Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:58, курс лекций
Лекция 1 Понятие мерчандайзинга. Цели, задачи и функции
Лекция 2 Инструменты коммуникаций в торговом зале
Лекция 3 Торгово-розничная реклама
В мерчандайзинге важен учет закономерностей ощущений:
Восприятие – это отражение в сознании человека всей совокупности свойств предмета и формирование его целостного образа. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности человека, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. К основным свойствам восприятия относятся:
Учет восприятия в мерчандайзинге обеспечивает процесс отбора, упорядочения и интерпретации имеющейся информации для создания объективного представления об определенной ситуации по представлению и продаже товара. Он связан с визуальным, слуховым, осязательным, обонятельным и вкусовыми каналами получения информации.
При помощи визуального канала покупатель формирует образ формы и организации пространства торгового зала, реагирует на его цветовое оформление, освещение, чистоту помещений. Так, в мерчандайзинге учитывается, что красный и оранжевый цвета создают ощущение тепла; освещение прилавков с мясной продукцией лампами с высокой долей мощности в инфракрасном диапазоне наиболее привлекательны для «товарного» вида продуктов.
Слуховой канал помогает покупателю реагировать на громкость, высоту, тембр и качество звука речи и музыкального сопровождения. Так, использование фирменного аудиостиля в торгового зеле, включение популярных музыкальных произведений в диапазоне 40-60 дБА создает позитивную атмосферу торгового зала.
Осязательный канал восприятия позволяет покупателю определить свойства материала того или иного товара: мягкость, жесткость, гладкость, шершавость, температуру. Кроме того, в совокупности с визуальным каналом они усиливают как восприятие товара, так и саму атмосферу торгового зала. Так, стекло и керамика создают эффект чистоты и гигиеничности. Использование кондиционеров в торговом зале позволяет регулировать терморегуляцию организма покупателя и делает его пребывание в магазине комфортнее.
Обонятельный
канал позволяет создать
Вкусовой канал восприятия связан с вкусовыми ощущениями. Данный канал используется в мерчандайзинге во время проведения дегустаций и влияет не только на увеличение объемов продаж, но и на атмосферу торгового зала.
Все это создает
настроение, способствующее возникновению
у покупателей чувства
Атмосфера торгового зала влияет и на формирование нужд (ощущение человеком нехватки чего-либо), потребностей (нужда в чем-то важном для человека, жизненно необходимом) и мотивов покупателей (потребность, достигшая максимального уровня интенсивности).
Мотивы как осознаваемые, так и неосознаваемые побуждают человека совершать определенные действия, призванные удовлетворять потребности..
К осознаваемым мотивам относятся интересы (эмоциональное проявление потребностей); убеждения (система осознаваемых мотивов, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами и принципами); стремления (потребность человека в несуществующих условиях, но которые могут появиться как результат целенаправленной деятельности). К неосознаваемым - влечения (неосознаваемая, неотчетливая потребность в чем-либо); установки (неосознаваемая, неожиданная готовность к определенной деятельности)
Для реализации целей, задач и функций мерчандайзинга важен учет двух механизмов формирование мотивации покупателей:
- механизм «снизу вверх» формирует мотивацию в условиях стихийно сложившейся или специально организованной деятельности. У человека возникают ситуативные мотивы, которые при осознании их важности постепенно переходят в устойчивые;
- механизм «сверху вниз» заключается в усвоении человеком предъявляемых ему в готовой форме мотивов, которые он постепенно превращает из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Внутренне принятые мотивы помогают личности обрести уверенность в собственных силах и намерениях. Полноценное формирование мотивов покупки должно включать в себя оба механизма.
Вопрос 2 Планировка торгового зала
К оптимальной форме планировки торгового зала с учетом применения прогрессивных методов продажи (самообслуживания) относится квадрат или прямоугольник с отношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Вытянутая форма торгового зала менее удобна, так как затруднена расстановка торгового оборудования и снижается эффективность использования торговой площади. Торговое оборудование должно занимать 40% торгового зала.
