Маркетинговая среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков по маркетингу.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
маркетинговая среда предприятия, её сущность и основные характеристики;
2) анализ маркетинговой среды предприятия на примере ООО "КЫЗЫЛ-МАЙ"
Объектом исследования является ООО "Кызыл-Май".

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинговая среда предприятия.docx

— 149.44 Кб (Скачать файл)

Далее обратимся к анализу поставщиков. При изучении поставщиков в первую очередь выяснению подлежит: стоимость поставляемого товара, гарантии качества товара, обязательность соблюдения условий и времени поставки и др. При повышении поставщиком стоимости поставляемого товара могут возникнуть перебои в снабжении, увеличение себестоимости продукции. В такой ситуации возможными ответными реакциями со стороны предприятия может быть поиск новых форм сотрудничества либо смена поставщика. Нарушение гарантий качества (поставка некачественного товара), нарушение условий и времени поставки также могут создать значительные трудности в деятельности предприятия, что заставит предприятие в первую очередь искать нового поставщика в целях сохранения собственной устойчивости.

Основными поставщиками сырья, подсобных материалов и посуды для расфасовки являются Киргизия, Иран и т.д.

С России и Киргизии поставляется главным образом сырье. С Ирана поставляют всю необходимую посуду для упаковки: бутылочки для сиропов и масла, баночки для мёда и т.д.

Также и на территории России ООО "Кызыл-Май" имеет своих поставщиков некоторого сырья и упаковочных подсобных материалов (коробок, этикеток и т.д.).

Согласно результатам проведенного анализа взаимодействия фирмы с поставщиками с 2009 года нарушения стали наблюдаться только в соблюдении сроков поставки. Периодически из-за трудностей, возникающих на границе Казахстана с Узбекистаном, происходит задержка посуды, поставляемой с Ирана. Ответной реакцией на это стал заказ посуды сверх обычной нормы, рассчитанной на определенный период производства, чтобы в случае задержки, на производстве можно было использовать запасы. Если же запасы имеются, заказ делается согласно норме. Но, даже иногда испытывая такие трудности с поставкой посуды, ООО "Кызыл-Май" не намерены менять поставщика, так как поставляемые им посудные материалы характеризуются отличным качеством и приемлемой ценой. С данным поставщиком у компании "Кызыл-Май" сложились долговременные и надёжные отношения.

Если говорить о посредниках, то между фирмой и конечным потребителем существует лишь одно посредническое звено - аптеки, реализующие продукцию компании. Служба доставки поставляет продукцию компании по заказам в аптеки города Москвы и других городов России. Компания "Кызыл-Май" имеет широкий круг постоянных клиентов среди аптек городов России.

В заключении обратимся к анализу конкуренции. Что касается фирмы "Кызыл-Май", то ей с конкуренцией практически не приходится сталкиваться. Единственным действительным конкурентом является фирма с аналогичным названием "Кызыл-Май", по форме организации являющаяся ТОО и отличающаяся фирменным логотипом и отсутствием в своем полном наименовании слова "Фирма". Таким образом, на рынке РФ существует ООО "Фирма "Кызыл-Май" и ТОО "Кызыл-Май". Продукция ТОО "Кызыл-Май" производится также из натуральных продуктов. Но данная компания обладает намного меньшим ассортиментом продукции, это: фито-чай и таблетки, изготовленные из лекарственных трав. Многие потребители до сих пор не знают о том, что производством этих препаратов (как указано на таблетках, пищевых добавок), занимается другая компания, хоть и с аналогичным названием. Они не обращают внимания на фирменный логотип и адрес предприятия, для них просто существует "Кызыл-Май". Если говорить о предпочтении потребителей, идентичность названия фирмы-конкурента не приносит ни малейшего ущерба ООО "Фирме "Кызыл-Май". Они лишь выбирают, в виде чего им "приобрести натуральный продукт": таблетки или фито-капсулы, сиропы, мёд. Выяснить спрос на таблетки (пищевые добавки), производимые ТОО "Кызыл-Май", не удалось, но как показал анализ потребителей, спрос на продукцию ООО "Кызыл-Май" достаточно велик. Фито-чай приобретают примерно в одинаковой степени у обеих фирм, разница в цене незначительна. После проведения планирующейся информативной рекламной компании ожидается повышение спроса на фито-капсулы, которые в отличие от другой продукции ООО "Кызыл-Май" знакомы меньшему числу потребителей.

