Культура потребления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:50, реферат

Краткое описание

Масса людей живёт с иллюзией, что они сами выбрали цель своей жизни, модели поведения. Между тем при сравнении жизни людей в разных культурах трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе, в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура - это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие культуры потребления …………………………..………………...4
2. Общество потребление ………………………………………………............6
Заключение……………………………………………………………………....9
Список использованной литературы……………………………………..…..10

Вложенные файлы: 1 файл

культура потребления.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования 

Российской  федерации

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Тюменский Государственный  Университет

Институт  математики, естественных наук и информационных технологий

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «Человек и его потребности» на тему:

«Культура потребления»

 

 

 

 

 

                                                                    

                                                                                        Выполнила:

                                                                                         Студентка II курса

                                                                                                       группы 25с111а

                                                                                  Марченко Кристина

                                                                                         Проверила:

                                                                                         Стар. преподаватель

                                                                                         Рыбалова Т.В.

 

 

 

 

Тюмень

2012

Содержание

 

                                                                                                 стр.

Введение…………………………………………………………………………3

1. Понятие культуры потребления …………………………..………………...4

2. Общество потребление ………………………………………………............6

Заключение……………………………………………………………………....9

Список использованной литературы……………………………………..…..10

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Масса людей живёт  с иллюзией, что они сами выбрали  цель своей жизни, модели поведения. Между тем при сравнении жизни  людей в разных культурах трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе, в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура - это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения. Как в воде набор вариантов поведения одних и тех же людей отличается от вариантов их движения на суше, в болоте и т. д., так и культура диктует наш «свободный» выбор. Каждая культура - это микро вселенная. Для функционирования индивидуума культура очень важна. Культура укрепляет солидарность между людьми и способствует взаимопониманию. Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы.

Выбор темы данного реферата обусловлен, прежде всего, моим личным желанием как самостоятельно, так и с помощью компетентных авторов попытаться разобраться в поведении человека на разных стадиях дохода, как и каким образом человек потребляет, использует и приобретает все, что его окружает.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие культуры потребления

Культура потребления - свод правил и норм, регулирующих поведение  человека в сфере приобретения товаров  и услуг (продукты, вещи, развлечения, отдых и т.п.). Она предписывает, что, где, каким образом, в каком объеме, с какими затратами и зачем потреблять человеку, принадлежащему к определенной социокультурной группе.

Потребление - это не пассивное состояние поглощения и присвоения, которое противопоставляют активному состоянию производства, чтобы уравновесить, таким образом, две наивных схемы человеческого поведения (и отчуждения). Следует с самого начала заявить, что потребление есть активный модус отношения не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру, что в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный отклик на внешние воздействия, что на нем зиждется вся система нашей культуры.

В современной социологической  литературе принята пятиуровневая  классификация потребностей:

1) первичные материальные  потребности (в питании, одежде, жилище и т. п.);

2) материальные потребности  второго порядка, отражающие качественные  требования (в условиях приема  пищи и качестве питания, следовании  моде, комфортности и качеству  жилья и т. п.);

3) социальные потребности  (в общении, признании и т. п.);

4) духовные потребности  (в знаниях, эстетическом сопереживании  и т. п.);

5) духовные потребности  высшего порядка (в творческом  труде, общественно-политической  деятельности).

По мере удовлетворения потребностей низшего уровня все  большую значимость приобретают потребности более высокие.

Культура потребления  предполагает равновесие материальных, социальных и духовных потребностей, способствующее совершенствованию  физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств человека.

При довольно высоком уровне развития материальных потребностей людей заметны и отклонения от нормальной культуры потребления. Это тенденция перепотребления или накопительства, имеющая в своей основе социальную инерцию: несмотря на существенное изменение внешних условий, человек продолжает вести себя в соответствии с комплексом норм и ценностей, усвоенных в более молодом возрасте, когда окружающая обстановка была иной. Наиболее значимыми направлениями воспитания культуры потребления материальных благ являются повышение культуры питания, культуры жилища и культуры одежды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество  потребления

Общество потребления (англ. consumer society) -- политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

Городское население  в борьбе за то, чтобы превзойти  друг друга, поднимает норму демонстративного потребления на более высокий  уровень; все это приводит в городе к сравнительно более высоким  расходам, требующимся для того, чтобы указать на данную степень денежной благопристойности. Так как потребление товаров более высокого качества есть свидетельство богатства, оно становится почетным, и наоборот, несостоятельность в потреблении товаров должного качества и в необходимом количестве является признаком низкого положения. Под страхом утраты своего привилегированного положения необходимо жить на уровне требований приличного внешнего вида.

