Контрольная работа по "Прикладной маркетинг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 01:22, контрольная работа

Краткое описание

Процесс анализа конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 30.60 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования «Витебский государственный технологический

университет»

 

Кафедра экономической  теории и маркетинга

 

 

Допущена к защите

____________________

____________________

«__»________ 2012 г.

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Прикладной маркетинг

вариант № 8

 

 

Выполнила:

студентка

экономического факультета,

5 курса, группы ЗЭ-72

шифр 041010       

 

 

 

__________

__________

 

 

 

Ю. А. Гукова

     

Проверил:

ассистент                                  

 

__________

__________

 

А. А. Поташёв


 

                  

 

 

 

Витебск

2012

  1. Процесс анализа конкурентоспособности продукции. Показатели конкурентоспособности.

 

Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая  показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и  по затратам на ее удовлетворение.

Оценка  конкурентоспособности продукции  основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим (свойства товара, область его применения и назначения); эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма); эстетическим (внешний вид товара); нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам); экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).

Задачи  анализа: оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции; изучение факторов, воздействующих на ее уровень; разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

Методика  анализа конкурентоспособности продукции показана на рис. 1.

 

Изучение рынка

 

Сбор данных о конкурентах

 

Изучение запросов покупателей

                       
   

Формулировка требований к изделию  и определение перечня показателей оценки конкурентоспособности товара

   
       
       
                       

Экономические параметры

 

Технические параметры

 

Нормативные параметры

                   
           
 

Определение уровня единичных и групповых  параметров конкурентоспособности

 
           
 

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности

 
           
 

Разработка мер по повышению конкурентоспособности

 

 

Рисунок 1. Блок-схема анализа конкурентоспособности  продукции

Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с  уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.                                           

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:

 

где - единичный параметрический показатель; - уровень параметра исследуемого изделия; - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.

Групповой, показатель объединяет единичные показатели по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов , определенных экспертным путем:

 

Интегральный  показатель представляет собой отношение  группового показателя по техническим параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам

 

Если , то анализируемое изделие уступает образцу, а если , то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

В данном примере (табл. 1) по техническим параметрам оцениваемый холодильник уступает базовому образцу, но превосходит его  по экономическим параметрам, что  делает его конкурентоспособным:

Кроме рейтинговой  оценки конкурентоспособности товаров  для определения фактического положения  изделия на определенном рынке можно  использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объема продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.

 

Таблица 1 –  Единичные и групповые показатели конкурентоспособности холодильников

Показатель

Оцениваемый

STINOL

     

Технические параметры

         

Общий объем, дм3

315

325

0,97

0,15

0,1455

Полезный объем ХК, дм3

190

202

0,94

0,25

0,235

Полезный объем МК, дм3

70

70

1,0

0,20

0,20

Замораживающая способность, кг/сут

4,3

4,5

0,95

0,22

0,209

Средний срок службы, лет

16

15

1,06

0,10

0,106

Температура в морозильной камере, °С

-15

-18

0,83

0,08

0,0664

0,962

Экономические параметры

         

Цена, у. е.

350

400

0,875

0,6

0,525

Расход электроэнергии в сутки, кВт-ч

1,40

1,45

0,965

0,4

0,386

0,911


 

Важное  направление повышения конкурентоспособности  продукции — совершенствование процесса товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

При анализе  организации торговли выясняют, имеются ли у предприятия фирменные магазины, какие используются методы торговли (прямая, оптовая, мелкий опт, розничная, дилеры и т.д.), какой удельный вес они занимают в общем объеме продаж и какие из них наиболее доходные, каков уровень издержек обращения, как можно уменьшить расходы, не снижая эффективности?

Сервисные услуги и реклама являются мощными факторами в конкурентной борьбе за покупателя. Они требуют дополнительных затрат, но увеличивают объем продаж и прибыль. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие виды сервисных услуг оказывает предприятие и как это стимулирует спрос на продукцию, сколько средств затрачивается на рекламу и какова ее эффективность: прослеживается ли связь между активностью рекламы и уровнем сбыта, уровнем прибыли, хорошо ли заметен фирменный знак предприятия среди конкурирующих, насколько упаковка товара способствует увеличению объема продаж?

Для изучения влияния данных факторов на объем  продаж, сумму прибыли можно использовать приемы сопоставления параллельных рядов чисел, аналитических группировок, корреляционного анализа.

 

2. Рассчитайте потенциальную конкурентоспособность легковых автомобилей, используя данные таблицы. Определите марку автомобиля, обладающую наибольшей конкурентоспособностью по сравнению с конкурентами.

 

Марка

автомобиля

Модель

Мощность двигателя, КВт

Максимальная скорость, км/час

Разгон с места до 100 км/час, сек

Расход топлива, л/100 км

Цена производителя

OPEL

KADETT

44

160

15,5

7,2

16,9

VOLLKSWAGEN

GOLF

40

151

16,7

7,4

20,0

FORD

ESCORT

44

153

17,7

6,9

21,9

LADA

SAMARA

48

152

14,5

7,3

13,2

Весомость показателя

0,19

0,14

0,11

0,21

0,35


 

Рассчитываем  взвешенные показатели конкурентоспособности:

 

OPEL =

VOLLKSWAGEN =

FORD =

LADA =

 

Таким образом, взвешенный показатель конкурентоспособности  выше у автомобиля  LADA, следовательно, он обладает наибольшей конкурентоспособностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов экономических специальностей заочной формы обучения. – Витебск: УО «ВГТУ», 2005. – 21 с.

2. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. — Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 688 с.

3. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие / И. М. Лифиц. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Высшее образование; Юрайт -Издат, 2009. – 460 с.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Прикладной маркетинг"