К числу других конкурентов можно отнести зарубежных производителей различных биологически активных добавок, производящихся на основе натуральных продуктов. На территории РФ они распространяются различными частными врачами, проводящими компьютерную диагностику в основном на аппарате "Оберон", который мало кому внушает доверия. Ко всему прочему цена на эти добавки довольно высока. Поэтому и с этой стороны ООО "Кызыл-Май" не ощущает сильной конкуренции.

Анализ среды косвенного влияния (макросреды организации) должен состоять в выявлении состава влияющих факторов. При анализе макросреды организации изучению подлежат демографические, экономические, политико-правовые, научно-технические, природные, социокультурные и международные.

Анализ макросреды, в которой функционирует ООО "Кызыл-Май" представлен в таблице 1. В данной таблице рассмотрены анализируемые факторы, их возможные проявления и соответствующие ответные меры компании:

 

 

 

 

Анализ факторов макросреды ООО "Кызыл-Май"              Таблица 1.2

Группа факторов

Фактор

Тенденция развития

Проявление

Ответная реакция компании

1. Экономи-ческие

1.1 Уровень инфляции

Повышение

При увеличении инфляции обесценивание денежных средств

Учет уровня инфляции при установлении цен на товары

1.2 Уровень реального дохода  населения

Возможно уменьшение

Снижение уровня покупательской способности населения

Выпуск продукции с наименьшими издержками

1.3 Энерго-тарифы

Возможно увеличение

Увеличение себестоимости продукции

Выпуск продукции с наименьшими издержками

2. Правовые

2.1 Несовершенство законодательной  базы

Тенденции стабилизации

Ущемление интересов производственной сферы

Изыскание путей для эффективной

работы

3. Политические

3.1 Ориентация на рыночное регулирование  экономики.

Тенденции стабилизации

Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности.

Изыскание новых направлений деятельности

     

Ослабление дисциплины платежей и поставок.

Страхование поставок, стимулирование партнеров

4. Социальные

4.1 Уровень образования

Тенденции роста сохраняются

Увеличение числа высокообразованных специалистов

Рациональный подбор кадров

5. НТП

5.1. НТП в сфере производства

Тенденции роста сохраняются

Появление новых материалов оборудования, технологий

Поиск возможностей для производства новых видов товаров

Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощности

 

5.2. НТП в социальной сфере

Тенденции роста сохраняются

Рост уровня потребностей населения

Маркетинговые исследования, разработка новых продуктов

Улучшение условий труда и быта работников

6. Международные

6.1. Либерализация внешнеэкономической  деятельности, сотрудничества

Тенденции сохраняются

Возможность выхода на внешний рынок

Поиск новых зарубежных партнеров и поставщиков

Получение международного сертификата на продукцию


 

Таким образом, различные изменения во внешнем окружении могут представлять для предприятия как благоприятные возможности, так и угрозы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Любое предприятие (организация, фирма) представляет собой сложный и в достаточной степени самоорганизующийся механизм (внутренняя среда), функционирующий в окружающей его внешней среде. И хотя предприятие самостоятельно определяет свою структуру, политику, сферу деятельности, принимает решения, оно в значительной степени зависит от внешней среды своего окружения.

Рассмотрев сущность маркетинговой среды предприятия, изучив ее факторы и основные характеристики, можно сделать вывод о том, что в современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет ее факторов при принятии организационных и управленческих решений. Анализ маркетинговой среды - очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены в внешней маркетинговой среде. Очевидно, что, не зная среды своего функционирования, организация не может существовать. Поэтому организация должна постоянно заниматься изучением маркетинговой среды, чтобы обеспечить себе успешное продвижение к своим целям.

Изучение маркетинговой среды в первую очередь предполагает выделение отдельных факторов как объектов исследования.

В маркетинговой среде выделяет факторы среды непосредственного окружения (микросреду) и факторы среды косвенного воздействия.

К факторам маркетинговой среды непосредственного окружения относят: потребителей, поставщиков, посредников, контактные аудитории и конкурентов. Они оказывают прямое влияние на работу компании, характер возникающих проблем и их разрешение.

Вторая группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров организации, но оказывает на ее деятельность косвенное влияние, которое необходимо учитывать. К ней относят состояние экономики страны (или региона), социокультурную и политическую обстановку, международные факторы, уровень научно-технического развития.

