Концепция системного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:45, реферат

Краткое описание

Развитие и совершенствование предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.
Проведение исследований осуществляется в соответствии с выбранной целью и в определенной последовательности. Исследования являются составной частью менеджмента организации и направлены на совершенствование основных характеристик процесса управления. При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными признаками и подчиняется ряду требований.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция системного подхода.docx

— 182.88 Кб (Скачать файл)

Применение комплексного подхода в управлении

Современный менеджмент все  больше и больше сталкивается с проблемой  ведомственного подхода к решению  управленческих задач, что не позволяет  принимать эффективные управленческие решения. Работы разных исследователей позволяют сделать вывод о  том, что одним из путей преодоления  ведомственности при принятии управленческих решений является применение комплексного подхода, позволяющего учитывать различные  аспекты принимаемых решений  в их взаимосвязи.

В рамках проводимого исследования  нами было выявлено, что в настоящее  время наблюдается повышенный интерес  современного российского общества к вопросам обеспечения безопасности. Безопасность – это весьма многогранная проблема и одной из ее важнейших граней выступает безопасность дорожного движения, ключевым фактором которой является состояние автодорожной сети. В связи с этим в данной работе мы рассмотрим, как применение комплексного подхода позволит совершенствовать управление автодорожной сетью Пермского края.

В настоящее время в  основе управления автодорожной сетью  Пермского края лежит ведомственный  подход, т.е. каждое отдельное ведомство  в рамках своих полномочий реализует  управленческую деятельность практически  без взаимодействия с другими  ведомствами.

В связи с этим была сформулирована проблема о том, что существующие «контрактные дыры», возникающие в  условиях отсутствия межведомственного  взаимодействия при регулировании  автодорожной сети, не позволяют принимать  эффективные управленческие решения, что негативно влияет на её состояние.

Решение выявленной проблемы предполагает выдвижение гипотезы о  том, что комплексный подход должен стать основой преодоления «контрактных дыр», вызванных отсутствием межведомственного  взаимодействия.

Для верификации данной гипотезы остановимся на одном из основных аспектов управления автодорожной сетью  Пермского края – законодательном.

Законодательство – ключевой аспект в области управления. Управление любой системой - процесс сложный  и многогранный, поэтому для его  успешного выполнения необходимы регулирующие документы. В случае управления компанией  – это ее внутренние уставы, в  случае управления государственной  структурой – это нормативно-правовые акты.

Рассмотрим применение комплексного подхода к совершенствованию  модели управления (рис. 1).

Реализация комплексного подхода в управлении представлена на рис. 1

Рис. 1 Комплексный подход к управлению.

 

На рис. 1 представлен процесс  управления в виде модели замкнутого цикла, состоящей из шести основных этапов.

Первый этап – это выявление  основных проблем в управлении системой. Особенностью данного этапа является то, что проблемы должны быть четко  сформулированы. Это необходимо для  перехода к следующему этапу управления – анализу и приоритезации. При  проведении анализа система управления подвергается различным потрясениям, в результате чего формируется несколько  путей решения выявленной проблемы. После проведения анализа все  возможные пути решения проходят приоритезацию. Приоритезация –  это процесс, направленный на ранжирование путей решения проблемы в порядке  их значимости.

После процесса приоритезации  можно переходить к следующему, третьему, этапу – планированию, на котором  просчитываются возможные последствия  выбора того или иного решения. На данном этапе важно понять, какой  из выбранных путей позволит решить проблему с наименьшими издержками. На четвертом этапе осуществляется процесс мониторинга, который позволяет  оценить результативность выбранного решения проблемы. После проведения мониторинга формируется отчетность, по результатам которой принимается  решение о доработке или введении дополнительных мероприятий, направленных на повышение эффективности решения  обозначенной проблемы, что, в свою очередь, способствует формированию целостной  системы мероприятий.

Следующий, пятый, этап –  корректировка, на котором происходит анализ допущенных ошибок с последующим  их исправлением. Далее происходит возврат к планированию, уже откорректированной системы и цикл повторяется заново.

Применим описанную выше модель для совершенствования управления автодорожной сетью Пермского края с позиции законодательного аспекта (рис. 2).

Рис. 2 Современная система законодательного регулирования автодорожной сети Пермского края.

 

Вначале рассмотрим действующую  систему нормативно-правовых актов, регулирующих управление автодорожной сетью Пермского края. Данная система  основана на ведомственном подходе  к решению возникающих проблем  в данной среде. Его суть заключается  в следующем.  Нормативно-правовые акты поступают в систему, в рамках которой государственные структуры  занимаются их обработкой и мониторингом. После этого данные акты распределяются по основным направлениям и поступают  в соответствующие ведомства  на согласование. После успешного  согласования ведомствами данные акты переходят на следующий этап. Если нормативно-правовые акты носят межведомственный характер, то они попадают в блок испытаний, через специальный «изолятор». После проведения необходимых испытаний  акты либо поступают в исполнительные органы для реализации, либо отправляются на доработку обратно в соответствующие  ведомства или государственные  структуры.

