Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:08, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков по маркетингу.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
маркетинговая среда предприятия, её сущность и основные характеристики;
2) анализ маркетинговой среды предприятия на примере ООО "КЫЗЫЛ-МАЙ"
Объектом исследования является ООО "Кызыл-Май".
Далее обратимся к анализу поставщиков. При изучении поставщиков в первую очередь выяснению подлежит: стоимость поставляемого товара, гарантии качества товара, обязательность соблюдения условий и времени поставки и др. При повышении поставщиком стоимости поставляемого товара могут возникнуть перебои в снабжении, увеличение себестоимости продукции. В такой ситуации возможными ответными реакциями со стороны предприятия может быть поиск новых форм сотрудничества либо смена поставщика. Нарушение гарантий качества (поставка некачественного товара), нарушение условий и времени поставки также могут создать значительные трудности в деятельности предприятия, что заставит предприятие в первую очередь искать нового поставщика в целях сохранения собственной устойчивости.
Основными поставщиками сырья, подсобных материалов и посуды для расфасовки являются Киргизия, Иран и т.д.
С России и Киргизии поставляется главным образом сырье. С Ирана поставляют всю необходимую посуду для упаковки: бутылочки для сиропов и масла, баночки для мёда и т.д.
Также и на территории России ООО "Кызыл-Май" имеет своих поставщиков некоторого сырья и упаковочных подсобных материалов (коробок, этикеток и т.д.).
Согласно результатам проведенного анализа взаимодействия фирмы с поставщиками с 2009 года нарушения стали наблюдаться только в соблюдении сроков поставки. Периодически из-за трудностей, возникающих на границе Казахстана с Узбекистаном, происходит задержка посуды, поставляемой с Ирана. Ответной реакцией на это стал заказ посуды сверх обычной нормы, рассчитанной на определенный период производства, чтобы в случае задержки, на производстве можно было использовать запасы. Если же запасы имеются, заказ делается согласно норме. Но, даже иногда испытывая такие трудности с поставкой посуды, ООО "Кызыл-Май" не намерены менять поставщика, так как поставляемые им посудные материалы характеризуются отличным качеством и приемлемой ценой. С данным поставщиком у компании "Кызыл-Май" сложились долговременные и надёжные отношения.
Если говорить о посредниках, то между фирмой и конечным потребителем существует лишь одно посредническое звено - аптеки, реализующие продукцию компании. Служба доставки поставляет продукцию компании по заказам в аптеки города Москвы и других городов России. Компания "Кызыл-Май" имеет широкий круг постоянных клиентов среди аптек городов России.
В заключении обратимся к анализу конкуренции. Что касается фирмы "Кызыл-Май", то ей с конкуренцией практически не приходится сталкиваться. Единственным действительным конкурентом является фирма с аналогичным названием "Кызыл-Май", по форме организации являющаяся ТОО и отличающаяся фирменным логотипом и отсутствием в своем полном наименовании слова "Фирма". Таким образом, на рынке РФ существует ООО "Фирма "Кызыл-Май" и ТОО "Кызыл-Май". Продукция ТОО "Кызыл-Май" производится также из натуральных продуктов. Но данная компания обладает намного меньшим ассортиментом продукции, это: фито-чай и таблетки, изготовленные из лекарственных трав. Многие потребители до сих пор не знают о том, что производством этих препаратов (как указано на таблетках, пищевых добавок), занимается другая компания, хоть и с аналогичным названием. Они не обращают внимания на фирменный логотип и адрес предприятия, для них просто существует "Кызыл-Май". Если говорить о предпочтении потребителей, идентичность названия фирмы-конкурента не приносит ни малейшего ущерба ООО "Фирме "Кызыл-Май". Они лишь выбирают, в виде чего им "приобрести натуральный продукт": таблетки или фито-капсулы, сиропы, мёд. Выяснить спрос на таблетки (пищевые добавки), производимые ТОО "Кызыл-Май", не удалось, но как показал анализ потребителей, спрос на продукцию ООО "Кызыл-Май" достаточно велик. Фито-чай приобретают примерно в одинаковой степени у обеих фирм, разница в цене незначительна. После проведения планирующейся информативной рекламной компании ожидается повышение спроса на фито-капсулы, которые в отличие от другой продукции ООО "Кызыл-Май" знакомы меньшему числу потребителей.
