Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:54, доклад
Маркетинг-микс - набор маркетинговых средств, через которые предприятие стремится воздействовать на спрос на товар, им производимый. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.
Маркетинг-микс - набор маркетинговых средств, через которые предприятие стремится воздействовать на спрос на товар, им производимый. Функция маркетинг-микс состоит в том, чтобы сформировать набор (mix), который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировать эффективность организации.
Дж. Маккарти предложил классифицировать маркетинговые инструменты по четырем направлениям: продукт, цена, место (т. е. распределение) и продвижение (или четыре “Р” маркетинга – Product, Price, Place, Promotion).
Комплекс маркетинга в его каноническом виде ("4P") включает 4 составляющих:
Продукт (Product) — это набор «изделий и услуг», которые
фирма предлагает целевому рынку.
Цена (Price) — денежная сумма, которую потребители
должны уплатить для получения товара.
Дистрибуция (Place) — всевозможная деятельность, благодаря
которой товар становится доступным для
целевых потребителей.
Продвижение (Promotion) — всевозможная деятельность фирмы
по распространению сведений о достоинствах
своего товара и убеждению целевых потребителей
покупать его.
Таким образом, концепция маркетинга-микс по Маккарти определялась набором основных маркетинговых инструментов, включаемых в программу маркетинга: товарная политика (product), сбытовая политика (place), ценовая политика (price), коммуникационная политика или политика продвижения (promotion).
Современные исследователи постоянно расширяют этот список, благодаря чему возникают новые концепции - 5P, 6Р, 7Р, ... 12Р и 4С (см. ниже), однако общепризнанной все-таки является концепция 4P. Ключевым фактором при этом выступает то, что именно эти 4 элемента могут полностью контролироваться маркетологом. Кроме того, считается, что порядок следования элементов комплекса маркетинга четко показывает последовательность реализации основных маркетинговых функций[1]:
1. Невозможно вообще ставить вопрос о
какой-либо программе маркетинга, если
маркетолог не имеет в своем распоряжении
продукта, который может быть предложен
рынку (потребителю). Причем это предложение
должно представлять для потребителя
определенную ценность. Данную ситуацию
полностью определяет известный афоризм
маркетологов, общий смысл которого заключается
в высказывании: «Если у Вас нет товара,
значит у Вас нет ничего». (Т.е. не имеет
смысла вообще говорить о маркетинге).
2. В том случае, если существуют по крайней
мере две стороны, каждая из которых заинтересована
в обмене с противоположной стороной,
они должны иметь какие-либо средства
для взаимодействия. Предлагаемый продукт
должен быть доступен заинтересованному
в нем потребителю, поэтому следующая
функция комплекса маркетинга должна
решать эту задачу.
3. Потребитель всегда оценивает товар
не только исходя из набора его потребительских
свойств, но и по сумме тех издержек, которые
связаны с его приобретением. Здесь речь
идет об известном маркетинговом соотношении
«цена-качество». Специалисты более четко
определяют это соотношение как «полезность—качество»:
потребитель анализирует полезность предложенного
ему товара и приемлемую для него цену
этой полезности. Отсюда вытекает следующая
составляющая комплекса маркетинга —
ценовая политика.
4. Потенциальные участники сделки никогда
не смогут узнать друг о друге в том случае,
если между ними не будет существовать
коммуникаций, — соответственно, последний
элемент комплекса маркетинга составляет коммуникационная
политика. Стороны сделки должны быть в достаточной
степени проинформированы о сущности
имеющихся предложений, каждая из сторон
должна, используя средства коммуникации,
убедить противоположную сто рону в привлекательности
собственного предложения.
Наиболее успешной (по признаку распространенности в умах маркетологов и ученых) из "расширенных" трактовок комплекса маркетинга сейчас можно назвать концепцию "7Р", в которой к "4P" добавляются еще 3: People, Process и Physical Evidence.
Люди (PEOPLE) - контингент, имеющий отношение к процессу
купли-продажи;
Процесс покупки (PROCESS) – то, что связано с деятельностью покупателя
по осуществлению выбора товара;
Физический атрибут (PHYSICAL EVIDENCE) - материальный предмет, который может
служить для клиента подтверждением факта
оказания услуги.
