Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:05, реферат
Россия должна стать конкурентоспособной - это один из наиболее часто повторяемых призывов, который приходится слышать из уст российских политиков. Из этого следует, что вопросы регионального экономического развития и конкурентоспособности регионов стали сегодня одними из важнейших для Российской Федерации, ибо выполнение выдвинутой Президентом РФ В.В.Путиным задачи удвоения ВВП к 2010 году возможно, если в стране появятся конкурентоспособные регионы.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА: ФАКТОРЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
Горно-Алтайский
Микрюкова Н.Н., 823 гр.
Науч. рук. Тюхтенева Р.Т.
Россия должна стать конкурентоспособной - это один из наиболее часто повторяемых призывов, который приходится слышать из уст российских политиков. Из этого следует, что вопросы регионального экономического развития и конкурентоспособности регионов стали сегодня одними из важнейших для Российской Федерации, ибо выполнение выдвинутой Президентом РФ В.В.Путиным задачи удвоения ВВП к 2010 году возможно, если в стране появятся конкурентоспособные регионы. Отсюда возникают вопросы, что такое конкурентоспособный регион, как сравнить уровень конкурентоспособности различных регионов и как измерить уровень конкурентоспособности региона, т.е. каковы индикаторы такой конкурентоспособности.
Среди имеющихся в литературе определений понятия конкурентоспособности перспективной представляется интерпретация, предложенная А.З. Селезневым: "Конкурентоспособность региона (КСП) - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику" [7, стр. 30].
В определении КСП региона
В литературе понятие "факторы"
часто отождествляется с
По поводу факторов, обеспечивающих КСП региона, обозначим три группы взглядов:
· кластерный подход;
· инновационная система регионов;
· все остальные факторы создания конкурентоспособного региона.
В соответствии с кластерной концепцией
КСП определённого региона
Вторую группу взглядов объединяет
связывание КСП региона с наличием инновац
К отдельной группе отнесём факторы, которые либо представлены лишь в постановочном варианте, либо ещё не стали объектом внимания исследователей.
Например, роль государства в обеспечении КСП региона. Есть мнение, что создание конкурентного преимущества региона осуществляется путём особой политики, которая благоприятствует определённым отраслям в момент, когда они становятся слабыми.
Важное экономическое значение
вновь приобретает экономико-
Возрастание в мире ценностей здорового образа жизни и подходов устойчивого развития повышает рекреационную ценность регионов, где для этого имеются условия, давая шанс обеспечения преимуществ этим регионам. Возрастание возможностей мирового туризма также повышает шансы многих регионов как образцов уникальной культуры на привлечение платёжеспособного спроса.
В качестве отдельного фактора выделяют образ региона, или в терминах экономической психологии, имидж региона, его репутация. Регион как специфический "товар" также является объектом выбора целевых потребителей: инвесторов (как места размещения капитала), бизнесменов (как места размещения торговых и производственных операций), жителей (как места жительства), работников (как места работы), руководящих деятелей (как места проведения деловых и политических мероприятий), туристов и т.д. Имидж региона может оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на поведение целевых потребителей. Управление имиджем служит повышению КСП региона.
Формирование конкурентного образа мышления является немаловажным фактором КСП региона.
Ряд исследователей утверждают, что качество продукции, производимой предприятиями региона, является значимым фактором КСП региона. "Наступивший век должен стать веком качества в противоположность ушедшему веку производительности. Именно качество может обеспечить высокую конкурентоспособность, постоянный рост рынка сбыта и увеличение прибыли. Оно (качество) - самый точный и обобщающий показатель научно-технического прогресса, культуры и дисциплины труда" [6, стр. 86].
Ряд исследователей попытались количественно
оценить КСП региона. Были разработаны
разные методики. Но среди индикаторов
всегда присутствовали показатели уровня
жизни населения, инвестиционной привлекательности.
На сегодняшний день нет однозначного
подхода к количественному
Если показатель КСП регионов необходим
для сравнения их между собой,
то важно определить порядковое соотношение
сравниваемых объектов. Поэтому в
сопоставительных исследованиях широкое
распространение получил
Выбор факторов должен базироваться на основе обоснованных критериев. Сопоставлять регионы по всем характеристикам, которые отличают их друг от друга (территория, численность и т.д.), видимо, имеет смысл для характеристики и сравнения регионов. Но для создания индекса конкурентоспособности гораздо важнее выделить факторы, которые характеризуют конкурентный успех и накопленный потенциал конкурентных преимуществ с точки зрения основных источников этих преимуществ - факторных, инвестиционных, инфраструктурных, инновационных, информационных, институциональных. Другим важным условием расчета является выбор адекватных конкретных показателей.
Существуют и другие методики оценки КСП регионов. Так, профессор Ярославского государственного университета В.Е.Андреев предлагает комплексный показатель конкурентоспособности региона, который складывается из двух групп:
RC= |
|
Y-показатель уровня жизни; |
I-инвестицтонная привлекательность региона; |
Соответственно каждый из них включает
в себя:
Y = PC + G + L , где PC - покупательная способность населения;
G - коэффициент концентрации доходов (коэффициент
Джини); L - уровень безработицы.
I = Ip + Ir + Iq + Q , где Ip - инвестиционный потенциал региона;
Ir - инвестиционный риск;
Iq - реальные объемы инвестиций;
Q - число убыточных предприятий в регионе.
Для оценки конкурентоспособности
Республики Алтай (РА) осуществим расчет
индекса конкурентоспособности
РА в 2003 году и проследим его динамику
по сравнению с 1999 годом по следующей
методике. В качестве составляющих
индекса КСП региона возьмём
коэффициент дифференциации доходов,
процент населения с доходами
ниже прожиточного минимума, уровень
безработицы потому, что они характеризуют
уровень жизни населения
По результатам расчетов можно сделать вывод, что в 2003 году по отношению к 1999 году РА улучшила свои конкурентные позиции. Показатель КСП повысился 7,7 до 10,7. Это можно связать с выходом из кризиса России.
Тем не менее, повышение индекса КСП РА нельзя назвать достаточным, т.к. РА и сейчас характеризуется несовершенной отраслевой структурой экономики, физически и морально устаревшими производственными фондами, неразвитыми производственной, социальной и рыночной инфраструктурой - и одновременно с этим обладает выгодным географическим положением, разнообразными природно-климатическими условиями и богатыми ресурсами.
Современное состояние экономики
и социальной сферы РА совершенно
не отвечает потенциальным возможностям
региона. Решение проблем в условиях
ограниченности средств федерального
и республиканского бюджета требует
тщательного отбора приоритетных задач
и направлений стратегического
развития республики, концентрации финансовых
средств на ключевых направлениях,
максимального использования
Для привлечения в регион крупных
инвесторов региональным властям необходимо
проводить большую работу по созданию
в регионе благоприятного инвестиционного
климата. Создание необходимого инвестиционного
климата состоит из многих взаимосвязанных
компонентов. В первую очередь, это
формирование благоприятного налогового
законодательства, в частности снижение
региональных и местных налогов
для вновь созданных
Важную роль в привлечении инвестиций
- как иностранных, так и отечественных,
стратегических и портфельных играет
создание благоприятного инвестиционного
имиджа региона в средствах массовой
информации, что в мировой практике
получило название "рынка хороших
новостей". Образ динамичной, хорошо
развивающейся экономики
Таким образом, Республике Алтай следует задуматься о своём будущем и взять курс на повышение конкурентных позиций.
Литература
Информация о работе Конкурентоспособность региона: факторы методы и оценки