Маркетинговые исследования как эффективный инструмент повышения качества сервисного обслуживания предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 14:46, доклад

Краткое описание

Как известно, ориентированное на потребителя предприятие сферы услуг может удерживать и развивать свои позиции на рынке за счет двух основных преимуществ: более значительного объема производства, что приводит к снижению издержек; увеличения компетентности компании и ее научно-технического потенциала, ноу-хау, благодаря которому компания сможет поставить на рынок товары и услуги, превосходящие других продавцов ,что обусловило актуальность темы данной статьи.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Яньшина С.В. 6 КУРС ФИНУНИВЕРСИТЕТ

К.Э.Н. Морева Л.С.

Маркетинговые исследования как эффективный  инструмент повышения качества сервисного обслуживания предприятия общественного питания

Как известно, ориентированное  на потребителя предприятие сферы услуг может  удерживать  и  развивать  свои  позиции  на рынке  за счет двух основных преимуществ: более  значительного  объема  производства, что приводит к снижению издержек; увеличения компетентности компании и ее научно-технического  потенциала,  ноу-хау,  благодаря которому компания сможет поставить на рынок  товары  и  услуги,  превосходящие  других продавцов ,что обусловило актуальность темы данной статьи.

Обслуживание  как  экономическая  категория изначально было исследовано в логистике как одна из ее основных функций, поэтому традиционно считается элементом распределительной системы,  которая удовлетворяет следующие потребности клиентов:  наличие товара;  скорость  доставки  товара; надежность; объем партии; разнообразие товара; удобство; обслуживание и поддержка.

Как известно, сфера общественного питания - это  крупная, широко разветвленная отрасль народного хозяйства со специфическими особенностями, наряду со здравоохранением, социальным обеспечением населения и торговлей решающая важнейшие социально-экономические задачи.  Общественное питание на современном этапе развития призвано эффективно реализовывать специфические функции производства, реализации и организации потребления продукции. Производственная функция общественного питания реализуется посредством переработки сырья и выпуска собственной продукции и гармонично сочетается с функцией реализации, как правило – в оборудованных помещениях с предоставлением соответствующего уровня обслуживания.

В условиях высоко конкурентной отрасли  особенно важными становятся эффективное планирование и проведение рациональной ассортиментной, ценовой и сбытовой политики, позволяющие оптимизировать деятельность предприятия.

Управление меню должно всегда занимать самое важное место в сознании руководства предприятием питания.

Следует отметить,  что к проблеме формирования ассортимента каждое предприятие подходит сугубо индивидуально, однако этой процедуре обязательно предшествует разработка предприятием ассортиментной политики, направленной на увеличение его прибыльности.

Маркетинговая ценовая политика заключается  в установлении таких цен и таком изменении их в зависимости от ситуации на рынке, которые позволяют увеличить свою долю рынка и получить намеченный объем прибыли.

В условиях реалий российской экономики ценовая политика зачастую решает не только оперативные, но и стратегические задачи, в частности: выход на новый рынок, защита позиций, быстрое и удовлетворительное возмещение затрат, стимулирование комплексных продаж и др.

Для разработки мероприятий по совершенствованию уровня сервисного обслуживания, принятия эффективной ассортиментной и ценовой политики предприятию общественного питания необходима актуальная маркетинговая информация, эффективным инструментарием для получения которой являются маркетинговые исследования. При этом исследования могут и должны проводиться не только транснациональными корпорациями, но и малыми и средними предприятиями.

В ходе данного исследования были изучены некоторые аспекты рынка мясных полуфабрикатов г.Тарусы, в частности – имеющие влияние на формирование ассортиментной и ценовой политики предприятия.

Предприятие ИП Верзилина Е.А.  специализируется на производстве и продаже высококачественных, экологически чистых полуфабрикатов ручного производства классических рецептур. В ассортименте предприятия присутствую следующие товарные категории: пельмени, вареники, манты; домашние блинчики; домашние полуфабрикаты; шашлык; мясные деликатесы; домашние паштеты; морсы; домашняя выпечка; салаты; деревенские яйца. Основной специализацией предприятия является производство мясных полуфабрикатов.

Основное конкурентное преимущество ИП Верзилина Е.А. – высокое качество продукции, основанное на контроле качества продукции на всех этапах производства – от закупки сырья до реализации готовой продукции.

Кафе «Чебуречная» является структурной единицей предприятия ИП Верзилин Е.А. без выделения отдельного юридического лица и организовано как кафе быстрого обслуживания с ограниченным ассортиментом. Обслуживание в кафе организовано по принципу самообслуживания.

Использование метода экспертных оценок позволило сформировать интегральную оценку качества обслуживания для предприятий общественного питания г.Тарусы на основании 14 важнейших показателей.

Результаты оценки качества обслуживания представлено на рис.1.

Рис. 1- Экспертная оценка качества обслуживания предприятий общественного питания г. Тарусы

Сравнительная характеристика экспертных оценок кафе «Чебуречная» и средних  значений качества обслуживания на предприятиях общественного питания г.Тарусы приведена на рис.2.

Рис. 0 - Сравнительная оценка качества обслуживания в кафе «Чебуречная» и средних показателей качества обслуживания на предприятиях общественного питания г. Тарусы

Как показывает анализ, в целом  качество обслуживания на исследуемом предприятии превосходит среднее значения качества обслуживания на предприятиях общественного питания г.Тарусы.