Важна сегментация торгового зала: она обеспечивает путем определения приоритетных мест в торговом зале и разделения товарных групп на категории в зависимости от популярности среди покупателей.
Приоритетные места в торговом зале определяются в зависимости от направления движения покупателей. Наиболее комфортно двигаться против часовой стрелки. Установлено, что 80-90% покупателей обходят магазин по периметру и только 40-50 % заходят в его срединную зону. При этом покупателю удобнее брать товар, располагающийся по ходу движения.
Определение траектории движения покупателей в торговом зале позволяет установить его «горячие точки» - места, в которых совершается наибольшее число покупок. В них необходимо располагать товары, приобретение которых является целью каждого визита покупателя, а также возможность импульсных (незапланированных) покупок. В супермаркете в разных местах по периметру торгового зала целесообразно размещать товары повседневного спроса. В центре – товары периодического спроса. Товары импульсного спроса - в «горячих точках». На кассах всегда целесообразно располагать товары, приобретаемые под воздействием сиюминутного (импульсного) желания.
При размещении товара необходимо учитывать его специфику, правила товарного соседства (несовместимость рыбных и молочных продуктов) и необходимость закрепления за товарными группами постоянных мест расположения. В многоэтажных торговых предприятиях на первых этажах осуществляется продажа товаров частного спроса, высокой оборачиваемости, которые не требуют длительного выбора, а также крупногабаритные и тяжелые товары. На последних этажах – товары, требующие от покупателей длительного времени для ознакомления с ними.
Планировка торгового зала должна предусматривать возможности для замедления скорости движения покупателей. Используются декоративнее колонны, стойки с плакатами, дисплейные стенды, использование музыки (быстрой или медленной).
Вопрос 3 Выкладка товара
Выкладка товаров является одним из основных элементов системы мерчандайзинга. Очень часто внедрение мерчандайзинга начинают именно с контроля и анализа выкладки товара. Выкладка товара может производиться рядами, стопками, штабелями, поштучно, парами, комплексами, навалом. Основные подходы к выкладке товара напрямую зависят от особенностей поведения покупателей в магазине. Наиболее эффективными подходами выкладки товара являются следующие:
Обеспечение рационального размещения и выкладки предполагает формирование эффективного запаса товаров, который условно делиться на выставочный, рабочий и резервный. Выставочный предназначен для демонстрации товаров покупателями, рабочий – для непосредственной продажи, резервный – для пополнения рабочего.
Лекция 3 Торгово-розничная реклама
План:
1 Сущность, функции
и принцип торгово-розничной
2 Рекламные функции помещений торгового зала, торгового оборудования, витрин
3 Рекламное оформление РОS-материалов.
Вопрос 1 Сущность, функции и принцип торгово-розничной рекламы (рекламы на месте продажи)
Торгово-розничная реклама (реклама на месте продажи) – это рекламные материалы (мероприятия), которые используются (осуществляются) на месте продажи рекламируемых товаров.
Главная особенность данной рекламы в том, что она выступает как конечное звено рекламы товара, распространяемой по различным каналам. Кроме того, специалистами в области рекламы установлено, что в помощью внемагазинной рекламы целесообразно рекламировать лишь около 15-20 % товаров, а 75-80 % отводить рекламе в месте продажи
Основные коммуникационные функции данной рекламы:
1 информационная. Она заключается в том, что деятельность магазина должна быть направлена не только на оформление пространства торгового зала, но и на информирование посетителей о месте продаж товаров различного ассортимента и различных производителях внутри магазина;
2 стимулирования
торговли. При помощи оформления
демонстрационных стендов,
Главным принципом рекламы на месте продажи выступает разработка фирменного стиля торгового предприятия. Данная разработка должна осуществляться с учетом следующих требований:
1 большинство площадей (за исключением подсобных) должно служить целям показа и продажи товара;
2 большое
значение имеет дизайн и
3 наиболее ходовой товар и его реклама должны располагаться вблизи от места обслуживания;
4 маркетологи
и рекламисты должны