Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:57, контрольная работа
Маркетинг (от англ. market – рынок) – система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное доведение товаров и услуг от производителя до потребителя.
Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле – как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции.
Маркетинг возник на рубеже IX - XX в. Качественно новый этап в развитии маркетинга приходится на 60–80-е гг. Маркетинг в России на начальном этапе становления и развития воспринимали преимущественно как торговую деятельность в широком смысле слова, т. е. как своего рода систему рыночного распределения.
Введение…………………………………………………………………….…..3
1. Сущность и понятие маркетинга……………………………………….…..4
2. Концепции маркетинга………………………………………………….….14
3. Принципы маркетинга………………………………………………….…..20
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………
Итак, в качестве некоторых предварительных
выводов по рассматриваемому вопросу
выводов можно утверждать следующее:
в 1920-е годы в США, как и во всем
мире, практически еще не было "концепции
маркетинга" в том виде, в каком
представляет это Ф.Котлер; а именно:
были концепции совершенствования
производства и совершенствования
товара. Суть этих концепций можно
показать на примере автомобильного
рынка. Генри Форд-I вышел на рынок
со своим дешевым стандартным
автомобилем, который стал производиться
на конвейере. Затем на первое место по
продажам вышел "Дженерал Моторс",
который производил аналогичные по классу
автомобили, но с целой гаммой разнообразных
цветов, удовлетворявших различные вкусы
покупателей. Далее, уже после 2-й мировой
войны, на американский рынок прорвался
немецкий
"Фольксваген" - дешевый автомобиль
для народа за счет создания собственной
сервисной службы (концепция интенсификации
коммерческих усилий).
Наконец, в качестве примера концепции "собственно маркетинга" (или, точнее, "целевого маркетинга") можно привести факт того, как японская фирма "Тойота" разработала специально для этого американского рынка малолитражку "Краун", первую машину этого класса с кондиционером и другими привычными для американского автомобилиста атрибутами и в итоге завоевала 20% рынка ввозимых автомобилей.
Если говорить о 5-м типе маркетинга,
то есть, в терминах Ф.Котлера, о
"социально-этическом маркетинге",
то эта концепция маркетинга считается
им самой современной. Она, в частности,
утверждает, что задачей фирмы является
не только выполнение всех условий, относящихся
к концепциям маркетинга вышеприведенных
типов 1-4, но и также - с одновременным сохранением
и укреплением благополучия общества
в целом и каждого его отдельного потребителя
в отдельности.
Отличие социально-этического маркетинга от остальных типов маркетинга:
- в том, что фирма, которая
удовлетворяет нужды,
В качестве завершающего примера автомобильного рынка для данного типа концепции маркетинга можно привести широко разрекламированный шведский электромобиль: шведы разработали и практически уже внедрили такую модель, которая удовлетворяет всем пунктам концепций 1-4, плюс отсутствие выхлопных газов. Концепция социально-этического маркетинга еще только начинает находить свою рыночную нишу в практике маркетинговой деятельности, и она достаточна перспективна. Однако очевидная рыночная слабость ее в том, что цена электромобиля, как правило, в два раза выше, чем цена легкового автомобиля на бензиновом двигателе.
Итак, концепция социально-этического маркетинга требует сбалансирования всех трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества.
3. Принципы маркетинга
Из самой сущности маркетинга вытекают и основные принципы маркетинга. Однако в советской литературе по маркетингу под "принципами маркетинга" понимаются достаточно различные вещи.
Рассмотрим позиции различных авторов, сравним их и попытаемся показать свое понимание данного вопроса. Завьялов П.С., Демидов В.Е. считают, что "основные принципы маркетинга" включают:
Методы маркетинговой деятельности заключаются в том, что проводится:
Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. отмечают, что для маркетинга характерны следующие основополагающие положения, или принципы:
1) глубокое
и всестороннее научно-
2) сегментация рынка;
3) гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса;
4) инновация;
5) планирование.
Здесь представленность "основных принципов маркетинга" выглядит, достаточно обоснованно, но, опять-таки, список не достаточно полон и, по меньшей мере, не совсем точен: ибо не вполне ясны критерии выделения тех или иных принципов.
