Маркетинг в различных сферах деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности. Объект исследования – маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Предмет исследования – основные виды и типы маркетинга, особенности маркетинга в различных отраслях и сферах деятельности.

Содержание

Введение....................................................................................................3-4
1. Сущность маркетинга и его особенности в различных сферах деятельности.............................................................................................5-19
1.1 Понятие маркетинга, его роль в деятельности предприятия .....5-9
1.2 Основные функции маркетинга.........................................................9-10
1.3 Особенности реализации организацией маркетинга в различных отраслях деятельности....................................................................................10-19
2. Комплекс маркетинговых средств в различных отраслях деятельности..............................................................................................20-24
2.1Специфика комплекса маркетинга в сфере производства.............................................................................................20-21
2.2Особенности комплекса маркетинга в сфере услуг............................................................................................................21-24
3. Исследование специфики маркетинга в банковской сфере..........................................................................................................25-38
3.1 Организация маркетинга в банковской сфере...............................25-26
3.2 Особенности применения маркетинговых методов в банковской сфере… 26-38
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2.docx

— 67.58 Кб (Скачать файл)

                                                        Тверь 2012

     Содержание

Введение....................................................................................................3-4

1. Сущность маркетинга и его  особенности в различных сферах  деятельности.............................................................................................5-19

    1.1  Понятие маркетинга, его роль в деятельности предприятия .....5-9

    1.2 Основные функции маркетинга.........................................................9-10 
    1.3 Особенности реализации организацией маркетинга в различных отраслях деятельности....................................................................................10-19

2. Комплекс маркетинговых средств в различных отраслях деятельности..............................................................................................20-24

    2.1Специфика комплекса  маркетинга в сфере производства.............................................................................................20-21

    2.2Особенности комплекса  маркетинга в сфере услуг............................................................................................................21-24

3. Исследование  специфики маркетинга в банковской  сфере..........................................................................................................25-38

   3.1 Организация маркетинга  в банковской сфере...............................25-26

   3.2 Особенности применения  маркетинговых методов в банковской  сфере… 26-38

Заключение

Литература 

 

 

                                                   

                                               Введение

  Успешный выход на рынок и завоевание на нем авторитета обусловлены реализацией системы логических действий, которая именуется маркетингом. Маркетинг в буквальном смысле означает рыночную деятельность, работу с рынком. Концепция маркетинга была сформулирована в США в начале XX в.

  Термин "маркетинг" пришел к нам из английского языка, он происходит от слова "marketing", буквально – работа на рынке, использование его законов, изучение и удовлетворение всех желаний потребителей. Этому термину в русском языке не нашли подходящего эквивалента, поэтому он остался непереведенным и соответствующая наука и практическая деятельность так и были названы – "маркетинг".

  Маркетинг прошел сложный путь эволюции. И вполне определенно можно утверждать, что маркетинг существовал всегда, так как обмен как вид деятельности начал свое существование буквально с первых шагов первобытного человека, когда последний начал осознанно заботиться об удовлетворении своих нужд и потребностей.

  Вся история процесса эволюции маркетинга позволяет говорить о том, что он является процессом последовательного включения его в различные сферы человеческой деятельности. Потому актуальность темы работы не вызывает сомнений. Этот процесс проявляется в ходе развертывания, расширения, углубления маркетинга, в общих закономерностях, тенденциях и специфических особенностях его развития.

  Цель работы – выявить особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности. Объект исследования – маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Предмет исследования – основные виды и типы маркетинга, особенности маркетинга в различных отраслях и сферах деятельности.

  Современный облик маркетинга сформировался в 70-е гг. XX в. Он исходит из суверенитета интересов потребителя. Вступая в третью фазу своей эволюции, маркетинг становится философией организации и управления предприятием, комплексной системной деятельностью, обеспечивающей рыночную ориентацию производства и всю его коммерческую деятельность.

  Что можно ожидать для маркетинга и какие проблемы в области маркетинга ожидают нас в XXI в.? Сегодня происходит смена ценностей и ориентации у потребителя, застой в мировой экономике, ухудшение состояния окружающей среды, рост конкуренции в глобальных масштабах, а также ряд других экономических, политических и социальных проблем.

