Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:00, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить основные элементы маркетинга;
2. Раскрыть сущность, принципы и функции маркетинга;
3. Определить понятие концепции маркетинга;
4. Изучить и проанализировать концепции маркетинга.
Введение……...……………………………………………………………………3 Глава 1 . ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МАРКЕТИНГА…………………………..5
1.1Сущность и особенности маркетинга………………………………..5
1.2.Цели маркетинга………………………………………………………8
1.3.Функции маркетинга…………………………………………..........10
1.4.Выводы……………………………………………………………….12
Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА………………………………….........13
2.1. Сущность концепции маркетинга…………………………………13
2.2.Концепция усовершенствования производства и товара…………13
2.3.Концепция интенсификации коммерческих усилий………….....15
2.4.Концепция маркетинга……………………………………………..16
2.5.Концепция социально-этического маркетинга……………………18
2.6.Концепция международного маркетинга………………………….19
2.7.Концепция маркетинга отношений. ………………………………21
2.8.Концепция холистического (целостного) маркетинга…………….22
2.9.Выводы……………………………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………29
- на планировании
- на формировании спроса
и стимулировании сбыта с
- на определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п. для обеспечения ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары;
- на обязанность обеспечить
должный уровень
- на оценку рисков и
прибылей, эффективность маркетинговых
решений, планирование, выполнение
и контроль маркетинговой
1.2. Цели маркетинга
Маркетинг (marketing, от английского market - рынок) - в широком смысле - философия управления фирмой или предприятием, согласно которой разрешение проблем и удовлетворение потребностей потребителей ведет к коммерческому успеху организации и приносит пользу обществу.
Маркетинг затрагивает и влияет на многих людей различными способами. Одни откровенно недолюбливают деятельность по маркетингу, из-за назойливой или некорректной рекламы, обвиняя его в разрушении окружающей среды, создании ненужных потребностей у покупателя, развращая молодежь чувством алчности и целым рядом других прегрешений, хоть и далеко не всегда это является правдой. Другие же, сторонники маркетинга, напротив яростно защищают и находят целый ряд положительных качеств.
Эти противоречия, а также вероятное и уже происходящее регулирование маркетинга во всеобщем масштабе рождает в себе существенный вопрос: какое истинное значение (цель) несет в себе система маркетинга? Однозначного ответа на вопрос найти невозможно, поскольку маркетинг значим во многих сферах. Вот 4 варианта ответа на данный вопрос:
1) Достижение максимально
возможного высокого
Многие руководители успешных компаний считают, что целью маркетинга является облегчение и стимулирование максимально высокого потребления среди покупателей, которое в свою очередь создает условия для роста и процветания производства, занятости сотрудников и богатства. Многие уверены, что чем больше люди покупают, потребляют, тем лучше, тем счастливее они становятся. Как говорится: аппетит приходит во время еды. Чем больше ешь, тем больше хочется.
2) Достижение максимальной
потребительской
Цель системы маркетинговой деятельности является достижением максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления.
Степень потребительской удовлетворенности измерить сложно, следовательно, дать объективную оценку на основе показателей удовлетворенности системе маркетинга крайне трудно.
3) Предоставление максимально широкого выбора
Многие считают, что предоставление широкого выбора потребителю и максимальное разнообразие товаров - это главная цель системы маркетинга. Эта система должна дать потребителю возможность найти именно те товары, которые ему необходимы, которые соответствуют его вкусам и желаниям. У потребителя должна быть возможность максимально улучшить свой образ жизни, то есть, удовлетворить свои потребности.[1].
Но расширение потребительского выбора несет за собой затраты. Во-первых, большое разнообразие вызовет рост издержек по производству и поддержанию запасов, а, следовательно, услуги и товары станут дороже. Повышение же цены повлечет за собой снижение масштабов потребления и снижение доходов. Во-вторых, большое разнообразие товаров отнимет у потребителей больше времени и усилий на ознакомление с товаром. В-третьих, увеличение числа товаров вовсе не означает для потребителя расширение возможности реального выбора, поскольку если товара много, то качество, как правило, остается одинаковым. Когда в рамках товарной категории насчитывается большое количество марочных товаров, но с небольшими отличиями по вкусу друг от друга – это марочное изобилие, и для потребителя такой выбор является мнимым. И наконец, сами потребители далеко не всегда приветствуют большое разнообразие товаров. Некоторые, чувствуют растерянность и беспокойство при виде изобилия товара в определенных товарных категориях. [15].
4) Максимальное повышение качества жизни
Многие считают, что основная цель системы маркетинга должна заключаться в улучшении "качества жизни". Это понятие складывается:
a) качества, количества, ассортимента, доступности и стоимости товаров;
b) качества физической среды;
c) качества культурной среды.
Сторонники последнего взгляда склонны оценивать систему маркетинга не только по степени предоставляемой ею непосредственной потребительской удовлетворенности, но и по воздействию, которое деятельность в сфере маркетинга оказывает на качество физической и культурной среды. Большинство соглашается с тем, что для системы маркетинга повышение качества жизни - цель благородная, но признает, что качество это измерить нелегко, а толкования его порой противоречат друг другу.[5].
1.3 Функции маркетинга
Функция маркетинга - это определённый вид деятельности в системе маркетинга, связанный с процессом управления обменом произведёнными предприятием товарами и услугами, с покупателем, оплачивающим последнее по оговорённой цене.
Маркетинг как одно из направлений управленческой деятельности непосредственно отвечает за процесс удовлетворения сбыта, организацию обмена производимой продукции.
Следовательно, маркетинг несет прямую ответственность за весь комплекс отношений между коммерческим предприятием и покупателем.
