Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 16:21, курсовая работа
Целью моего исследования стал рынок чая. Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции.
Согласно данным статистики, ежедневно пьют чай 93% взрослого населения России и 98% детей. Чай занимает особое положение среди импортируемых продовольственных товаров - он фактические единственный включается в продовольственную корзину, состоящую из предметов первой необходимости для российского населения.
Введение
1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований
1.1 Анкетирование
1.2 Фокус-группа
2. Обзор рынка чая в Санкт-Петербурге
3. Методика проведения исследования
3.1 Анкетирование
3.2 Фокус-группа
Заключение
Список используемых источников
- удлинители;
- ручки (обязательно для модератора или ассистента);
- блокноты в "линеечку" для ассистента;
- листы бумаги для модератора;
- большие листы бумаги и фломастеры.
- сувениры или денежное
вознаграждение в конвертах
- прохладительные напитки;
- стаканы или чашки;
- легкая закуска (бутерброды, печенье).
Специфика проведения.
Составление топик-гайда, проведение и анализ результатов требует специальных навыков, опыта и объективности.
Работа фокус - группы ведется по составленному заранее сценарию, обязательно согласованному с заказчиком. Вся беседа должна быть записана на видео или аудио носители для дальней расшифровки и анализа.
Ведет фокус-группу модератор. Модератор - это высококвалифицированный психолог, с опытом проведения фокус-групп (как правило, это действующий тренер с опытом преподавательской работы).
Анализирует этот труд группа психологов, социологов и маркетологов-аналитиков. Далее результаты обрабатываются, формируются в отчет и рекомендации и передаются заказчику. [3]
Результат анкетирования.
В ходе анкетирования было опрошено десять человек 2 мужчин и 8 женщин (приложение А) Проанализировав ответы на вопросы анкеты можно сделать следующие выводы. Все опрошенные довольно часто пьют чай. Большинство из них пью каждый день, по несколько раз. А вот покупают новую упаковку чая раз в месяц, так ответили 80% Самыми важными пунктами при выборе чая являются вкус - 70% аромат - 50% так же некоторых интересует цена - 30% и торговая марка - 60%. Наиболее популярным чаем является ТМ Гринфилд, его предпочитают 80% опрошенных. Чай «Липтон» - 80% и «Гринфилд» - 90% - являются самыми известными марками в сознании опрошенных, так же не отстает от них чай «Ахмад» - 60%. А вот предпочтение виду чая, наиболее разнообразный. Наиболее популярным является черный чай - 60%. За ним следует фруктовый - 40% и всего лишь 40% предпочитают зеленый чай. Не смотря на то, что опрошенные готовы потратить на упаковку чая максимальную сумму 100-200 рублей, все же предпочтение отдают упаковке чая за 50-100 рублей. Чаще всего опрошенные покупают пакетированный чай, но, не смотря на удобство пакетированного чая, многие ответили, что так же покупают и развесной чай. Большинство опрошенных покупают чай в супермаркетах и всего лишь 30% покупают чай в специальных чайных магазинах. Так же интересным фактом является то, что в летнее время, несмотря на жару, горячий чай не уступает свое место холодному - 40% опрошенных так же пьют горячий чай летом. И 30% - холодный. Некоторые предпочитают и тот и другой.
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены маркетинговые исследования. Спецификой темы являлось то, что рассматриваемым сегментом проведения маркетинговых исследований был рынок чая. В работе были представлены методы проведения исследований и сбора первичной информации на примере трех авторов: Белановского С. А., Голубкова Е. П. и Дмиртиевой Е. Ф. и были отражены все поставленные задачи.
Для исследования возникшей проблемы был выбран метод фокус-групп и опрос с помощью анкет. Фокус-группа отличный источник качественной информации, который помогает с помощью группового обсуждения выявить основные мотивы совершения покупок, протестировать новый рекламный ролик или новый продукт. В данном методе фокусирование заключается в сознательной концентрации исследователей на ограниченном круге вопросов, чтобы глубоко рассмотреть их проблематику, подтолкнуть респондентов к более подробному объяснению их мнения.
Анкетирование было использовано для получения количественных данных, с помощью закрытых вопросов. Стоит отметить, что опросы с помощью анкет очень часто используются исследователями, это универсальный способ сбора первичной информации.
Сбор вторичной информации о рынке показал, для удачной работы необходимо четко определить свою нишу, «своего» потребителя и выявить главную особенность, отличающую наш чай от других. Упор нужно делать на разнообразие ассортимента и качество товаров.
При разработке методики проведения фокус-групп были рассмотрены главные составляющие: состав и количество фокус-групп, работа модератора, набор респондентов, выбор места и времени проведения, а также план рассматриваемых вопросов. Как показал сравнительный анализ социолог Дмитриева Е. Ф. наиболее подробно и полно описывает такие методы фокус-групп, поэтому методика проведения фокус-групп разрабатывалась на ее основе.
При разработке методики проведения личного опроса с помощью анкет были освещены такие аспекты, как набор интервьюеров, составление вопросника и отбор респондентов.
В описании методологии проведения анкетирования и фокус-группы была выбрана методика, написанная Голубковым Е.П. Так же в курсовой работе была представлена вторичная информация, по итогам которой были проанализированы спрос, предложение и коммерческие условия.
В курсовой работе была составлена анкета для опроса потребителей чая. Для подтверждения анкеты необходимо опробовать ее. Поэтому в приложении А представлены десять заполненных анкет.
Список использованной литературы
1. Голубков Е.П. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 1999. - 656 с.
2. Белановский С.А. МЕТОД ФОКУС-ГРУПП.--М.: Издательство Магистр, 1996.-272 с
3. Дмитриева Е.В. Фокус - группы в маркетинге и социологии.-М.: Центр. 1998. - 144 с.
4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. -- М.: Издательство «Финпресс», 1998. -- 416 с.
5. Богомолова Н.Н., Мельникова
О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы
как качественный метод в
6. Громова Е., Герасимова М. Возможности использования расширенных креативных фокус-групп как метода социологического исследования на этапе создания рекламных конструктов, 1998, С.79-81.
7. СудасЛ.Г., Юрасова М.В. Маркет
8. Дмитриева Е.В. Фокус - группы в маркетинге и социологии. - М.: Центр, 1998. - 140 с.
9. Белановский С.А. Методика
и техника фокусированного
10. Белановский С.А Управление наукой в СССР. Отчет о качественном исследовании // Проблемы прогнозирования, № 4, 1994.
11. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М., Дело, 1995.