В случае применения комплексного подхода к законодательному регулированию  управления автодорожной сетью Пермского  края  формируется оптимальная  замкнутая система комплексных  взаимосвязей между отдельными законодательными инструментами (рис. 3).

Рис. 3 Оптимальная система законодательного регулирования при комплексном подходе.

 

При комплексном подходе  процесс возврата документов на доработку  происходит в рамках данной системы  и не выходит за её пределы, что  позволяет лучше контролировать процесс доработки. После того, как  данные акты проходят все испытания, они поступают в исполнительные органы для реализации.

Хочется отметить, что при  использовании комплексного подхода  процесс выхода из замкнутой системы  происходит только при переходе документов на другой иерархический уровень. На одном уровне все операции осуществляются внутри данной замкнутой системы.

Применим рассмотренную  выше оптимальную систему законодательного регулирования при комплексном  подходе для совершенствования  управления автодорожной сетью Пермского  края.

Рис.4 Система законодательного регулирования процесса управления автодорожной сетью Пермского края.

 

Применение комплексного подхода к совершенствованию  законодательного регулирования процесса управления автодорожной сетью Пермского  края предполагает создание новой структуры  – государственная межведомственная дорожно-аттестационная комиссия (рис. 4), деятельность которой позволит оперативно вносить изменения в нормативно-правовые акты нижнего порядка при изменении  основных нормативных документов. Это  позволит избежать противоречий в нормативно правовых документах верхнего и нижнего  порядков, а также позволит избежать роста бюрократического аппарата региона, так как исчезнет необходимость  в создании отдельных ведомств для  решения возникающих проблем.

 

Заключение

В условиях динамичности современного производства и общества управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций  и возможностей, без выбора альтернатив  и направлений развития, выполнения функций управления и способов принятия управленческих решений.

Развитие и совершенствование  предприятия базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения исследования систем управления.

Системный подход — это  совокупность принципов, определяющих цель и стратегию решения сложных  проблем, метод, основанный на представлении  объекта-носителя проблемы в качестве системы, включающий с одной стороны  разложение сложной проблемы на ее составляющие, анализ этих составляющих, вплоть до постановки конкретных задач, имеющих отработанные алгоритмы  решения, а с другой стороны, удержание  этих составляющих в их неразрывном  единстве.

Системный подход требует  исследования объекта, с одной стороны, как единого целого и как системы, включающей другие составные элементы, находящиеся во взаимодействии, а  с другой стороны — как составной  части другой системы более высокого уровня (метасистемы), в которой анализируемый  объект взаимодействует с остальными подсистемами.

Системный подход является одним из важнейших методологических принципов современной науки  и практики. Существенное значение в системном подходе придается  выявлению вероятностного характера  поведения исследуемых объектов.

Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит  в соединении в единое целое различных  моделей объекта. Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны  к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать  существенное воздействие на него.

Применение системного подхода  позволяет наилучшим образом  организовать процесс принятия решений  на всех уровнях в системе управления. Комплексный подход предполагает учитывать  при анализе как внутреннюю, так  и внешнюю среду организации.

Принципы системного подхода:

1. Целостность, позволяющая  рассматривать одновременно систему  как единое целое и в то  же время как подсистему для  вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества элементов,  расположенных на основе подчинения  элементов низшего уровня - элементам  высшего уровня. Реализация этого  принципа хорошо видна на примере  любой конкретной организации.  Как известно, любая организация  представляет собой взаимодействие  двух подсистем: управляющей и  управляемой. Одна подчиняется  другой.

3. Структуризация, позволяющая  анализировать элементы системы  и их взаимосвязи в рамках  конкретной организационной структуры.  Как правило, процесс функционирования  системы обусловлен не столько  свойствами ее отдельных элементов,  сколько свойствами самой структуры.

4. Множественность, позволяющая  использовать множество кибернетических,  экономических и математических  моделей для описания отдельных  элементов и системы в целом.

 

Список литературы

  1. Беляев, А. А. Системология / А. А. Беляев, Э. М. Коротков - М.: ИНФРА-М, 2000. – 320 с.
  2. Букин Е. К. Перспективы развития и безопасность автотранспортного комплекса Кемерово 2012, с218-221
  3. Игнатьева, А. В. Исследование систем управления / А. В. Игнатьева, М. М. Максимцов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.
  4. Кезин, А. В. Менеджмент: методологическая культура/ А. В. Кезин - М., 2001. - 400 с.
  5. Коротков, Э. М. Исследование систем управления/ Э. М. Коротков - М.: «ДеКА», 2000. – 234 с.
  6. Локтионов, М. В. Системный подход в менеджменте/ М. В. Локтионов - М.: Генезис, 2000. - 345с.
  7. Мыльник, В. В. Исследование систем управления / В. В. Мыльник, Б. П. Титаренко, В. А. Волочиенко - М., 2006. – 209 с.
  8. Уемов, А. И. Системный подход и общая теория систем/ А. И. Уемов - М., 1998. – 324 с.

 


Информация о работе Концепция системного подхода