Имеющиеся у покупателя потребности определяются и анализируются посредством маркетинговых исследований, с тем, чтобы предоставить первичную информацию, необходимую для планирования деятельности предприятия. Производитель выступает с определённым предложением в виде продукции, её цены и соответствующего распределения.[11].
На стадии продвижения осуществляется передача покупателю всей информации, касающейся предложения производителя. При этом покупатель затрачивает определённые усилия, время, уплачивает стоимость товара. Поведение покупателя анализируется маркетинговым исследованием, в результате чего составляется послепродажная информация, на основе которой можно доработать стадию предложения, тем самым цикл возобновляется.
Выше функция маркетинга
была представлена как одна из функций
предпринимательства и
1.Получение необходимой для маркетинга информации, проведение соответствующих научных исследований. Она предполагает исследования и анализ в области внешней среды фирмы: экономики, бизнеса, торговли, промышленности, запросов потребителя, продаж, продукции, распределения, рекламы, упаковочного дела, политики, экономии, технологии, общества, изучение операций маркетинга, изучение конкурентов, сегментация рынков, определение состояния внутренней среды фирмы.
2.Планирование политики в области выпуска продукции. Разработка производства продукции, определение и дальнейшее расширение ассортимента выпускаемых изделий. Улучшение характеристик продукции в соответствии с запросами потребителей, разработка и выпуск новых товаров.
3.Ценообразование. Разработка политики цен, составление сетки цен на каждое изделие на разных этапах его жизненного цикла в зависимости от рынков сбыта. Принятие соответствующих мер для повышения конкурентоспособности продукции, предложение цены.
4.Распределение. Разработка политики распределения товаров и услуг. Выбор и управление каналами распределения. Складирование, упаковка и перевозка продукции.
5.Формирование политики в области стимулирования сбыта (продажа по предварительным заказам, рекламно-информационная деятельность, искусство сбыта, упаковочное дело). Анализ продаж, бюджетные квоты продаж и постановка соответствующих целей, координация деятельности торговых агентов. Рекламирование деятельности и определение задач рекламы. Выбор средств передачи рекламы (телевидение, радио, печать и другое) и управление работой в данной области. Установление контактов со средствами массовой информации, рекламными агентствами. Разработка образцов, выставочных материалов. Установление связей компании с отдельными лицами, общественными организациями, обмен информацией.
6.Мероприятия по сбыту товара. Планирование и осуществление продажи товаров, разработка мер, направленных на увеличение продаж.[12].
1.4.Выводы.
Целями маркетинга является: достижение максимально возможного высокого потребления; достижение максимальной потребительской удовлетворенности; представление максимально широкого выбора; максимальное повышение качества жизни.
Основными функциями маркетинга являются: анализ окружающей среды рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планирование цены, обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом. Несмотря на то, что многие операции требуют выполнения однотипных функций, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами.
Введение маркетинга в практику бизнеса не означает, что функция маркетинга стала более важной по сравнению с другими функциями менеджмента или производства или что маркетинг должен управлять предпринимательством. Однако это подразумевает, что бизнес должен ставить перед собой такие задачи и вести такую политику, которые, прежде всего, соответствовали бы потребностям покупателя, а потом уже исходили из имеющихся ресурсов и возможностей.
Применение маркетинга в бизнесе привело к тому, что бизнесменам приходится сейчас пересматривать вопрос о своих конкурентах, включив в их число не только производителей аналогичной продукции, но и тех предпринимателей, которые претендует на свою долю в совокупном спросе потребителя. Например: кинопромышленность конкурирует с телевидением. Осознание значения этой проблемы ведёт к необходимости тщательного изучения маркетинговой среды фирмы.
Глава 2. КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
2.1. Сущность концепции маркетинга
Если исходить из классификации теории «управления маркетингом», предложенной Котлером, профессором Северо-Западного университета США по маркетингу, то под «концепцией маркетинга» понимается: "сравнительно новый подход в предпринимательской деятельности", который "утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами".[9].
Чтобы определить какова концепция маркетинга, необходимо отыскать потребность и удовлетворить ее. Сделать все что в силах, чтобы максимально возместить затраты потребителя качеством. Иными словами, объектом внимания в концепции маркетинга – изучение целевых потребителей фирмы, их желания, нужды, запросы. Ведь фирма получает прибыль благодаря созданию и поддержанию клиентской удовлетворенности.
Согласно Котлеру, суть концепции маркетинга – ориентирование на нужды, потребности и желания потребителя, подкрепленные комплексом усилий организации маркетинга, нацеленные на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации.
Концепции маркетинга состоят из основных положений, характеризующих рыночную деятельность предприятия на разных этапах ее развития. Согласно классификации, данной опять - таки Филиппом Котлером, всего в истории маркетинга (как "стратегий сбыта") имеется несколько глобальных, "фундаментально-исторических", концепций маркетинга, на основе которых коммерческие организации вели (и ведут) свою сбытовую деятельность, а именно - это концепции: усовершенствования производства и усовершенствование товара (появились в довоенные годы); интенсификация коммерческих усилий и концепция маркетинга (появились после 2 мировой); социально-этичного маркетинга (современная концепция, наиболее эффективная); международного маркетинга, маркетинга отношений и (как дополнительная) концепция холистического (целостного) маркетинга.[11].
2.2.Концепция усовершенствования производства и товара.
Изначально предприниматели исходили из того, что производили и усовершенствовали только тот товар, на который был рыночный и потребительский спрос. Данная концепция сформирована на утверждении, что потребители покупают тот товар, который широко распространен и доступен по цене, поэтому производитель должен приложить все усилия на улучшение производства и на систему распределения товаров.