Контрольная работа по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:12, контрольная работа

Краткое описание

Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга.
Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска инновационного проекта.

Вложенные файлы: 1 файл

инновационный менеджмент.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга.
  2. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска инновационного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Воспроизводственно-эволюционный подход как инструмент бенчмаркинга.

 

Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Копирование у своих конкурентов новшеств из различных сфер деятельности, с одной стороны, более простой и менее капиталоемкий путь, а с другой — более рискованный (на каждое новшество конкурента не купишь лицензию) и менее долговечный (так как вы копируете, а не создаете вновь). На Западе это направление развития продукции и организации назвали бенчмаркингом. В СССР этот метод назывался:

а) в планировании НИОКР  — ориентацией на лучшие мировые  образцы;

б) в стандартизации — опережающей стандартизацией;

в) в производстве —  обменом передовым опытом;

г) в межличностных  отношениях — социалистическим соревнованием;

д) в творческой деятельности — плагиатом. Поскольку мы переходим на рыночные отношения, то приведем авторское определение «бенчмаркинга».

Бенчмаркинг — метод копирования организацией конкурентных преимуществ основных конкурентов по всем направлениям техники, технологии, экономики и управления с применением современных методов.

Используя бенчмаркинг, можно только догнать на короткое время конкурентов. Поэтому рекомендуем одновременно применять инструменты первого и второго путей развития объектов.

Ниже раскрывается сущность разработанного нами воспроизводственно-эволюционного подхода, который рекомендуется применять во всех случаях (вариантах) развития.

Элементами воспроизводственно-эволюционного  подхода являются:

1)применение опережающей  базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требования потребителей не к моменту планирования или разработки объекта, а к моменту приобретения объекта потребителем;

2) трактовка закона  экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта;

3) рассмотрение во  взаимосвязи воспроизводственного  цикла вы пускаемой, проектируемой  и перспективной моделей объекта  в координатах времени и программы выпуска;

4) обеспечение по возможности  пропорционального по качеству  и количеству развития элементов внешней среды системы инновационного менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды фирмы). Рассмотрим подробнее элементы этого подхода к инновационной деятельности фирмы, к формированию портфеля новшеств и инноваций. Применение опережающей базы сравнения при планировании новшеств базируется на следующих альтернативных подходах:

а) база сравнения —  показатели лучшего образца конкурентов на данном рынке в текущий момент;

б) база сравнения —  показатели лучшего образца конкурентов, скорректированные к началу освоения нового образца товара фирмы;

в) опережающая база сравнения.

 

Процесс прогнозирования  стратегии повышения качества товара требует проведения маркетинговых исследований с целью определения отставания товара фирмы от товаров конкурентов на данном рынке по важнейшим параметрам качества и ресурсоемкости.

 

Как и при решении  любых стратегических проблем, завтрашнее благосостояние определяется качеством принимаемого сегодня стратегического управленческого решения, а сегодняшнее состояние определяется тем, как профессионально и настойчиво мы работали вчера.

В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.

Этот подход охватывает только затраты  в сфере производства товара, без  увязки их с будущими затратами в  сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта). Математически закон экономии времени будет иметь следующий вид:

(ПТ+ЖТ+БТ)/П=>min

Где ПТ— затраты прошлого (осуществленного) труда на производство или потребление товара; ЖТ — затраты живого труда, т. е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар па данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд); БТ — затраты будущего труда, которые будут осуществляться в дальнейшем для производства или потребления товара; П,— суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя.

Сумма прошлого, живого и  будущего труда — это совокупный труд за жизненный цикл товара (в конкретной экономике — это совокупные затраты). Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике. Например, перед началом маркетинговых исследований совокупный труд равен будущему, т. е. к исследованиям еще не приступили, не понесли никаких затрат. После окончательной утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд равен прошлому труду, т. е. в будущем уже не надо будет нести по данному товару какие-либо затраты. Будущий труд при наступлении соответствующей стадии раскладывается на обычный прошлый и живой труд.

 

 

 

Воспроизводственный цикл товара (новшества) следует рассматривать  на основе анализа процесса воспроизводства

Д->СП->П->Т->Д1>Д,

 

где Д — деньги (капитал); СП — средства производства и труд; П — производство; Т — готовый товар; Д1 — доход от реализации товара, который должен быть больше Д, в этом случае будет обеспечено расширенное воспроизводство (если прибыль будет инвестирована).

Для промышленной продукции  эта схема показывает схему получения прибыли изготовителем товара.

Воспроизводство отдельных  видов товаров можно описать  при наличии данных о структуре  жизненного цикла товаров и сменяемости выпускаемых, проектируемых и перспективных моделей товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мониторинг и анализ внешних и внутренних факторов риска инновационного проекта.

Мониторинг - непрерывное наблюдение за параметрами объекта с целью контроля их соблюдения.

К внешним факторам риска  относят факторы макросреды, инфраструктуры региона и микросреды организации.

К факторам макросреды относятся международные, политические, экономические, социально-демографические, правовые, экологические, научно-технические, культурные.

К факторам региона (мезосреды) принадлежат следующие: рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей природной среды, образование и наука, здравоохранение, культура, торговля, общественное питание, транспорт и связь, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, промышленность. Каждый из перечисленных факторов характеризуется рядом показателей, которыми следует управлять (мониторинг, анализ, оптимизация).

