Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

Малые предприятия в силу своей природы более отзывчивы на конъюнктуру рынка, успешно приспосабливаются к его условиям. Им свойственны гибкая маневренность, постоянная ориентация на быстроменяющийся спрос, заинтересованность в нуждах потребителей.
Одним из долгосрочных приоритетов социально-экономической политики Республики Казахстан является "экономический рост", который включает в себя становление и развитие малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в республике - один из приоритетов экономической политики государства. С самого начала вступления в рыночную экономику Президент РК давал всем понять, что малый и средний бизнес - стержень экономики, ее стратегический резерв. "Как глава государства, я поддерживал, и буду поддерживать вашу деятельность, и пусть об этом знают все в Казахстане", - сказал на состоявшемся в Алматы форуме предпринимателей Н. Назарбаев.

Содержание

Введение

1.Малый бизнес в рыночной экономике
1.1 Cущность малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Методы и оценка состояния эффективности малого бизнеса в РК
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт
3. Проблемы и развитие малого бизнеса в Казахстане
3.1 Проблемы малого бизнеса в Казахстане
3.2 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ

РЕСПУБЛИКА  КАЗАХСТАН

 

Карагандинский  университет «Болашак»

Кафедра «Экономики и менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. Э-10-1

 

Аубакирова А.Т.

 

Проверила:

ст.пр-ль

 

Базарбаева Э.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганда – 2013

Содержание

Введение

 

1.Малый бизнес в рыночной экономике

1.1 Cущность малого бизнеса

1.2 Роль малого бизнеса в экономике

2. Методы и оценка состояния эффективности малого бизнеса в РК

2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане

2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт

3. Проблемы и развитие малого бизнеса в Казахстане

3.1 Проблемы малого бизнеса в Казахстане

3.2 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современный период развития рыночных отношений особое значение приобретает развитие индивидуального  предпринимательства. Именно малые  предприятия, не требующие крупных  стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы диверсификации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества.

В отличие от экономически развитых стран, где предпринимательство формировалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки совершенствовались в ходе проведения длительных социально-экономических реформ, история развития предпринимательства в республике насчитывает немногим более десяти лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства. И хотя в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта, малое предпринимательство в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью.

В ежегодном Послании Президента особо  отмечены последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса.

Выбор темы обусловлен тем, что развитие индивидуального предпринимательства в Казахстане отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малые предприятия нужно рассматривать в качестве нового ресурса производственных сил, роста социально - экономической эффективности производства в целом. Сейчас в индустриально развитых странах малые предприятия являются ведущим сектором рыночной экономики, который определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Именно этот сектор экономики представляет наиболее эффективную систему отбора талантливых и предприимчивых людей, позволяет создавать необходимую атмосферу конкуренции, способствует быстрому решению ряда проблем.

Малые предприятия в силу своей  природы более отзывчивы на конъюнктуру  рынка, успешно приспосабливаются  к его условиям. Им свойственны  гибкая маневренность, постоянная ориентация на быстроменяющийся спрос, заинтересованность в нуждах потребителей.

Одним из долгосрочных приоритетов  социально-экономической политики Республики Казахстан является "экономический  рост", который включает в себя становление и развитие малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в республике - один из приоритетов экономической политики государства. С самого начала вступления в рыночную экономику Президент РК давал всем понять, что малый и средний бизнес - стержень экономики, ее стратегический резерв. "Как глава государства, я поддерживал, и буду поддерживать вашу деятельность, и пусть об этом знают все в Казахстане", - сказал на состоявшемся в Алматы форуме предпринимателей Н. Назарбаев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Малый бизнес – сущность и его роль в экономике

1.1 Сущность малого бизнеса

 

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Для малого и среднего предприятия  характерно:

  • юридическая независимость;
  • управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
  • небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода), численность персонала.

Как показывает мировая  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто  применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

При определении мер  поддержки субъектам малого бизнеса  на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как “весьма малые”, до 99 чел. как “малые”, от 100 до 499 чел. как “средние” и свыше 500 чел. как крупные.

Субъектами малого предпринимательства  являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.

Субъекты малого предпринимательства  осуществляют любые виды предпринимательской  деятельности в соответствии с действующим  законодательством Республики Казахстан.

Субъектами малого предпринимательства  могут быть индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, а также юридические лица в следующих организационно-правовых формах: полное товарищество; коммандитное товарищество; товарищество с ограниченной ответственностью; товарищество с дополнительной ответственностью; производственный кооператив.

К субъектам частного предпринимательства  относятся:

  • субъекты индивидуального предпринимательства;
  • субъекты микробизнеса;
  • субъекты малого предпринимательства;
  • субъекты среднего предпринимательства;
  • субъекты крупного бизнеса.

Субъектами индивидуального предпринимательства  являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.

Субъектами микробизнеса являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников до 10 человек. Субъекты микробизнеса входят в состав малого предпринимательства.

Развитие малых предприятий  должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно - технического прогресса, повышению экспортного потенциала.

Малое предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, которое на основе использования имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Оно имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, отвечает целям, предусмотренным в уставе предприятия, имеет права юридического лица, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.

В экономически развитых странах предпринимательство  складывалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки оттачивались в ходе многовековой истории социально-экономических реформ. История развития предпринимательства независимого Казахстана насчитывает десять с немногим лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства.

В казахстанской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. В настоящее время субъектов малого предпринимательства насчитывается 678 тыс., в данной сфере задействованы 2,5 млн человек.

В рамках Государственной программы форсированной индустриализации инициативы малого и среднего бизнеса получают поддержку по программе "Дорожная карта бизнеса - 2020", микробизнеса - по "Программе занятости - 2020". 

 

1.2 Роль малого  бизнеса в экономике

 

Во-первых, как уже  отмечалось, он обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его  высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние  предприятия играют заметную роль в  занятости, производстве отдельных  товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия  способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в Казахстане в мелких фирмах в 2012 году было сосредоточено свыше 35%, Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.

Успех малого бизнеса  в этой области можно объяснить  следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что  мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества