Маркетинговая деятельность электроэнергетического предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - более глубокое изучение и освоение теории и практики решения актуальных вопросов маркетинговой деятельности электроэнергетического предприятия:
• Исследования конкурентных возможностей энергопредприятия ;
• Выбора эффективного варианта электроснабжения (сбыта);
• Определения объёма производства, обеспечивающего безубыточность (прибыльность) деятельности энергопредприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......3
Раздел1.Сравнительная оценка эффективности деятельности энергопредприятия на конкурентном рынке…………………………………………………………...4
Раздел 2. Выбор эффективного варианта электроснабжения потребителей ….8
Раздел 3.Расчёт порога прибыльности производства энергопредприятия……10
4.Заключение……………………………………………………………………....14
5.Литература……………………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГ КУРСОВАЯ.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......3

Раздел1.Сравнительная  оценка эффективности деятельности энергопредприятия на конкурентном рынке…………………………………………………………...4

Раздел 2. Выбор  эффективного варианта электроснабжения потребителей ….8

Раздел 3.Расчёт порога прибыльности производства энергопредприятия……10

4.Заключение……………………………………………………………………....14

5.Литература……………………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Для успешной работы предприятий в условиях рыночной экономики от специалистов экономистов- менеджеров требуются глубокие знания рыночных механизмов, принципов и методов изучения рынка, основ стратегического планирования, эффективного воздействия на конкурентные позиции предприятия в рыночных условиях. Такие знания дает маркетинг как рыночная концепция управления и принятия управленческих решений.

Цель курсовой работы  - более глубокое изучение и освоение теории и практики решения  актуальных вопросов маркетинговой  деятельности электроэнергетического предприятия:

  • Исследования конкурентных возможностей энергопредприятия ;
  • Выбора эффективного варианта электроснабжения (сбыта);
  • Определения объёма производства, обеспечивающего безубыточность (прибыльность) деятельности энергопредприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.Сравнительная оценка эффективности деятельности энергопредприятия на конкурентном рынке.

Исходные данные

Таблица 1.1

Показатели 

Весовой коэффициент aij

Среднее значение конкурентов

Вариант 1

I. Финансы. Показатели ликвидности.

     
    1.  Коэффициент текущей ликвидности

0,14

3

4

    1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

0,12

3

3

    1. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2

3

4

    1. Коэффициент маневренности оборотных средств

0,06

4

5

    1. Доля собственных средств в общей сумме активов баланса

0,1

3

3

    1. Обеспеченность запасов и затрат собственными средствами

0,09

3

2

    1. Коэффициент покрытия платежей по кредитам

0,1

3

4

    1. Коэффициент обеспеченности долгосрочных инвестиций

0,1

2

3

    1. Отношение основных средств к текущим активам

0,09

2

4

II. Производство

     

2.1. Удельный  расход топлива (ут/кВт*ч)

0,25

3

5

2.2. Штатный коэффициент 

0,15

3

5

2.3. Коэффициент  использования мощности электростанции

0,15

2

3

2.4. Расход эл. Энергии на собственные нужды

0,05

3

3

2.5. Объем продаж  на 1 руб. производ. Фондов (единицу  кап. вложений) электростанции

0,1

3

5

2.6. Возможность  перехода на новый вид топлива

0,08

3

4

2.7. Возраст энергетического  оборудования

0,1

3

3

2.8. Резерв мощности

0,12

2

3

III. Маркетинг

     

3.1. Доля рынка  сбыта предприятия (сегмент)

0,6

2

3

3.2. Удельный  вес рынка долгосрочных контрактов

0,15

2

3

3.3. Удельный  вес (доля) рынка среднесрочных  контрактов 

0,1

 

3

3.4. Удельный  вес (доля) спотового рынка

0,15

2

2


 

Сводный индекс по каждому  виду хозяйственной деятельности энергопредприятия ( Ijфк) определить по формуле:

Ijф=∑n a ijф(к) bijф(к),

i=1

где i – вид показателя;

j – вид хозяйственной деятельности предприятия;

n – количество анализируемых показателей;

ij – весовое значение ( коэффициент значимости) i – го показателя по j – му виду деятельности.

Iфин.= 0,14*4+0,12*3+0,2*4+0,06*5+0,1*3+0,09*2+0,1*4+0,1*3+0,09*4=3,56.

Iпр.= 0,25*5+0,15*5+0,15*3+0,05*3+0,1*5+0,08*4+0,1*3+0,12*3=4,08.

Iмар.=0,6*3+0,15*3+0,1*3+0,15*2=2,85

Аналогичным образом рассчитывается сводный индекс по каждому виду хозяйственной  деятельности (j) предприятий – конкурентов по информации графы 3 табл.1.1 – Ijк.

Iф.кон.= 0,14*3+0,12*3+0,2*3+0,06*4+0,1*3+0,09*3+0,1*3+0,1*2+0,09*2=2,87

Iпр.кон.= 0,25*3+0,15*3+0,15*2+0,05*3+0,1*3+0,08*3+0,1*3+0,12*2=2,73

Iм.кон.= 0,6*2+0,15*2+0,1*0+0,15*2=1,8

Сравнительный показатель преимуществ энергопредприятия по каждому виду хозяйственной деятельности  (Пjф) по отношению к фирмам – конкурентам определяется по формуле:

 

Пjф = Ijф  100-100.

Ijк

 

Пф.= 3,56/2,87*100-100=24 ситуация 1

Преимущества  предприятия по  виду деятельности минимальны. Необходима активная  работа по усилению вида деятельности, направления которой определяются в результате анализа числовых значений конкретных показателей вида деятельности и, в первую очередь, показателей с числовым значениями ниже, чем у конкурентов.

Ппр.=4,08/2,73*100-100=49,4 ситуация 2

Положение предприятия  по  виду деятельности устойчиво. Следует  определить план работы на будущее  по дальнейшему его упрочнению и, в первую очередь, исходя из показателей, числовые значения которых меньше или  близки к средним значениям одноименных показателей конкурентов.

Пм.=2,85/1,8*100-100=58,3 ситуация 3

Предприятие по виду деятельности работает достаточно успешно, у него есть возможности  дальнейшего улучшения работы и  прежде всего по тем показателям, где его преимущества перед конкурентами меньше.

Определить  суммарный индекс оценки эффективности  деятельности энергопредприятия на рынке  I∑ф(к)ф Iф ф(к)п Iп ф(к)м Iм ф (к),

где афпм – весовые значения каждого j- вида деятельности (финансы,производство,маркетинг).

Принять следующие весовые  значения каждого из видов деятельности :

аф=0,35; ап=0,35; ам=0,3.

Определить суммарный  показатель преимуществ предприятия  в сравнении с конкурентами по формуле:

П=  I∑ф 100-100

I∑к 

 

I∑=0,35*3,56+0,35*4,08+2,85*0,3=3,52

I∑к.=0,35*2,87+0,35*2,73+0,3*1,8=2,5

П∑=3,5/2,5*100-100=40

Можно заключить, что предприятие работает в целом успешно и у него есть шансы и дальше наращивать имеющиеся достижения и, в первую очередь, по тем направлениям деятельности, где его преимущества перед конкурентами наименьшие.

Составим таблицу сравнительной  конкурентоспособности энергопредприятия.

Таблица 1.2

Вид деятельности (j)

Оценка (Пj, П∑ф)

1. Финансы

24

2. Производство

49,4

3. Маркетинг

58,3

4. По предприятию  в целом

40


 

 

Основываясь на данные показатели, можем увидеть, что в целом по организации показатели превышают средние в области маркетинга 58,3 раза, что говорит о значительном преимуществе маркетинговой устойчивости организации,  в производстве данные показатели в 49,4 раза превышают показатели по финансам 24.Показатели по финансам преимущества  минимальны. Необходима активная работа по усилению вида деятельности, направления которой определяются в результате анализа числовых значений конкретных показателей вида деятельности и, в первую очередь, показателей с числовыми значениями ниже, чем у конкурентов. Это может быть расширение инвестиций в техническое перевооружение основного производства за счёт изыскания привлечения новых, а также расширение уже используемых видов инвестиционных ресурсов.

 

 

 

Раздел 2.Выбор эффективного варианта электроснабжения потребителей.

(распределительно – сбытовой  деятельности энергопредприятия).

Исходные данные

Показатели

Варианты электросбыта

1

2

Объем отпущенной эл.энергии, тыс. кВтч/год в т.ч.

900

по долгосрочным контрактам

310

250

по краткосрочным  контрактам

500

460

на спотовом рынке

-

100

Величина нарушения  уровня надежности и качества электроснабжения, тыс.кВтч/год

90

Претензии по возмещению ущерба, тыс.руб./год

60

Себестоимость, тыс.руб

0,39

в т.ч. топливо

0,26


 

Суммарный годовой  доход энергопредприятия определяется суммированием доходов на контрактных  рынках (долгосрочном и краткосрочном) и на спотовом рынке. В суммарный  годовой доход включается также  доход за отпуск электроэнергии с  нарушениями надежности и качества снабжения. При этом для первого варианта последний расчет выполняется по среднему тарифу без НДС принять равным 0,8 руб./кВт.ч, а по второму – по повышенному тарифу:

- краткосрочные  контракты – 1,1;

- спотовый рынок  – 1,3;

- за нарушение  надёжности и качества снабжения  – 1,4.

Расчёт по 1 варианту

(310+500+90)*0,8=900*8=720 тыс.руб./год.

Штраф по первому  варианту

90*0,26=23,4 тыс.руб./год.

Расчёт по 2 варианту

250*0,8+460*0,8*1,1+100*0,8*1,3+90*0,8*1,4=809,6 тыс.руб./год.