К числу других конкурентов можно отнести зарубежных производителей различных биологически активных добавок, производящихся на основе натуральных продуктов. На территории РФ они распространяются различными частными врачами, проводящими компьютерную диагностику в основном на аппарате "Оберон", который мало кому внушает доверия. Ко всему прочему цена на эти добавки довольно высока. Поэтому и с этой стороны ООО "Кызыл-Май" не ощущает сильной конкуренции.
Анализ среды косвенного влияния (макросреды организации) должен состоять в выявлении состава влияющих факторов. При анализе макросреды организации изучению подлежат демографические, экономические, политико-правовые, научно-технические, природные, социокультурные и международные.
Анализ макросреды, в которой функционирует ООО "Кызыл-Май" представлен в таблице 1. В данной таблице рассмотрены анализируемые факторы, их возможные проявления и соответствующие ответные меры компании:
Анализ факторов макросреды ООО "Кызыл-Май" Таблица 1.2
Группа факторов |
Фактор |
Тенденция развития |
Проявление |
Ответная реакция компании |
1. Экономи-ческие |
1.1 Уровень инфляции |
Повышение |
При увеличении инфляции обесценивание денежных средств |
Учет уровня инфляции при установлении цен на товары |
1.2 Уровень реального дохода населения |
Возможно уменьшение |
Снижение уровня покупательской способности населения |
Выпуск продукции с наименьшими издержками | |
1.3 Энерго-тарифы |
Возможно увеличение |
Увеличение себестоимости продукции |
Выпуск продукции с наименьшими издержками | |
2. Правовые |
2.1 Несовершенство |
Тенденции стабилизации |
Ущемление интересов производственной сферы |
Изыскание путей для эффективной работы |
3. Политические |
3.1 Ориентация на рыночное |
Тенденции стабилизации |
Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности. |
Изыскание новых направлений деятельности |
Ослабление дисциплины платежей и поставок. |
Страхование поставок, стимулирование партнеров | |||
4. Социальные |
4.1 Уровень образования |
Тенденции роста сохраняются |
Увеличение числа высокообразованных специалистов |
Рациональный подбор кадров |
5. НТП |
5.1. НТП в сфере производства |
Тенденции роста сохраняются |
Появление новых материалов оборудования, технологий |
Поиск возможностей для производства новых видов товаров Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощности |
5.2. НТП в социальной сфере |
Тенденции роста сохраняются |
Рост уровня потребностей населения |
Маркетинговые исследования, разработка новых продуктов Улучшение условий труда и быта работников | |
6. Международные |
6.1. Либерализация |
Тенденции сохраняются |
Возможность выхода на внешний рынок |
Поиск новых зарубежных партнеров и поставщиков Получение международного сертификата на продукцию |
Таким образом, различные изменения во внешнем окружении могут представлять для предприятия как благоприятные возможности, так и угрозы.
Любое предприятие (организация, фирма) представляет собой сложный и в достаточной степени самоорганизующийся механизм (внутренняя среда), функционирующий в окружающей его внешней среде. И хотя предприятие самостоятельно определяет свою структуру, политику, сферу деятельности, принимает решения, оно в значительной степени зависит от внешней среды своего окружения.
Рассмотрев сущность маркетинговой среды предприятия, изучив ее факторы и основные характеристики, можно сделать вывод о том, что в современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет ее факторов при принятии организационных и управленческих решений. Анализ маркетинговой среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены в внешней маркетинговой среде. Очевидно, что, не зная среды своего функционирования, организация не может существовать. Поэтому организация должна постоянно заниматься изучением маркетинговой среды, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.
Изучение маркетинговой среды в первую очередь предполагает выделение отдельных факторов как объектов исследования.
В маркетинговой среде выделяет факторы среды непосредственного окружения (микросреду) и факторы среды косвенного воздействия.