В книге: "Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб..." дается исходное определение, что такое "принципы маркетинга" вообще – это "основные черты маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью". Определяется, что такие принципы маркетинга – они "отражают сущность маркетинга, вытекают из его современной концепции и предполагают эффективное достижение целей маркетинговой деятельности". Наконец, перечисляются и сами "основные принципы маркетинга", к которым авторы относят:
1) производство
продукции, основанное на
2) наиболее
полное удовлетворение
3) эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;
4) обеспечение
долговременной
5) единство
стратегии и тактики
Тем не менее, если исходить из предложенного "системного контекста" принципов маркетинга, то нетрудно заметить и нечто общее в представленных определениях совокупности "основных принципов маркетинга", а именно:
- необходимость
знания покупателей и их
- необходимость
знания рыночной ситуации в
определенном секторе (
- стремление
удовлетворить нужды,
- наличие гибкости производства, основанного на точном знании целевого сегмента "своего" рынка;
- необходимость
проведения инноваций (
- необходимость
планирования по различным
- необходимость проведения в жизнь принятых маркетинговых решений (в основном, краткосрочных задач по достижению желаемых уровней сбыта на различных рынках);
- продвижение товаров и услуг;
- осуществление различных форм информации, убеждения или напоминания о своих товарах, услугах, предприятии, торговой марке и т.п.
“Набирается” достаточное количество "принципов маркетинга", которые надо как-то идентифицировать и осмыслить.
Рассмотрим еще один вариант "основных принципов маркетинга":
1) marketing
reseаrch – исследование рынка (
2) segmentation – сегментация рынка;
3) adaptation
– гибкое реагирование на
4) innovation – инновация, создание нового товара;
5) planning – планирование, построение различных маркетинговых программ, долго-, средне- и краткосрочное планирование маркетинговой деятельности фирмы;
6) promotion
– (дословный перевод: "продвижение
при поддержке"): а) продвижение
товаров и услуг; а также:
б) любая форма сообщений,
7) governing of market – "глобальное" управление маркетингом, обуславливающее "основной ход событий" в деятельности фирмы;
8) management
of market – управление маркетингом,
понимаемое как решение, в
Данные принципы были выделены по критерию: сначала проведение конкретных эмпирических исследований потребителей, а затем запуск и самого производства на основе маркетинга. Кроме того, при выделении принципов маркетинга использовался критерий анализа логики рыночной деятельности многих западных фирм. Но могут возникнуть, например, следующие вопросы: 1. Достаточное ли количество принципов маркетинга выделено? 2. Что делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они должны быть?
Ответ на 1-й поставленный вопрос ("Достаточное ли количество принципов маркетинга выделено?") сводится к тому, что мы стремились предложить минимально необходимое число принципов, используемых в маркетинговой деятельности в развитых капиталистических странах. Ответ на 2-й поставленный вопрос ("Что делать с теми принципами маркетинга, которых в предложенном списке нет, но можно предположить, что они должны быть?") сводится к тому, что практически любой "новый принцип" маркетинга может быть либо "интегрирован" в данный список, либо "приплюсован" к имеющимся. Например: входит ли реклама в принцип маркетинга? По этому поводу ответ может быть следующим: реклама – входит в принципы "promotion" – "governing of market" и "management of market". Это – элемент так называемой "коммуникационной политики", которая, кстати, в мировом маркетинге имеет несколько иной статус, чем "принцип" маркетинга.
Другой пример: входит ли в принцип маркетинга "ценовая политика"? Кстати, ее еще называют "pricing policy". Ценовая политика, должна ли являться она "принципом" маркетинга, – это достаточно сложный вопрос; я ее не включаю в "отдельный принцип". Поскольку ценовая политика – это "больше", чем принцип, поскольку она является "сквозным элементом" любого принципа маркетинга. Фирма, для которой маркетинг необходим, должна составлять маркетинговые программы постоянно, а не от случая к случаю.
В маркетинге используется принцип скользящего планирования, предусматривающий текущую последовательную корректировку показателей. К примеру, если программа составлена на 5 лет, то корректировки должны вносится ежегодно. А для российских условий даже чаще, поскольку политическая и экономическая нестабильность находят свое отражение на любом рынке и достижение определенных количественных показателей (объем прибыли, объем рынка и т.д.) напрямую зависят от постоянно изменяющихся ставок налогов, уровня инфляции, выплат заработной платы в различных регионах, социальных программ правительства, указов по поводу запрещения некоторых видов рекламы и т.п. Поэтому, необходимо включение в планы некоторых финансовых и ресурсных “подушек” – резервных фондов на случай непредвиденных обстоятельств. При разработке маркетинговых программ, как и планов внутрифирменного развития, используется также принцип многовариантности, то есть соответствующие службы предпочитают готовить не один, а несколько вариантов маркетинговой программы и плана (обычно 3 варианта – минимальный или наихудший, оптимальный, наиболее вероятный и максимальный или наилучший).
Информация о работе Маркетинг: сущность, понятие и концепции