  Некоторые наметившиеся тенденции общественного развития требуют изменений в строении маркетинга, а именно: ускорение глобализации экономических процессов, изменение мировой экономики, повышение уровня социальной ответственности, развитие и распространение информационных технологий, увеличение доли некоммерческого маркетинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность маркетинга  и его особенности в различных  сферах деятельности

1.1 Понятие маркетинга, его роль в деятельности предприятия

  Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать на рынке.

  Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.

  Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки никто не использовал ее методы. В основном это происходило на подсознательном уровнем: с момента появления товара и рынка каждый торговец был заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его продвижения (реклама, исследование покупателей и т. д.). Естественно, это все было на примитивном уровне. И лишь в последние десятилетия в науке управления появилось новое, с четко обозначенными границами, функциями, целями, методам и течение под названием «маркетинг».Данный термин появился впервые в начале ХХ в. в США, а спустя всего лишь 15 – 20 лет он проник и начал активно использоваться и развиваться во многих странах мира. Свое развитие маркетинг начинает в 1960 – 1970 гг., влияние на это оказывают как внешние, так и внутренние факторы:

а) возросший уровень жизни;

б) увеличение части располагаемого дохода;

в) повышение качества предоставляемых  услуг социальной сферы;

г) развитие систем сообщения (люди активно начинают путешествовать, привозя с собой не только новые товары, но и новые потребности);

д) желание с пользой для себя проводить свое свободное время.

  В связи с этим предприниматели начинают исследовать данные факторы с целью совершенствования своих товаров, увеличение продаж и максимизации прибыли. В эти маркетинговые программы фирмы закладывают мероприятия по улучшению качества товара, его ассортиментных групп, исследование покупателей, потенциальных конкурентов, задачи ценовой политики, способы и приемы увеличения спроса и многое другое.

  Маркетинг является своеобразной философией производства, которая постоянно подчинена рынку, политическим, экономическим и социальным воздействиям. При правильном «понимании окружающей среды», умении быстро реагировать на рыночные изменения, умение принимать гибкость в решении стратегических и тактических задач маркетинг может стать фундаментом для долгосрочной и прибыльной деятельности любой фирмы.

  В самой сущности маркетинга заложены определенные понятия: потребность (нужда), запрос (спрос), товар и обмен. Исходной составляющей природы человека является нужда: нужда в пище, одежде, тепле, безопасности и прочее, т. е. нужда– это ощущение человеком нехватки чего-либо. А вот нужда, принявшая специфическую форму под воздействием уровня культуры и личности индивида, называется потребностью. Потребности безграничны, и поэтому человек выбирает только те, которые позволяют ему его финансовые возможности. Мир товаров и услуг призван удовлетворять человеческие потребности.

  Потребность, подкрепленная покупательской способностью, называется спросом. Спрос – величина изменяемая. На него влияют такие факторы, как уровень цен, уровень доходов, мода и многие другие.

  Товар – это то, что может удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью продажи.

Обмен – это акт получения чего-либо взамен на что-либо.

Коммерческий обмен двух сторон ценностями есть сделка.

Для совершения сделки необходимо наличие некоторых условий:

а) наличие объектов сделки;

б) наличие субъектов сделки;

в) определение условий совершения сделки;

г) определение времени и места  совершения сделки.

  Любая сделка происходит на рынке. В современном обществе рынок – не обязательно физическая величина (место).

  Отсюда роль маркетинга для экономики – это повышение торгово-рыночной эффективности.  

Роль маркетинга в деятельности предприятия

  Эффективность работы предприятия определяется способом производства и его результативностью. Существуют разные направления повышения результативности производства:

а) внедрение новых технологий позволит предприятию снизить издержки, что увеличит размер прибыли;

б) модернизация оборудования и ресурсосбережение;

в) привлечение инвестиций и их рациональное использование;

повышение качества продукции;

г) эффективность проводимых исследований, разработок и политики фирмы (маркетинг).

