Маркетинговое исследование рынка чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью моего исследования стал рынок чая. Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции.
Согласно данным статистики, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей. Чай занимает особое положение среди импортируемых продовольственных товаров - он фактические единственный включается в продовольственную корзину, состоящую из предметов первой необходимости для российского населения.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований
1.1 Анкетирование
1.2 Фокус-группа
2. Обзор рынка чая в Санкт-Петербурге
3. Методика проведения исследования
3.1 Анкетирование
3.2 Фокус-группа
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

- удлинители;

- ручки (обязательно для модератора или ассистента);

- блокноты в "линеечку" для ассистента;

- листы бумаги для модератора;

- большие листы бумаги  и фломастеры.

- сувениры или денежное  вознаграждение в конвертах для  участников фокус-группы;

- прохладительные напитки;

- стаканы или чашки;

- легкая закуска (бутерброды, печенье).

Специфика проведения.

Составление топик-гайда, проведение и анализ результатов требует специальных навыков, опыта и объективности.

Работа фокус - группы ведется по составленному заранее сценарию, обязательно согласованному с заказчиком. Вся беседа должна быть записана на видео или аудио носители для дальней расшифровки и анализа.

Ведет фокус-группу модератор. Модератор - это высококвалифицированный психолог, с опытом проведения фокус-групп (как правило, это действующий тренер с опытом преподавательской работы).

Анализирует этот труд группа психологов, социологов и маркетологов-аналитиков. Далее результаты обрабатываются, формируются в отчет и рекомендации и передаются заказчику. [3]

Результат анкетирования.

В ходе анкетирования было опрошено десять человек 2 мужчин и 8 женщин (приложение А) Проанализировав ответы на вопросы анкеты можно сделать следующие выводы. Все опрошенные довольно часто пьют чай. Большинство из них пью каждый день, по несколько раз. А вот покупают новую упаковку чая раз в месяц, так ответили 80% Самыми важными пунктами при выборе чая являются вкус - 70% аромат - 50% так же некоторых интересует цена - 30% и торговая марка - 60%. Наиболее популярным чаем является ТМ Гринфилд, его предпочитают 80% опрошенных. Чай «Липтон» - 80% и «Гринфилд» - 90% - являются самыми известными марками в сознании опрошенных, так же не отстает от них чай «Ахмад» - 60%. А вот предпочтение виду чая, наиболее разнообразный. Наиболее популярным является черный чай - 60%. За ним следует фруктовый - 40% и всего лишь 40% предпочитают зеленый чай. Не смотря на то, что опрошенные готовы потратить на упаковку чая максимальную сумму 100-200 рублей, все же предпочтение отдают упаковке чая за 50-100 рублей. Чаще всего опрошенные покупают пакетированный чай, но, не смотря на удобство пакетированного чая, многие ответили, что так же покупают и развесной чай. Большинство опрошенных покупают чай в супермаркетах и всего лишь 30% покупают чай в специальных чайных магазинах. Так же интересным фактом является то, что в летнее время, несмотря на жару, горячий чай не уступает свое место холодному - 40% опрошенных так же пьют горячий чай летом. И 30% - холодный. Некоторые предпочитают и тот и другой.

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены маркетинговые исследования. Спецификой темы являлось то, что рассматриваемым сегментом проведения маркетинговых исследований был рынок чая. В работе были представлены методы проведения исследований и сбора первичной информации на примере трех авторов: Белановского С. А., Голубкова Е. П. и Дмиртиевой Е. Ф. и были отражены все поставленные задачи.

Для исследования возникшей проблемы был выбран метод фокус-групп и опрос с помощью анкет. Фокус-группа отличный источник качественной информации, который помогает с помощью группового обсуждения выявить основные мотивы совершения покупок, протестировать новый рекламный ролик или новый продукт. В данном методе фокусирование заключается в сознательной концентрации исследователей на ограниченном круге вопросов, чтобы глубоко рассмотреть их проблематику, подтолкнуть респондентов к более подробному объяснению их мнения.

Анкетирование было использовано для получения количественных данных, с помощью закрытых вопросов. Стоит отметить, что опросы с помощью анкет очень часто используются исследователями, это универсальный способ сбора первичной информации.

Сбор вторичной информации о рынке показал, для удачной работы необходимо четко определить свою нишу, «своего» потребителя и выявить главную особенность, отличающую наш чай от других. Упор нужно делать на разнообразие ассортимента и качество товаров.

При разработке методики проведения фокус-групп были рассмотрены главные составляющие: состав и количество фокус-групп, работа модератора, набор респондентов, выбор места и времени проведения, а также план рассматриваемых вопросов. Как показал сравнительный анализ социолог Дмитриева Е. Ф. наиболее подробно и полно описывает такие методы фокус-групп, поэтому методика проведения фокус-групп разрабатывалась на ее основе.

При разработке методики проведения личного опроса с помощью анкет были освещены такие аспекты, как набор интервьюеров, составление вопросника и отбор респондентов.

В описании методологии проведения анкетирования и фокус-группы была выбрана методика, написанная Голубковым Е.П. Так же в курсовой работе была представлена вторичная информация, по итогам которой были проанализированы спрос, предложение и коммерческие условия.

В курсовой работе была составлена анкета для опроса потребителей чая. Для подтверждения анкеты необходимо опробовать ее. Поэтому в приложении А представлены десять заполненных анкет.

 

Список использованной литературы

1. Голубков Е.П. ОСНОВЫ  МАРКЕТИНГА: Учебник. М.: Издательство  «Финпресс», 1999. - 656 с.

2. Белановский С.А. МЕТОД  ФОКУС-ГРУПП.--М.: Издательство Магистр, 1996.-272 с

3. Дмитриева Е.В. Фокус - группы  в маркетинге и социологии.-М.: Центр. 1998. - 144 с.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые  исследования: теория, методология  и практика. -- М.: Издательство «Финпресс», 1998. -- 416 с.

5. Богомолова Н.Н., Мельникова  О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы  как качественный метод в прикладных  социально-психологических исследованиях// Введение в практическую социальную  психологию. Учебное пособие для  ВУЗов, М., 1994,С.193-196.

6. Громова Е., Герасимова М. Возможности использования расширенных креативных фокус-групп как метода социологического исследования на этапе создания рекламных конструктов, 1998, С.79-81.

7. СудасЛ.Г., Юрасова М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004. 272 с.

8. Дмитриева Е.В. Фокус - группы  в маркетинге и социологии. - М.: Центр, 1998. - 140 с.

9. Белановский С.А. Методика  и техника фокусированного интервью. М.: Наука, 1993.

10. Белановский С.А Управление  наукой в СССР. Отчет о качественном исследовании // Проблемы прогнозирования, № 4, 1994.

11. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 1995.

 


Информация о работе Маркетинговое исследование рынка чая