Наиболее сильными сторонами обслуживания кафе «Чебуречная» являются качество питания, уровень цен, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, удобство расположения и квалификация персонала.

Наиболее уязвимо кафе «Чебуречная» в области организации услуг (самообслуживание), а также наличия дополнительных услуг. Недостатком качества обслуживания является также отсутствие кондиционирования, ставшего в настоящее время непременным атрибутом предприятий общественного питания с высоким качеством обслуживания.

Кроме того, анкетирование, проведенное  в продуктовых магазинах сети «Апогей», Тарусского РПО, продуктовом магазине Витязь и круглосуточном супермаркете "Праздничный", а также вблизи специализированных киосков и на рынке, позволило установить основные тенденции локального рынка г.Тарусы.

Как показали результаты исследования, интересуются мясными полуфабрикатами  преимущественно женщины (64%)

Потенциальные потребители - лица в возраст от 18 до 25 лет (30%), 28% заинтересованных составили лица в возрасте от 25 до 35 лет, 16% - от 35 до 45 лет, 14% - старше 60 лет, 10% - от 45 до 60 лет и 2% респондентов были в возрасте моложе 18 лет.

Чаще всего заинтересованность в приобретении мясных полуфабрикатов проявляют не состоящие в браке (33%), затем (30%) – разведенные, зачастую потому, что у оставшегося родителя остается меньше времени на ведение домашнего хозяйства, при этом, как правило, чаще (36%) мясные полуфабрикаты покупают потребители, не имеющие детей до 12 лет, а также семьи   с одним ребенком, 22% семей с двумя детьми, и 14% - три и более детей

Субъективная оценка материального  благополучия респондентов позволяет сделать вывод, что по 33% респондентов считает, что денег вполне хватает, но на покупки длительного использования приходится одалживать и денег хватает на питание и одежду, на более крупные покупки приходится откладывать или одалживать; 17% - что хватает денег только на питание; 9% - что не хватает денег даже на питание; % - что денег хватает только на питание.

По результатам исследования только 16% респондентов ответили отрицательно на вопрос, приобретают ли они мясные полуфабрикаты, 26% респондентов приобретают исследуемую группу товаров изредка, а преобладающее большинство (58%) являются однозначными потребителями мясных полуфабрикатов.

Результаты сегментации по отдельным товарным группам представлены на рис.3 (вопрос предполагал множественный вариант ответа)

Рис.3 - Результаты сегментации по отдельным товарным группам, %

Как показывает анализ рисунка 3, лидером предпочтений потребителей являются рубленые полуфабрикаты – 92% респондентов подтвердили свое предпочтение этого продукта. Следующие по популярности – натуральные полуфабрикаты, предпочитаемые 84% целевой аудитории. Популярность полуфабрикатов в тесте почти вполовину меньше – 44%, и лишь 14% респондентов предпочитают полуфабрикаты высокой степени готовности.

Как показали результаты исследования предпочтений мест продажи, по 32% респондентов предпочитают покупать полуфабрикаты в супермаркете и в ближайшем к дому магазине, 28% - в специализированном киоске, 6% - на рынке и 2% респондентов указали иные места покупки. Полученные данные свидетельствуют о достаточной организованности рынка мясных полуфабрикатов в г.Тарусе.

При этом приемлемыми установившиеся в г.Тарусе цены считают 24% респондентов, 58% уверены, что цены соответствуют качеству, 16% - считают цены неоправданно высокими, а 2% затруднились с ответом.

Изучение мнения относительно снижения цен на мясные полуфабрикаты на 15% показало, что подобное снижение цен в 48% не повлияет существенно на количество и частоту покупок, 18% потребителей станут покупать больше по весу или покупать полуфабрикаты более дорогого сегмента, 16% станут покупать чаще, 2% затруднились с ответом. Аналогичное повышение цен, вероятно, не изменит поведение 36% респондентов, способствует переходу в более дешевый сегмент для 28%, сократит покупки по весу или частоте для 18% и 16% потребителей соответственно. 2% респондентов затруднились с ответом.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что рынок мясных полуфабрикатов г.Тарусы характеризуется высоким платежеспособным спросом населения и сетью точек продаж, удовлетворяющих основные запросы покупателя.

Поскольку исследование подтвердило  достаточно высокие показатели ценовой  эластичности мясных полуфабрикатов, поэтому целесообразным является разработка предложений по совершенствованию ассортимента меню и установку гибкого ценового курса в течение дня. Кроме того, учитывая информацию, полученную в ходе анкетирования, следует разработать мероприятия по реализации эко-продукции, изготовленной ИП  Верзилин  Е.А., через существующие розничные торговые сети.

Исследование предпочтений относительно мест продажи подтвердило предположения  о том, что потенциальные потребители  не склонны к приобретению мясных полуфабрикатов в специализированных киосках, предпочитая приобретать этот товар в супермаркетах и магазинах у дома, благодаря чему развитие собственной сети специализированных киосков не может стать приоритетным стратегическим направлением развития предприятия.

Список литературы

  1. Манджиева Д. Сервисная экономика как система обслуживания // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2011. - № 4. - С. 439-443.
  2. Зайко Г.М., Джум Т.А.  Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. – М.: Магистр, 2008. – 557 с.

 


Информация о работе Маркетинговые исследования как эффективный инструмент повышения качества сервисного обслуживания предприятия общественного питания