          Вывод, что маркетинговая среда состоит из сфер, в которых фирма должна искать для себя новые возможности и следить за возникновением потенциальных угроз. Она включает в себя все силы, сказывающиеся на способности фирмы устанавливать и поддерживать контакты с целевым рынком.

Каждое действие фирмы возможно только, если среда допускает его осуществление. Но условия нахождения фирмы в среде постоянно изменяются. Это обусловлено многообразием отношений, складывающихся между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие маркетинговой среды, которая во многом определяет характер деятельности фирмы. Для того чтобы определить стратегию поведения фирмы и привести ее в жизнь, необходимо иметь углубленное представление о маркетинговой среде, о тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней фирмой.

Таким образом, чем лучше предприятие (организация, фирма) изучает маркетинговую среду, как непосредственного, так и косвенного влияния, чем пристальнее следит за ее факторами и анализирует все изменения, тем быстрее распознаются опасности, выгоднее используются возможности, прибыльнее ведется дело.

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: Учеб. Пособие - Мн.: Интерпрессервис, 2009– 248 с.

2. Алексунин В.А. Маркетинг - М.: Экономика, 2010–475 с.

3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн  Х. Маркетинг - М.: Экономика, 2008

4. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр "Академия", 2009– 231 с.

5. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс  лекций - М.: ИНФРА-М, 2008– 140 с.

6. Винокуров В.А. Организация стратегического  управления на предприятии - М.: Центр  экономики и маркетинга, 2008– 125 с.

7. Виханский О.С. Стратегическое  управление - М.: Гардарика 2008– 208 с.

8. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое  управление. Полный курс МБА. Принципы  управленческих решений и российская  практика - М.: Эксмо, 2009– 229 с.

9. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика: Учебное пособие - М.: Издательский  дом "Дашков и К°", 2009– 208 с.

10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология - М.: Финпресс, 2008– 656 с.

11. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): Учебник для  вузов - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008– 421 с.

12. Данько Т.П. Управление маркетингом. Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2009– 268 с.

13. Журнал "Forbes" №10/2009– 56 с.

14. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. Учебник - М.: Экономист, 2009– 200 с.

15. Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс РФ: развитие положений гражданского права ISBN 978–5–482–01622–0 – М.: Статут, 2009. – 164 с.

16. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии - Уфа: УГАТУ, 2009– 208 с.

17. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 - (Серия "Профессиональный учебник: Менеджмент").

18. Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ.В.Б. Боброва - СПб.: АО "Коруна", АОЗТ "Литера Плюс", 1994. - 698 с.

19. Котлер Ф. Основы маркетинга - М.: Прогресс, 2008– 543 с.

20. Максимова И.В. Маркетинг: Учеб. Пособие - СПб.: Питер, 2007

21. Муромкина И.И. Маркетинговые факторы успеха на региональном потребительском рынке // Маркетинг, №1, 2008– 124 с.

22. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело, 2008– 358 с.

23. Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А. и др. Экономика предприятия/Под рук. акад. МАН ВШ, д-ра экон. наук, профессора Семенова В.М. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009– 225 с.

24. Современный маркетинг (под редакцией Хруцкого В.Е.) - М.: Финансы и статистика, 2008– 208 с.

25. Словарь делового человека/Амуржуев О.В. - М.: Экономика, 2009

26. Сульповар Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг - М.: ЮНИТИ, 2007. – 240 с

27. Токарев В. Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы // Управление компанией, №10, 2008– 232 с.

28. Управление организацией: Учебник/Под ред.А.Г. Поршнева, Н.А. Саломатина. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. – 208 с.

29. Хожемпо В.В. Курс лекций "Маркетинг", 2008 – 255 с.

30. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Пер. с англ. М.: Сирин, 2007, 267 с.

31. Эриашвили Н.Д. Маркетинг - М.: ЮНИТИ, 2009, 143с.

32. Duncan, Organizational Environments, стр.315

33. Child, Organizational Structure, стр.365

Приложение 1

 

Рисунок 1.1 Модель покупательского поведения потребителей в ситуации, связанной с покупкой.

 

Применение этой схемы при изучении потребительского поведения может помочь в выявлении конкретных особенностей и влияющих факторов поведения потребителей при совершении покупки на каждом этапе.

 

 

 

 


Информация о работе Маркетинговая среда предприятия