  Итак, какую же роль играет маркетинг в деятельности предприятия? Во-первых, с помощью маркетинговых исследований анализируются разные стороны рынка, с которыми предприятие взаимодействует; во-вторых, разрабатывает и воплощает тактику поведения фирмы на рынке.

  В современном мире компания может добиться успеха лишь в случае, когда она «слышит своего покупателя». А удовлетворив максимальное количество потребностей – сможет тем самым повысить свою эффективность. Исследованием поведения потребителя как раз и занимается маркетинг. На практике маркетологами было выявлено шесть правил поведения с клиентом:

1) знать покупателя лучше, чем  он сам себя;

2) уделять большое внимание дизайну  магазина;

3) постоянно думать о покупателях;

4) совершенствовать обслуживания  за счет стимулирования оплаты  труда;

5) постоянно обучать персонала  компании;

6) забота о сотрудниках.

  Применение данных правил в работе с клиентами позволяет компаниям увеличивать свои продажи, а следовательно, и прибыль.

  Нововведением мирового маркетинга является франчайзинг. Суть заключается в том, что фирмам предлагается выпускать продукцию под товарной маркой какой-то крупной компании с предоставлением оборудования, технологий взамен на часть получаемой прибыли. По данной схеме работает компания «Довгань». С помощью профессиональных маркетинговых исследований и правильного применения их на практике фирмы могут в разы повысить свою прибыльность, а следовательно, и эффективность.

  В настоящее время, когда население планеты постоянно увеличивается, также увеличивается количество продавцов и покупателей, которым все сложнее становится отыскать друг друга. В этом им на помощь приходит тактика продвижения – неотъемлемая составляющая маркетинговой деятельности.

1.2 Основные функции маркетинга

Общимифункциями маркетинга является управление, организация, планирование, прогнозирование, анализ, оценка, учет, контроль. Конкретными функциями являются: изучение рынка, потребителей и спроса, исследование окружающей среды, реализация товарной политики фирмы, организация сервисного обслуживания, ведение ценовой политики, товародвижения, поддержание и стимулирование спроса и т. д.

  Функции маркетинга – это взаимосвязь видов деятельности.

  Функции маркетинга вытекают из его принципов и бывают следующих вдов:

1)аналитическая – это комплексный анализ микро и макросред, который включает в себя анализ рынков, потребителей, спроса, конкурентов и конкуренции, а также товаров;

2) производственная – это производство новых товаров, отвечающих все возрастающим требованиям потребителей и включает в себя организацию производства нового товара, организацию снабжения и управление качеством;

3)сбытовая – это функция, которая включает в себя все то, что происходит с товаром после его производства, но до момента начала потребления, а именно:организация товародвижения, организация сервиса, организация формирования спроса и стимулирования сбыта, формирование товарной и ценовой политики;

4)управленческая: поиск возможных путей развития деятельности предприятия, особенно в долгосрочном периоде, т. е. организация стратегии и планирования, информационное управление, организация коммуникаций;

5)контрольная.

1.3 Особенности  реализации организацией маркетинга  в различных отраслях

  В данном разделе приведены особенности маркетинга в отраслях промышленности и их отличия от маркетинга потребительских товаров. Дана классификация товаров производственно-технического назначения в зависимости от различного сочетания промышленных товаров и услуг. Особое внимание уделено потребителю при использовании им товаров производственно-технического назначения.

  Маркетинговая среда промышленного предприятия раскрывает

основные факторы микро- и макросреды маркетинга промышленного предприятия, которые оказывают влияние на выработку и реализацию маркетинговых решений. К факторам макросреды отнесены экологические и научно-технические факторы, наличие которых вызывает необходимость дополнительных капитальных вложений в строительство очистных сооружений и перехода на более экономичные виды топлива. Учет научно-технических факторов способствует также наиболее эффективному использованию достижений науки и техники, что обусловливает более полное удовлетворение производственных и личных потребностей каждого члена общества. Раскрыта внутренняя и внешняя маркетинговая среда на промышленном предприятии.

Информация о работе Маркетинг в различных сферах деятельности