Определим более эффективный вариант сбыта электроэнергии на основе сравнительного анализа рассчитанных показателей (дохода, прибыли, рентабельности, сборов за нарушение качества и надёжности снабжения, по возмещению ущерба).

Определим себестоимость 

(310+500+90)*0,39=351

(250+460+100+90)*0,39=351

 

Определим прибыль

1.720-351=369

2. 809-351=458

 

Определим рентабельность

    1. rп=369/720=0,51
    2. rп=458/809=0,56

 

 

 

Раздел 3.Расчёт порога прибыльности производства энергопредприятия.

Определим годовой объем производства энергопредприятия в сложившихся условиях производства и организации электроснабжения, сбыта, обеспечивающий окупаемость полных затрат на генерирование электроэнергии.

Расчет выполним методом точки  безубыточности производства (break even point BEP) аналитическим и графическим методами по исходным данным о затратах на производство электроэнергии и тарифов на электроэнергию (таб.2.1), а также по исходным данным таблицы 3.1.

Таблица 3.1.

Исходные данные

 

Показатели

Вариант 4

Годовой объем  выработки электроэнергии, тыс. кВт.ч/год

7920

Условно - постоянные затраты, тыс. руб./год

1029,6


 

Расчет точки безубыточности, порога прибыльности по двум вариантам электроснабжения выполним, исходя из условия безубыточности производства:

     n

å  T ·Ki ·Ni = Ипост. + Ипер.·Nобщ.

   u=1

где:    T – средний тариф на электроэнергию, руб./кВтч

          Ki – повышающий коэффициент к среднему тарифу на i–ом рынке энергии и мощности;

n   – число видов рынков энергии и мощности;

Ni – годовой объем производства продаж электроэнергии на i–ом рынке, квтч; расчитывается как доля от Nобщ. по удельному весу Ni в Nобщ. в соответствии с табл.2.1.

И пост, – издержки постоянные, тыс. руб./год

Ипер. – издержки переменные, руб./кВтч;

Nобщ. – общий годовой объем продаж, тыс.кВтч/год (табл.3.1).

Точка безубыточности (критический  объем производства (продаж) – это  такой объем реализации, при котором  полученные доходы обеспечивают возмещение всех затрат и расходов, но не дают возможности  получать прибыль, иначе говоря это  нижний предельный объем выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.

В натуральном выражении безубыточный объем продаж рассчитывается как  отношение постоянных издержек к  ставке маржинального дохода (разница  между ценой и переменными  издержками на единицу продукции).

 

Принимаем Nобщ. = х

 

Расчёт по первому  варианту

0,8*310/900*х+0,8*500/900*х+0,8*90/900*х=1029,6*103+0,26*х;

0,8х=1029,6*103+0,26*х;

0,8х-0,26х=1029,6*103;

0,54х=1029,6*103;

Х=1906*103.

Расчёт по второму  варианту

0,8*250/900*х+0,8*1,1*460/900*х+0,8*1,3*100/900*х+0,8*1,4*90/900*х=

1029,6*103+0,26*х;

0,8*1,125х=1029,6*103+0,26х

0,9х-0,26х=1029,6*103

0,64х=1029,6*103

Х=1608*103

 

 

Определим доход энергопредприятия  при заданном годовом объеме выработки  электроэнергии:

1 вариант: 

Д1=0,8*7920*103=6336*103 руб./год;

2 вариант:

Д2=0,8*250/900*7920*103+0,8*1,1*460/900*7920*103+0,8*1,3*100/900*7920*103+0,8*1,4*90/900*7920*103=0,8*1,125*7920*103=7128*103 руб./год.

 

Выручка от реализации.

 тыс. руб.

  Объём реализации,

   тыс. кВт. ч.

 

 

Рис.1 . График определения точки безубыточности   производства.

Рассчитаем  коэффициент безопасности (Кбез) деятельности энергопредприятия по соотношению  годового объема производства и объема безубыточности (порога прибыльности) производства электроэнергии для двух вариантов электроснабжения:

1 вариант:

Кбез.1=7920*103/1906*103=4,1;

2 вариант:

Кбез.2=7920*103/1608*103=5,0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основываясь на данные показатели, можем увидеть, что  в целом  по организации показатели превышают средние в области маркетинга 58,3 раза, что говорит о значительном преимуществе маркетинговой устойчивости организации,  в производстве данные показатели в 49,4 раза превышают показатели по финансам 24.Показатели по финансам преимущества  минимальны. Необходима активная работа по усилению  вида деятельности, направления которой определяются в результате анализа числовых значений конкретных показателей вида деятельности и, в первую очередь, показателей с числовыми значениями ниже, чем у конкурентов. Это может быть расширение инвестиций в техническое перевооружение основного производства за счёт изыскания привлечения новых, а также расширение уже используемых видов инвестиционных ресурсов.

Информация о работе Маркетинговая деятельность электроэнергетического предприятия