Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:12, контрольная работа
Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга.
Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска инновационного проекта.
Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Копирование у своих конкурентов новшеств из различных сфер деятельности, с одной стороны, более простой и менее капиталоемкий путь, а с другой — более рискованный (на каждое новшество конкурента не купишь лицензию) и менее долговечный (так как вы копируете, а не создаете вновь). На Западе это направление развития продукции и организации назвали бенчмаркингом. В СССР этот метод назывался:
а) в планировании НИОКР — ориентацией на лучшие мировые образцы;
б) в стандартизации — опережающей стандартизацией;
в) в производстве — обменом передовым опытом;
г) в межличностных отношениях — социалистическим соревнованием;
д) в творческой деятельности — плагиатом. Поскольку мы переходим на рыночные отношения, то приведем авторское определение «бенчмаркинга».
Бенчмаркинг — метод копирования организацией конкурентных преимуществ основных конкурентов по всем направлениям техники, технологии, экономики и управления с применением современных методов.
Используя бенчмаркинг, можно только догнать на короткое время конкурентов. Поэтому рекомендуем одновременно применять инструменты первого и второго путей развития объектов.
Ниже раскрывается сущность
разработанного нами воспроизводственно-
Элементами воспроизводственно-
1)применение опережающей
базы сравнения при
2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;
3) рассмотрение во
взаимосвязи
4) обеспечение по возможности пропорционального по качеству и количеству развития элементов внешней среды системы инновационного менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды фирмы). Рассмотрим подробнее элементы этого подхода к инновационной деятельности фирмы, к формированию портфеля новшеств и инноваций. Применение опережающей базы сравнения при планировании новшеств базируется на следующих альтернативных подходах:
а) база сравнения — показатели лучшего образца конкурентов на данном рынке в текущий момент;
б) база сравнения — показатели лучшего образца конкурентов, скорректированные к началу освоения нового образца товара фирмы;
в) опережающая база сравнения.
Процесс прогнозирования стратегии повышения качества товара требует проведения маркетинговых исследований с целью определения отставания товара фирмы от товаров конкурентов на данном рынке по важнейшим параметрам качества и ресурсоемкости.
Как и при решении любых стратегических проблем, завтрашнее благосостояние определяется качеством принимаемого сегодня стратегического управленческого решения, а сегодняшнее состояние определяется тем, как профессионально и настойчиво мы работали вчера.
В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.
Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара, без увязки их с будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта). Математически закон экономии времени будет иметь следующий вид:
(ПТ+ЖТ+БТ)/П=>min
Где ПТ— затраты прошлого (осуществленного) труда на производство или потребление товара; ЖТ — затраты живого труда, т. е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар па данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд); БТ — затраты будущего труда, которые будут осуществляться в дальнейшем для производства или потребления товара; П,— суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя.
Сумма прошлого, живого и будущего труда — это совокупный труд за жизненный цикл товара (в конкретной экономике — это совокупные затраты). Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике. Например, перед началом маркетинговых исследований совокупный труд равен будущему, т. е. к исследованиям еще не приступили, не понесли никаких затрат. После окончательной утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд равен прошлому труду, т. е. в будущем уже не надо будет нести по данному товару какие-либо затраты. Будущий труд при наступлении соответствующей стадии раскладывается на обычный прошлый и живой труд.
Воспроизводственный цикл товара (новшества) следует рассматривать на основе анализа процесса воспроизводства
Д->СП->П->Т->Д1>Д,
где Д — деньги (капитал); СП — средства производства и труд; П — производство; Т — готовый товар; Д1 — доход от реализации товара, который должен быть больше Д, в этом случае будет обеспечено расширенное воспроизводство (если прибыль будет инвестирована).
Для промышленной продукции эта схема показывает схему получения прибыли изготовителем товара.
Воспроизводство отдельных видов товаров можно описать при наличии данных о структуре жизненного цикла товаров и сменяемости выпускаемых, проектируемых и перспективных моделей товаров.
Y Y Y
Y=f(X3)
Y =f(X1) Y= f(X2)
Y=f(X4)
Max
X1 X2 X3, X4
Рисунок 2. Корреляционные поля зависимостей уровня риска (Y) от факторов риска (Х1, Х2, Х3, Х4)
В первом случае (Х1 и Х3) с увеличением фактора растет риск вложения инвестиций или выполнения какого-либо проекта. Например, с повышением степени износа основных производственных фондов (постоянного капитала) организации, среднего возраста технологии, текучести кадров, среднего возраста работников (преподавателей, ученых, специалистов) и других аналогичных факторов растет риск вложения инвестиций.
Во втором случае риск инвестиций растет с уменьшением фактора (Х2 и Х4). Например, со снижением конкурентоспособности объектов (специалистов, менеджеров, технологии, оборудования, продукции, организации и т.д.), научного уровня принимаемых управленческих решений, средней заработной платы работников, фондовооруженности труда, социальной обеспеченности работников и других факторов аналогичного характера действия риск инвестиций растет.
Для использования этого инструмента управления рисками необходимо:
сделать отбор внешних и внутренних факторов риска, охватывающих макросреду, инфраструктуру региона и микросреду организации;
наладить мониторинг за этими факторами;
проранжировать факторы с целью отбора важнейших из них (управлять или осуществлять мониторинг за всеми факторами невозможно);
определить форму связи между факторами и уровнем риска;
попытаться установить количественные зависимости (уравнения регрессии) между важнейшими факторами риска и уровнем риска;
определить эластичность между важнейшими факторами риска и уровнем риска вложения инвестиций.
Кроме выполнения этих исследований необходимо установить количественные зависимости между конечными показателями проекта (прибылью, доходностью, ликвидностью и др.) и уровнем риска. Например, зависимость между уровнем риска и прибылью (доходностью) от вложения инвестиций описывается кривой Y=f (X3), риском и ликвидностью ценных бумаг - кривой Y=f (X2), риском и устойчивостью функционирования организации - функцией Y=f (X4) и т.д.
При оценке рисков следует рассчитывать вероятность достижения запланированного значения прибыли, которая описывается законом Гаусса (рис.3).
1,0 зона допустимых убытков
Плотность зона реальной
прибыли
вероятности _ + зона критических убытков