Маркетинговые исследования: полевые и кабинетные, выборочные обследования и экспертные оценки, правила поведенияМаркетинговые исследова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 01:43, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во многом определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом. Ведь необходимость при организации маркетинговой деятельности идти от требований рынка, потребителей, а не от уже выпускаемой продукции, определяет логику проведения маркетинговых исследований.
Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и тенденций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это, однако, только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.

Содержание

Введение

1.Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований
3
2.Формулирование целей маркетинговых исследований
9
3.Выбор методов проведения маркетинговых исследований
10
4.Эксперименты и их роль в проведении маркетинговых исследований
15
5. Общая характеристика методов сбора данных
18
6.Экспертные оценки
20
Список литературы
25

Вложенные файлы: 1 файл

0185248_51612_marketingovye_issledovaniya_polevye_i_kabinetnye_vyborochnye.doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ ТРУДА  И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Социально-экономический  факультет

 

Специальность Менеджмент организации

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Маркетинг»

 

Тема 

«Маркетинговые исследования: полевые и кабинетные, выборочные обследования и экспертные оценки, правила поведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2007

 

Содержание

Введение

 

1.Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований

3

2.Формулирование целей маркетинговых исследований

9

3.Выбор методов проведения маркетинговых исследований

10

4.Эксперименты и их роль в проведении маркетинговых исследований

15

5. Общая характеристика  методов сбора данных

18

6.Экспертные оценки

20

Список литературы

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во многом определяет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом. Ведь необходимость при организации маркетинговой деятельности идти от требований рынка, потребителей, а не от уже выпускаемой продукции, определяет логику проведения маркетинговых исследований.

Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и  тенденций развития, что может  помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это, однако, только часть проблем, определяющих содержание маркетинговых исследований в целом.

Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах: оценка тех или  иных маркетинговых параметров для  данного момента времени и  получение их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организаций в целом, так и ее маркетинговой деятельности.

Предприятие, которое заказало проведение маркетингового исследования или проводит его самостоятельно, должно получить информацию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи, что имеет решающее значение в условиях конкуренции. Результаты исследования могут предопределить изменение целей деятельности компании.

В своей работе я рассматриваю цели, основные этапы и методы проведения маркетинговых исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований

Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.

В табл. 1 приводятся данные, характеризующие  частоту реализации отдельных направлений маркетинговых исследований, осуществленных американскими фирмами в 1991 г.

Таблица.1 
Направления маркетинговых исследований (разбор деятельности 599 компаний)

Тип исследований

%

выполнения 

Исследования рекламы 

  

 

 

1. Мотивационные исследования 

47

2. Исследования рекламы  до ее массового тиражирования

61

3. Исследования коммуникационных  каналов

68

4. Изучение эффективности  рекламы 

76

5. Изучение рекламы  конкурентов 

67

Исследования экономики бизнеса

  

 

 

1. Краткосрочное (до  одного года) прогнозирование 

89

2. Долгосрочное (свыше  одного года) прогнозирование 

87

3. Изучение направлений изменений бизнеса

91

4. Изучение цен 

83

5. Изучение размещения  заводов и складов 

68

6. Изучение приобретений 

73

7. Экспорт и международный 

49

8. Информационная система  управления 

80

9. Исследование текущей  деятельности 

65

10. Исследование деятельности сотрудников компании

76

Исследования корпоративной ответственности

  

 

 

1. Изучение права потребителей  иметь необходимую информацию

18

Тип исследований

% выполнения 

2. Изучение экологических  воздействий 

23

3. Изучение правовых ограничений на рекламу и продвижение продукта

46

4. Изучение социальных  ценностей и политические исследования

39

Исследование продукта

  

 

 

1. Реакция на новый  продукт и его потенциальные  возможности

76

2. Изучение конкурентоспособности продукта

87

3. Тестирование существующих  продуктов 

80

4. Исследование упаковки: дизайн и физические характеристики

65

Исследования сбыта  и рынка 

  

 

 

1. Измерение рыночного  потенциала 

97

2. Анализ рыночной  доли 

97

3. Определение характеристик рынка

97

4. Анализ сбыта 

92

5. Установление квот  сбыта 

78

6. Изучение каналов  товародвижения 

71

7. Аудиторский контроль  за тестированием рынков и  складского хозяйства

59

8. Создание потребительских  панелей 

63

9. Изучение стимулирования сбыта

60

10. Продвижение продукта: премиальные, купонные продажи,  предоставление образцов и т.д.

