. Эти факторы, находясь во взаимодействии, усиливают или ослабляют потенциальный уровень конкурентоспособности фирм этой страны . При формировании рыночных отношений на конкурентоспособность предприятия также влияет степень их приватизации, т.к. разгосударствление организаций способствует формированию конкурентной среды на внутреннем рынке, а также случайные события и действия правительства .  
 
К внутренним факторам относятся: рыночная и экологическая эффективность, а также эффективность издержек и менеджмента.  
Эти факторы влияют на конкурентоспособность глобальных предприятий . Изменение внутреннего содержания факторов позволяет им оказывать воздействие на конкурентоспособность любой организации. Также приведенным факторам следует добавить психологический.  
Под рыночной эффективностью понимается максимально возможное удовлетворение потребителей на основе выполнения ряда условий: близость к потребителю; анализ конкурентов; поиск преимуществ; информационное обеспечение. Близость предприятия к потребителю означает наличие личных контактов при продаже и интенсивность послепродажного обслуживания. От способности предприятия анализировать цели, стратегии и действия конкурентов и находить новые источники конкурентного преимущества зависит как его рыночная эффективность, так и конкурентоспособность. И, наконец, деятельность организации в сегодняшней быстроменяющейся обстановке требует наличия надежной и быстродействующей системы информации.[3,c.3-8] 
 
Под эффективностью издержек подразумевается их оптимизация, которая достижима при оценке вклада каждой фазы производства в общий процесс создания товара с помощью строгого внутрипроизводственного регулирования, включающего стратегический анализ издержек, целенаправленности производственной системы, т.е. соответствие общей стратегии фирмы, оптимизации послепроизводственных издержек и координации связей, возникающих, когда метод какого-либо вида деятельности предприятия –производство, маркетинг, управление финансами и т.д., влияет на стоимость или эффективность других .  
Конкурентоспособность предприятия во многом зависит от эффективности менеджмента, на уровень которой влияют личные качества менеджеров, способность руководства разрабатывать и реализовывать стратегию предприятия и адаптироваться к изменениям внешней среды, единая система учета и контроля и умение подбирать высококвалифицированные кадры.  
 
Психологический фактор включает в себя трудовую этику - желание и умение трудиться, гибкость и готовность к учебе, уровень претензий, дух конкуренции, умение каждого члена коллектива подчинить свои личные интересы общей задаче - производству качественной продукции. Он не может быть оценен в денежном выражении, трудно поддается количественному определению, но влияет на работу всего предприятия.

Пути повышения конкурентоспособности предприятия 

  1. Постоянное использование нововведений.
  2. Поиск новых, более совершенных форм реализуемого товара.
  3. Сбыт товаров в те же сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию.
  4. Реализация только высококачественных товаров.
  5. Постоянное обучение и переподготовка кадров.
  6. Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
  7. Проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.
  8. Анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон.
  9. Использование наиболее эффективных рекламных мероприятий.

 

1.3 Комплексная оценка  конкурентоспособности предприятия

 

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Инструментарием для решения стратегических задач повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению модели конкурентоспособности торгового предприятия .

Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное определение конкурентной стратегии, согласованной с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие.

Инструментарием для разработки и построения модели может служить применение математического моделирования, позволяющего выявить особенности функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать будущее поведение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического субъекта возможность прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более качественный и надежный прогноз.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции и пути её повышения на предприятии (ЗАО «Атлант »)