К факторам маркетинговой среды непосредственного окружения относят: потребителей, поставщиков, посредников, контактные аудитории и конкурентов. Они оказывают прямое влияние на работу компании, характер возникающих проблем и их разрешение.
Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на ее деятельность косвенное влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние экономики страны (или региона), социокультурную и политическую обстановку, международные факторы, уровень научно-технического развития.
Вывод, что маркетинговая среда состоит из сфер, в которых фирма должна искать для себя новые возможности и следить за возникновением потенциальных угроз. Она включает в себя все силы, сказывающиеся на способности фирмы устанавливать и поддерживать контакты с целевым рынком.
Каждое действие фирмы возможно только, если среда допускает его осуществление. Но условия нахождения фирмы в среде постоянно изменяются. Это обусловлено многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие маркетинговой среды, которая во многом определяет характер деятельности фирмы. Для того чтобы определить стратегию поведения фирмы и привести ее в жизнь, необходимо иметь углубленное представление о маркетинговой среде, о тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней фирмой.
Таким образом, чем лучше предприятие (организация, фирма) изучает маркетинговую среду, как непосредственного, так и косвенного влияния, чем пристальнее следит за ее факторами и анализирует все изменения, тем быстрее распознаются опасности, выгоднее используются возможности, прибыльнее ведется дело.
1. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: Учеб. Пособие - Мн.: Интерпрессервис, 2009– 248 с.
2. Алексунин В.А. Маркетинг - М.: Экономика, 2010–475 с.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг - М.: Экономика, 2008
4. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр "Академия", 2009– 231 с.
5. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2008– 140 с.
6. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008– 125 с.
7. Виханский О.С. Стратегическое управление - М.: Гардарика 2008– 208 с.
8. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое
управление. Полный курс МБА. Принципы
управленческих решений и
9. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие - М.: Издательский дом "Дашков и К°", 2009– 208 с.
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология - М.: Финпресс, 2008– 656 с.
11. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008– 421 с.
12. Данько Т.П. Управление маркетингом. Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2009– 268 с.
13. Журнал "Forbes" №10/2009– 56 с.
14. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник - М.: Экономист, 2009– 200 с.
15. Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс РФ: развитие положений гражданского права ISBN 978–5–482–01622–0 – М.: Статут, 2009. – 164 с.
16. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии - Уфа: УГАТУ, 2009– 208 с.
17. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 - (Серия "Профессиональный учебник: Менеджмент").
18. Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ.В.Б. Боброва - СПб.: АО "Коруна", АОЗТ "Литера Плюс", 1994. - 698 с.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 2008– 543 с.
20. Максимова И.В. Маркетинг: Учеб. Пособие - СПб.: Питер, 2007
21. Муромкина И.И. Маркетинговые факторы успеха на региональном потребительском рынке // Маркетинг, №1, 2008– 124 с.
22. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело, 2008– 358 с.
23. Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А. и др. Экономика предприятия/Под рук. акад. МАН ВШ, д-ра экон. наук, профессора Семенова В.М. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009– 225 с.
24. Современный маркетинг (под редакцией Хруцкого В.Е.) - М.: Финансы и статистика, 2008– 208 с.
25. Словарь делового человека/Амуржуев О.В. - М.: Экономика, 2009
26. Сульповар Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг - М.: ЮНИТИ, 2007. – 240 с
27. Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы // Управление компанией, №10, 2008– 232 с.
28. Управление организацией: Учебник/Под ред.А.Г. Поршнева, Н.А. Саломатина. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 208 с.
29. Хожемпо В.В. Курс лекций "Маркетинг", 2008 – 255 с.
30. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Пер. с англ. М.: Сирин, 2007, 267 с.
31. Эриашвили Н.Д. Маркетинг - М.: ЮНИТИ, 2009, 143с.
32. Duncan, Organizational Environments, стр.315
33. Child, Organizational Structure, стр.365
Приложение 1
Рисунок 1.1 Модель покупательского поведения потребителей в ситуации, связанной с покупкой.
Применение этой схемы при изучении потребительского поведения может помочь в выявлении конкретных особенностей и влияющих факторов поведения потребителей при совершении покупки на каждом этапе.