В современной России на развитие потребления и сервисной  деятельности влияет, как известно, общая экономическая и политическая ситуация в стране. В настоящее время эта ситуация остается крайне сложной и противоречивой. С одной стороны, достаточно широкие слои населения предъявляют стабильный спрос как на старые, так и на вновь возникающие виды услуг. С другой стороны, крупнейшие современные экономисты и социологи дали негативную оценку преобразований. Выдающийся американский социолог Мануэль Кастельс много лет изучал ситуацию в постперестроечной России и провел ее глубокий критический анализ в особом разделе своего классического труда «Информационная эпоха». С его точки зрения, над Россией нависла угроза исключения из числа промышленно развитых государств и превращения на всю обозримую историческую перспективу в сырьевой придаток стран «Большой семерки» (вслед за африканским континентом, который необратимо «выпал» из системы глобальной экономики). О необходимости этого «исключения» России открыто говорят известный американский политолог Збигнев Бжезинский и ряд других крупных политических деятелей. В России фактически отсутствует эффективная поддержка науки, образования, здравоохранения и новейших высокотехнологичных отраслей промышленности, что составляет разительный контраст с политикой других стран, вступающих в эпоху постиндустриального общества. Не вдаваясь в анализ политических и экономических проблем, отметим, что их острота и нерешенность прямо влияют на развитие потребностей, потребления и сферы сервиса.

В этой ситуации сервисным  фирмам и службам необходимо, во-первых, быть готовыми к крупным изменениям в экономике и в других сферах общественной жизни, что может резко изменить условия потребления. Необходим постоянный анализ спроса и других значимых сдвигов, происходящих в обществе. Во-вторых, надо иметь в виду, что развитие сферы услуг прямо связано с постиндустриальной тенденцией в экономике (по Д. Баллу, идет формирование «сервисной экономики») и объективно противодействует существующим в обществе разрушительным силам. Состояние сферы услуг - довольно точный барометр состояния современного общества в целом, сервис не может развиваться отдельно от всей общественной системы.

На развитие потребления  в современной России влияют три  крупных системных сдвига, которые  происходят в экономике одновременно и развертываются параллельно друг другу:

· переход от преимущественно государственно-планового механизма национальной экономики к преимущественно рыночному;

· переход к «обществу  массового потребления» как завершающему этапу развития индустриального  общества;

· переход от индустриального  общества к постиндустриальному.

Происходящий в современном  мире процесс глобализации приводит к увеличению мозаичности в развитии цивилизации.

Революция в сфере  коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного  пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).

Экономическая система  тесно переплетается с культурой  потребления. Бизнес производит такие феномены культуры, как вкусы, желания, ценности, нормы поведения, интересы. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои социальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура - это  неотъемлемая часть человеческой жизни, она организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Именно она отличает человека от всех остальных существ. Личность несёт печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того, общество создаёт условия для массового использования ценностей культуры, а, следовательно, порождает потребности в воспроизведении культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Гужва Е. Г., «Потребление в России и СССР.: проблемы теории и практики. СПб.: СПб ГАСУ, 2000 .

2. Гужва Е. Г., «Макроэкономика. Теории потребления». – СПб.: СПб ГАСУ, 1995.

3. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969.

4. Жилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности. – М., 1988.

5. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. – СПб: Питер, 2000.

6. Музиль Р. Человек без свойств.  – М.: Ладомир, 1994. – Кн. I. – 751с.; Кн. II. – 502с.

7. Орлов С.В., Дмитриенко Н. А., «Человек и его потребности: Учебное пособие». – СПб.: Питер, 2007.

8. Шушкова Н, Яковлева В. Учебный словарь по культурологи. Пермь, 2006.

9.Элиас Н.С. «О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования». Том 1. М.; СПб, 2001.

10. http://ru.wikipedia.org

 

 


Информация о работе Культура потребления