Эта концепция изначально создавалась для маркетинга услуг, однако сейчас все большее число исследователей пытаются применять ее и к "товарному" маркетингу. Что, тем самым, делает ее еще более уязвимой для критики.
Введение новых элементов в комплекс маркетинга обычно обосновывается критикой канонической формулы "4P". В основном концепцию "4Р" критикуют за то, что она ориентирована на микроуровень и затрагивает лишь продавца. При этом для расширения списка "P" обычно используются:
Упаковка (PACKAGE);
Покупка (PURCHASE) - представляет собой не только предпосылки
к осуществлению покупки, но также и последствия
принятия такого решения;
Персонал (PERSONNEL);
Окружающая среда (PHYSICAL PREMISES/SURROUND) – условия, создаваемые продавцом с
целью более эффективной реализации своего
товара;
Прибыль (PROFIT) – капитал, полученный в виде дохода
относительно вложенных средств;
Связи с общественностью (PR, PUBLICITY) - создает положительную репутацию продукту
и организации в целом;
Как шутят критики, многие маркетологи, перебирая словарь английского языка, пытаются найти слова, начинающиеся на «Р» и подходящие к маркетингу, чтобы сделать из них новые "Р". Однако, насколько это оправдано? Е.П. Голубков [2] отмечает, что расширенное содержание комплекса маркетинга перестает удовлетворять определению данного понятия. Традиционная структура комплекса маркетинга принята ведущими маркетологами мира. Добавленные элементы характеризуют не комплекс маркетинга, а факторы, влияющие на маркетинговую деятельность, которые необходимо учитывать в том числе и при разработке комплекса маркетинга.
Например, такие элементы, как "Package",
"Physical Evidence", "Profit" и "Public relations"
являются составными частями, подэлементами
комплекса маркетинга. Первые два
являются подэлементом "Product", третий
- частью "Price", а четвертый - частью
"Promotion".
Элемент "People" - это элемент внешней
среды, который не могут контролировать
маркетологи. Именно на потребителей направлен
комплекс маркетинга. Через ценовую политику,
качество продукции, удобное географическое
расположение, а так же с помощью инструментов
рекламы и PR, компания воздействует на
своих потребителей. Поэтому потребителей
как элемент комплекса маркетинга рассматривать
нельзя. Нужно рассматривать их как объект,
на который направлен комплекс маркетинга.
К тому же если бизнес компании является
b2b, то словом "People" этот элемент охарактеризовать
было бы не совсем корректно.
Элемент “Рersonal” входит в качестве кадровой
составляющей во все четыре элемента комплекса
маркетинга. Кроме того, персоналом невозможно
манипулировать так, как, скажем, с ассортиментом
товара и его ценой.
Тому же критерию возможности прямого
управления не удовлетворяют элементы
"Purchase", "Process" и "Physical Premisses/Surround".
Существует и еще одна известная попытка изменить
каноническую формулу "4Р", сместив
фокус с продавца на потребителя... правда, ценой
полного отказа от "Р". Это т.н. концепция
"4С", предложенная Бобом Лотеборном
в 1990 году. Элементами модели являются:
1. Customer needs and wants - нужды и потребности покупателя;
2. Cost to the customer – затраты покупателя;
3. Communication – информационный обмен;
4. Convenience – удобство.
Очевидно, что в данной концепции в качестве
приоритета выделяются предпочтения потребителей.
Причем этот приоритет действует на всех
без исключения этапах процесса производства
и реализации товаров или услуг. Однако,
традиционный комплекс маркетинга, состоящий
из "4Р", так же имеет в приоритете предпочтения
потребителей. При разработке «продукта»,
«цены», «продвижения» и «каналов распределения»
проводятся маркетинговые исследования,
изучаются ожидания потребителей. И даже
более того - при разработке комплекса
маркетинга учитываются не только предпочтения
потребителей, но и конкуренты, поставщики,
контактные аудитории. И, наконец, управление
потребителем просто невозможно, так как
этот элемент внешней среды не поддается
прямому управлению.