Связь между абсолютными  и относительными показателями эффективности, конкурентоспособности и устойчивости функционирования каждой среды с  уровнем риска очевидна. Чем лучше  эти показатели по факторам макросреды, инфраструктуры региона (города) и микросреды организации (объекта), тем меньше уровень риска. Для повышения качества управления рисками рекомендуется устанавливать количественные корреляционные (парные) зависимости между важнейшими показателями сред (факторов) внешней среды объекта и уровнем риска.

К факторам микросреды организации  относятся следующие: поставщики ("вход" системы) и их конкуренты; потребители ("выход") и их конкуренты; контактные аудитории (средства массовой информации, группы содействия, общественные организации, контролирующие органы и др.); маркетинговые посредники на "входе" и "выходе" системы; местные органы власти. К внутренним факторам риска относятся несоответствия, низкая надежность, непропорциональность, слабость отдельных компонентов системы управления организацией, ее производственной и организационной структуры, элементов функциональных видов маркетинга и менеджмента. Другими словами, к внутренним факторам риска относятся все слабости и "болезни" организации как черного ящика, т.е. ее субстанции: всех видов ресурсов в статике и динамике, системы управления.

Сначала рекомендуется  анализировать внешние факторы  риска и только потом - внутренние. Почему целесообразен такой порядок  анализа риска? Среди внешних факторов риска могут быть непреодолимые в текущее время и в перспективе слабости и "болезни", которые делают бессмысленными усилия по снижению внутренних рисков. Можно затратить огромные средства на снижение внутренних рисков и получить нулевой результат, если внешние факторы риска являются непреодолимыми. Прежде чем инвестировать проект, развитие объекта, необходимо изучить внешнее окружение этого объекта. Наличие непреодолимых внешних факторов риска делает бессмысленным инвестирование в развитие данного объекта. К сожалению, на практике следуя утвердившемуся понятию, что система - это совокупность взаимосвязанных элементов, анализ инвестиционной ситуации начинают с внутренней, а не с внешней среды. Затратив огромные средства на развитие самой системы, на втором этапе - этапе анализа факторов внешней среды - сталкиваются с непреодолимыми препятствиями (неустойчивые инструменты рыночного механизма, некачественная инфраструктура и т.д.), делающими проект бесперспективным, а затраты на развитие внутренней структуры уже не вернешь.

Основными методами анализа  факторов риска являются общеизвестные  методы сравнения, индексный, балансовый, элиминирования, графический, функционально-стоимостный, факторный анализ, системный и  др. Главная цель этого анализа - выявление узких мест, слабостей, непропорциональностей структуры, производственных и управленческих процессов в системе, повышающих риск вложения инвестиций в ее функционирование или развитие.

 Оценка и оптимизация  рисков

Количественную оценку уровня риска можно осуществлять с разной степенью точности расчетов. Ниже наиболее упрощенный метод. На первом этапе рекомендуется попытаться установить зависимости между внешними (внутренними) факторами и уровнем риска. Количество зависимостей определяется полнотой и качеством информационного обеспечения системы управления рисками. Для этих целей следует строить корреляционные поя (рис) и устанавливать статистические зависимости. На рис.2 показаны криволинейная (Х1) и прямолинейная (Х3) прямо пропорциональные зависимости факторов от функции (риска) и соответствующие обратно пропорциональные зависимости (Х2 и Х4).

Y Y Y

Y=f(X3)

Y =f(X1) Y= f(X2)

Y=f(X4)

Max

X1 X2 X3, X4

Рисунок 2. Корреляционные поля зависимостей уровня риска (Y) от факторов риска (Х1, Х2, Х3, Х4)

В первом случае (Х1 и Х3) с увеличением фактора растет риск вложения инвестиций или выполнения какого-либо проекта. Например, с повышением степени износа основных производственных фондов (постоянного капитала) организации, среднего возраста технологии, текучести кадров, среднего возраста работников (преподавателей, ученых, специалистов) и других аналогичных факторов растет риск вложения инвестиций.

Во втором случае риск инвестиций растет с уменьшением  фактора (Х2 и Х4). Например, со снижением конкурентоспособности объектов (специалистов, менеджеров, технологии, оборудования, продукции, организации и т.д.), научного уровня принимаемых управленческих решений, средней заработной платы работников, фондовооруженности труда, социальной обеспеченности работников и других факторов аналогичного характера действия риск инвестиций растет.

Для использования этого  инструмента управления рисками  необходимо:

сделать отбор внешних  и внутренних факторов риска, охватывающих макросреду, инфраструктуру региона и микросреду организации;

наладить мониторинг за этими факторами;

проранжировать факторы  с целью отбора важнейших из них (управлять или осуществлять мониторинг за всеми факторами невозможно);

определить форму связи  между факторами и уровнем риска;

попытаться установить количественные зависимости (уравнения  регрессии) между важнейшими факторами  риска и уровнем риска;

определить эластичность между важнейшими факторами риска  и уровнем риска вложения инвестиций.

Кроме выполнения этих исследований необходимо установить количественные зависимости между конечными показателями проекта (прибылью, доходностью, ликвидностью и др.) и уровнем риска. Например, зависимость между уровнем риска и прибылью (доходностью) от вложения инвестиций описывается кривой Y=f (X3), риском и ликвидностью ценных бумаг - кривой Y=f (X2), риском и устойчивостью функционирования организации - функцией Y=f (X4) и т.д.

При оценке рисков следует  рассчитывать вероятность достижения запланированного значения прибыли, которая описывается законом Гаусса (рис.3).

1,0 зона допустимых  убытков

Плотность зона реальной прибыли  
вероятности _ + зона критических убытков

Информация о работе Контрольная работа по "Маркетингу"