Контрольная работа по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:18, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос №13: Анкетный опрос как метод сбора социологической информации.
Наиболее распространенным видом сбора социологической информации является социологический опрос. Существует два вида опроса: письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование).
Социальная информация - в соответствии со значением слова «социальный» - это общественная информация, то есть информация, связанная с жизнью и отношениями людей в обществе.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 24.19 Кб (Скачать файл)

Недостатки  анкетного опроса

Анкетные исследования и опросы имеют, впрочем, и реальные недостатки. Во-первых, они всегда имеют дело с формальными данными, в интерпретацию  которых исследователь может  внести (и даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма. Во-вторых, хотя целью таких исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается  искусственная ситуация - как будто  проводится эксперимент. Это может  существенно влиять на достоверность  полученных данных. Однако при всех ограничениях на сферу применения анкетных исследований и опросов следует  признать, что ничего лучше пока не придумано, и если ученый отдает себе отчет в существующих недостатках, то у него есть хороший шанс обойти их.

Для нейтрализации факторов негативно  влияющих на результаты анкетного опроса, следует строго исполнять нормативные  требования по использованию метода опроса, что предполагает:

1. четкую фиксацию исследовательских  задач (содержание которых определяется  программой социологического исследования) с обеспечением адекватности  им вопросника;

2. доступность предлагаемых формулировок  вопросов респондентам, обеспечение  их понимания опрашиваемым;

3. обеспечение принципов социально-психологического  общения социологов (анкетеров, интервьюеров) с респондентами, что предполагает  использование технических и  организационных приемов, направленных  на создание оптимальных условий,  в которых происходит опрос.  Речь идет и о технике опроса (т.е. о наборе приемов, имеющих  целью стимулировать достоверность  ответов респондентов), и о знании  особенностей среды респондентов, и об освоении психологических  знаний о механизмах межличностного  общения в тех случаях, когда  речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия  текста при заполнении анкеты;

4. точность фиксации ответов  респондентов;

5. стандартизация условий проведения  опросов; 

6. побуждение интересов респондентов  и интервьюеров (анкетеров) к результатам  опроса.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

Разнообразие используемых в социологических  исследованиях анкетных опросов  позволяет классифицировать их по различным  основаниям: по способу распространения  анкет, по месту проведения, по составу  аудитории, по степени охвата генеральной  совокупности, по масштабу исследуемых  проблем.

Вопросы, используемые социологом при  анкетном опросе, весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным  основаниям: по форме, по функциям, по смыслу формулировки, по содержанию получаемой информации.

К основным моментам, на которые следует  обратить внимание при составлении  и проведении анкетного опроса относятся: последовательность и структура  вопросов, типы вопросов, размер и язык анкеты, четкость и наводящие вопросы, форма анкеты, документация, планирование, тестирование и корректировка, обучение интервьюеров и контроль их работы, сбор данных, достоверность и повторные  интервью, технология проведения опроса, архивирование анкет и руководств по проведению опроса.

Анкетные исследования и опросы имеют, впрочем, и реальные недостатки: они всегда имеют дело с формальными  данными, в интерпретацию которых  исследователь может внести (и  даже неизбежно вносит) изрядную долю субъективизма; хотя целью таких  исследований является установление истины в естественных условиях, фактически всегда создается искусственная  ситуация - как будто проводится эксперимент. Это может существенно  влиять на достоверность полученных данных.


Информация о работе Контрольная работа по "Маркетингу"