Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:18, контрольная работа
Вопрос №13: Анкетный опрос как метод сбора социологической информации.
Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).
Социальная информация - в соответствии со значением слова «социальный» - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе.
Недостатки анкетного опроса
Анкетные исследования и опросы имеют, впрочем, и реальные недостатки. Во-первых, они всегда имеют дело с формальными данными, в интерпретацию которых исследователь может внести (и даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма. Во-вторых, хотя целью таких исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается искусственная ситуация - как будто проводится эксперимент. Это может существенно влиять на достоверность полученных данных. Однако при всех ограничениях на сферу применения анкетных исследований и опросов следует признать, что ничего лучше пока не придумано, и если ученый отдает себе отчет в существующих недостатках, то у него есть хороший шанс обойти их.
Для нейтрализации факторов негативно влияющих на результаты анкетного опроса, следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода опроса, что предполагает:
1. четкую фиксацию
2. доступность предлагаемых
3. обеспечение принципов
4. точность фиксации ответов респондентов;
5. стандартизация условий
6. побуждение интересов
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Разнообразие используемых в социологических исследованиях анкетных опросов позволяет классифицировать их по различным основаниям: по способу распространения анкет, по месту проведения, по составу аудитории, по степени охвата генеральной совокупности, по масштабу исследуемых проблем.
Вопросы, используемые социологом при анкетном опросе, весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным основаниям: по форме, по функциям, по смыслу формулировки, по содержанию получаемой информации.
К основным моментам, на которые следует
обратить внимание при составлении
и проведении анкетного опроса относятся:
последовательность и структура
вопросов, типы вопросов, размер и язык
анкеты, четкость и наводящие вопросы,
форма анкеты, документация, планирование,
тестирование и корректировка, обучение
интервьюеров и контроль их работы,
сбор данных, достоверность и повторные
интервью, технология проведения опроса,
архивирование анкет и
Анкетные исследования и опросы имеют, впрочем, и реальные недостатки: они всегда имеют дело с формальными данными, в интерпретацию которых исследователь может внести (и даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма; хотя целью таких исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается искусственная ситуация - как будто проводится эксперимент. Это может существенно влиять на достоверность полученных данных.