Конкурентоспособность товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

Эффективное управление конкурентоспособностью перерабатывающих предприятий АПК обеспечивается реализацией пяти основных принципов:
1. Интегрированность с общей системой управления предприятием.
2. Комплексный характер управленческих решений.
3. Динамизм управления.
4. Альтернативность управленческих решений.
5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что среди факторов конкурентоспособности  важное место занимают стоимостные параметры. На первый взгляд может показаться, что, прежде всего цена продажи должна быть учтена в оценке конкурентоспособности товара. Но практика показывает, что правильнее принимать во внимание цену потребления, представляющую собой сумму цены продажи и всех затрат покупателя, которые имеют место в течение срока эксплуатации товара. Они зависят и от уровня качества товара, и от его надежности, и от стоимости эксплуатации и других затрат, в то время как цена продажи далеко не всегда связана с уровнем качества и может быть как завышенной, так и  заниженной, что обусловлено ценовой политикой предприятия.

Установлено, что снижение цены продажи, как правило, не приводит к повышению уровня конкурентоспособности, если соотношение цены продажи и цены потребления находится в пределах 0,05 – 0,2.

Для оценки или анализа  конкурентоспособности товара чаще всего пользуются методом, основанным на сравнении качественных (технических или технико-экономических) и стоимостных параметров товара.

Сопоставлением технических  параметров оцениваемого и конкурирующего товаров определяют индекс технических параметров:

I т. п. = ∑ Di * qi,                                                    (1.1)

где I т. п. – индекс технических параметров;

  n    - количество параметров, выбранных для оценки;

      Di - коэффициент значимости каждого параметра среди всей совокупности (n);

      qi    - относительный показатель качества товара, определяемый путем деления числового значения показателя качества оцениваемого товара на аналогичный показатель конкурирующего товара, выбранного для сравнения.

Индекс экономических  параметров (индекс цен) определяют сопоставлением цен потребления оцениваемого и конкурирующего товаров.

I э. п. = S1/S2,                                                       (1.2)

где I э. п. – индекс экономических параметров (индекс цен);

      S1, S2 – цена потребления оцениваемого и конкурирующего товаров.

Чем выше значение I т. п. (т. е. чем в большей степени качественные оцениваемые параметры превосходят таковые конкурирующего товара), тем выше уровень соответствия оцениваемого товара запросам потребителя.

Чем выше значение I э. п., тем в меньшей степени оцениваемый товар отвечает запросам (ожиданиям) покупателя.

Таким образом, соотношение  этих индексов может характеризовать  уровень конкурентоспособности товара К:

К = I т. п./ I э. п..                                                     (1.3)

Такие расчеты полезны  как для управления конкурентоспособностью товара, так и при других ситуациях в деятельности фирмы (выбор целевого рынка, оптимизация товарного ассортимента и т. д.).

Иногда параметры продукции  не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик  используются методы оценки в баллах.

Другим методом оценки конкурентоспособности являются рейтинги. Рейтинг – это инструмент оценки одного фигуранта рынка относительно другого. Точный рейтинг по определенным критериям – необходимая и важная информация для принятия финансовых и маркетинговых решений [6, с. 252-255].

Бесспорно, определяющим фактором является качество. Если не обеспечено качество, то далеко не всегда можно конкурировать за счет других составляющих конкурентоспособности.

Фирмы добиваются конкурентных преимуществ по качеству путем системного управления качеством продукции. Принципы современных систем управления качеством базируются на маркетинговых исследованиях, являющихся основным источником информации об особенностях макро- и микросреды деятельности фирмы, ситуаций на целевом рынке, его товарной и фирменной структуре, о товарной политике конкурентов, а главное – запросах потребителей, их предпочтениях, особенностях и традициях потребления, поведенческих отличиях и т. д. Полученная информация необходима для разработки и оптимизации товарного ассортимента, управления жизненным циклом товара, корректировки товарных стратегий и т. д.

Принципы управления качеством стандартизированы Международной  организацией по стандартизации ИСО (международные  стандарты ИСО серии 9000), и, хотя международные  стандарты не имеют статуса обязательных для применения, практически невозможно стать полноправным цивилизованным участником рынка (как национального, так и международного), если фирма-изготовитель не создала на своих производственных предприятиях систему управления качеством и не получила сертификат ее соответствия требованиям указанных выше международных стандартов [3, с. 159-163].

Конкурентоспособность продукции и услуг, как результат  работы отраслей и организаций АПК, характеризует их эффективность и наиболее полно отражает конъюнктуру рынка. При оценке конкурентоспособности продукции и услуг, учитывающей особенности формирования рынка, важное значение имеет выбор методик или методических подходов.

Создание конкурентной среды на аграрном рынке сопряжено  с определенными трудностями, включая высокую степень монополизации производства промышленной продукции для села, монополию кредитно-денежной системы, давление на цену различного рода платежей и т. п. Преодоление негативных явлений в деле формирования конкурентных преимуществ продукции или услуг предполагает необходимость детального исследования первых с применением определенного инструментария, позволяющего установить степень влияния того или иного фактора на различные стороны конкурентоспособности и конкурентной среды.

Понимая под конкурентоспособностью совокупность характеристик продукта, отличающих его от продуктов-аналогов по степени удовлетворения конкретных потребностей индивидуального потребителя, по уровню затрат на его покупку и последующее использование, важно определить ее качественные и количественные показатели. Для этих целей используются различные методы исследования. Наиболее применяемым является индексный метод оценки конкурентоспособности, основой которого является сравнительный анализ качественных и стоимостных показателей исследуемых продукции и услуг с применением единичных, групповых и интегральных индексов. Предпосылкой использования данного метода является условие предпочтения одного товара всем иным, имеющее следующий вид:

К = Р : С → max,                                            (1.4)

где К – конкурентоспособность продукции;

      Р –  полезный эффект (качество продукции);

       С  – затраты на приобретение  и использование продукции.

Используя формулу средней  геометрической взвешенной применительно к конкретному виду продукции, можно оценивать конкурентоспособность с помощью интегрального коэффициента:

Ik = ,                                               (1.5)

где Ik – интегральный коэффициент конкурентоспособности;

К1 – коэффициент роста объема продаж;

К2 – коэффициент рентабельности продаж;

К3 – коэффициент потенциальной финансовой устойчивости;

К4 – удельный вес экспорта в общем объеме реализации по каждому виду молочной продукции [1, с. 21-22].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конкурентоспособность товаров