58


В таблице 1 приводятся результаты других исследований относительно частоты проведения отдельных маркетинговых исследований фирмами США в 1995 г. Здесь следует отметить, что, во-первых, не существует единой классификации направлений маркетинговых исследований, в результате чего в данных различных исследователей используются разные их классификации. Во-вторых, вследствие использования разных выборок обследуемых фирм получаются разные данные относительно частоты использования одних и тех же направлений маркетинговых исследований. В-третьих, актуальность отдельных направлений маркетинговых исследований может меняться по времени.

С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют собой комплексное исследование. Так, очень сложно отделить друг от друга такие направления исследований, как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребителя формируют свое поведение в определенной рыночной среде.

Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:

I. Определение проблемы и целей  исследования.

  • 1.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
  • 1.2. Определение проблемы.
  • 1.3. Формулирование целей маркетинговых исследований.

II. Разработка плана исследований.

II .1. Выбор методов проведения  маркетинговых исследований.

II .2. Определение типа требуемой  информации и источников ее  получения. 

II .З. Определение методов сбора необходимых данных.

II .4. Разработка форм для сбора  данных.

II .5. Разработка выборочного плана  и определение объема выборки. 

III. Реализация плана исследований.

III .1. Сбор данных.

III .2. Анализ данных.

IV. Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства (подготовка и презентация заключительного отчета).

Для определения потребности в  проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред, используя мониторинговую систему. Главной целью использования мониторинговой системы является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствуют ли результаты их текущей оперативной деятельности запланированным целям; оказали ли влияние принятые законы на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии. Мониторинг может быть осуществлен многими путями как на формальной, так и на неформальной основе. Например, фирма может использовать сложную информационную маркетинговую систему; может использовать более традиционную систему контроля за финансами фирмы; владелец предприятия малого бизнеса может сам самым тщательным образом наблюдать за влиянием внешней среды на состояние бизнеса.

Руководство организации, осуществляя  мониторинг внешней среды, получает информацию из множества источников — от акционеров, которые могут выражать претензии к низкому качеству продукции, от дилеров, которые могут информировать, что организация уступает позиции на рынке конкурентам, и т.д. Однако эта информация скорее всего касается проблем-симптомов, а не базовых проблем. Задачей исследователей как раз и является выявление базовых проблем, которые лежат в основе проблем-симптомов.

Определение проблемы является следующим  шагом в проведении маркетинговых  исследований.

 Определение проблемы 

Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Зачастую клиенты маркетинговых фирм сами не знают своих проблем. Они констатируют, что объем продаж падает, рыночная доля уменьшается, но это только симптомы, а важно выявить причины их проявления. Классической ситуацией является случай, когда маркетинговое исследование не адресовано реальной проблеме. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо исследовать все возможные причины появившихся симптомов. Часто в этих целях проводится разведочное исследование.

Необходимо знать, что включает определение проблемы:

  1. выявление симптомов;
  2. четкое изложение возможных причин, или базовых проблем, лежащих в основе симптомов;
  3. выявление полного списка альтернативных действий, которые может предпринять управляющий маркетингом для решения проблем.

При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и  проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.

Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой, информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью.

Можно выделить следующие подходы  к выявлению проблем управления маркетингом.

  1. Анализ результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации. Исходными данными здесь являются сведения о состоянии, функционировании рассматриваемой организации и соответствии этого состояния целям деятельности организации в целом и маркетинга в частности. Для этого изучают и анализируют отчетные, нормативные и статистические документы и данные. Большая роль в этом принадлежит методам обработки статистической информации. 
    Существенным недостатком этого подхода являются трудности выделения на основе анализа результатов производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности проблем совершенствования управления маркетингом из общей совокупности проблем данной организации. Определение «доли вины» маркетинговых факторов среди множества других факторов (научно-технических, производственных, снабженческих и т.п.) в возникновении тех или иных проблем недостижения целей организации — чрезвычайно сложная задача. Она, если и может быть решена, то только в результате проведения специальных исследований, основанных на применении методов факторного анализа, корреляционного и регрессионного анализа, кластер-анализа, контент-анализа и других математических методов, устанавливающих зависимости между конечными результатами и факторами, их обусловившими. Применение данного подхода в широких масштабах весьма проблематично.
  2. Выявление проблем путем экспертного опроса руководителей и специалистов. Экспертные оценки широко применяются в практике выявления проблем, поскольку они позволяют получить сравнительно надежную, а иногда и единственно возможную информацию о проблемах организации. Как правило, экспертный опрос проводится среди сотрудников обследуемой организации. Однако большое значение может иметь информация, полученная из внешних по отношению к данной организации источников (поставщики, потребители, дистрибьюторы и т.п.).
  3. Наблюдение за выполнением маркетинговых функций и (или) непосредственное участие в их реализации специалистов-консультантов, которые выявляют проблемы совершенствования управления маркетингом в организации.

Совместное применение этих подходов дает возможность получить наиболее полную информацию о проблемах управления маркетингом. Однако на практике проведение таких всеобъемлющих комплексных исследований — чрезвычайно сложная задача.

Ниже в рамках реализации второго  подхода для выявления проблем  управления маркетингом рассматривается метод логико-смыслового моделирования, который будет вписан в общий процесс выявления проблем управления маркетингом.

В этом процессе можно выделить следующие  восемь этапов.

  1. Получение базовых знаний о компании, ее продуктах и рынках. Эти знания получаются при первой встрече исследователя с менеджером. Речь идет о получении информации относительно истории компании, ее типе (частная, акционерная и др.), организационной структуре, целях ее деятельности и целях маркетинга. Сообщается информация о продуктах компании, политике ценообразования, каналах товародвижения, используемых методах продвижения продукта. Описывается ситуация на рынке (лояльность потребителей, конкуренция, рыночные тенденции и др.). Таким образом исследователь получает начальную информацию для первоначального осмысливания возникшей проблемы.
  2. Ознакомление с ситуацией, в которой находится лицо, принимающее решение (ЛПР), с его целями и ресурсами.На данном этапе прежде всего необходимо понять причины, исходя из которых руководитель прибегает к помощи исследователя. Отсюда вытекает, что исследователь должен знать цели руководителя, поскольку это дает ему возможность определить остроту возникшей проблемы. Сравнивая реальные результаты рыночной деятельности с целями, можно установить, то ли данная проблема возникла внезапно, то ли компания скатывалась к неблагоприятной ситуации постепенно. 
    Что касается ресурсов, то знакомство со статьями бюджета маркетинга (затраты на оплату труда сбытовиков, рекламу, разработку новых продуктов и др.) и эффективностью их использования позволит исследователю глубже понять возникшую проблему.
  3. Прояснение симптомов проблемы.Главная цель проведения работ на данном этапе — углубленное изучение проблем-симптомов, т.е. проблем-следствий. 
    Обычно это можно сделать на основе данных мониторинга рыночной ситуации, носящего как формальный, так и неформальный характер.В эффективно работающих компаниях руководители маркетинговых служб осуществляют постоянный мониторинг возможных причин возникновения проблем. В качестве главных индикаторов возможных проблем обычно рассматриваются динамика показателей объема реализации, рыночной доли, прибыли, а также количество заказов, поступающих от дилеров компании, уровень жалоб потребителей, состояние конкурентной борьбы.
  4. Выявление предполагаемых причин возникновения проблемы (базовые проблемы). 
    С этой целью для каждой проблемы-симптома по определенной схеме выявляются проблемы-причины их возникновения. Выявление проблем-причин можно осуществить в следующих направлениях:

Информация о работе Маркетинговые исследования: полевые и кабинетные, выборочные обследования и экспертные оценки, правила поведенияМаркетинговые исследова