Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:44, реферат
В условиях рыночной экономики важнейшее значение для повышения эффективности производства предприятия имеет способность управлять процессом финансирования. Иначе говоря, руководство предприятий должно стремиться к наиболее оптимальному использованию свободных финансовых ресурсов, которое позволило бы предприятию получить максимальную прибыль. Одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Введение 2
1. Рынок ценных бумаг как объект маркетинга 3
1.1. Требования к маркетинговым стратегиям 6
2.Особенности ситуационного анализа и сегментации на рынке ценных бумаг 8
2.1.Особенности отдельных видов маркетинговых стратегий на рынке ценных бумаг 12
Заключение 19
Список использованной литературы 20
предоставление права приобретения продукции или услуг владельцам ценной бумаги по льготным ценам;
прием ценной бумаги в залог (если, например, ее эмитент — банк) и соответственно выдача кредита под льготный процент. Любые ценные бумаги, в отношении которых эмитенты или связанные с ними третьи лица гарантируют их обратное приобретение по требованию инвестора
5. Любые ценные бумаги эмитентов, производящих дефицитную продукцию, обладающих реальным имуществом или реальными правами пользования, имеющих спрос на рынке, а также находящихся в хорошем финансовом состоянии (в частности, не зависящих от бюджета при сокращении бюджетного финансирования)
6. В наших условиях ценные бумаги (облигации н акции) выстраиваются вдоль шкалы изменения инвестиционных качеств (рисков, ликвидности, доходности). Перечислим, однако, некоторые виды ценных бумаг, способных обеспечить дополнительные гарантии сохранности капитала:
Размер компенсации должен соответствовать указанным требованиям.
Размер ценовой скидки должен полностью или частично компенсировать инфляционные потери инвестора.
Такая гарантия направлена на обеспечение сохранности капитала н покрытие, хотя бы частичное, потерь от обесценивания вложений в ценные бумаги. Ценные бумаги таких эмитентов имеют большие шансы пережить длительное падение курсов ценных бумаг.
Все ценные бумаги, которые могут выпускаться на предъявителя: облигации: государственные долговые обязательства (при выпуске их на предъявителя);
векселя;
чеки;
депозитные и сберегательные сертификаты банков.
«Платежность» ценной бумаги увеличивается, если есть возможность выпуска ее сроком платежа до востребования.
Векселя, в которых содержатся указания на векселедержателя, могут обращаться по индоссаменту. Могут обращаться не только чеки на предъявителя, но и именные — по индоссаменту Хотя запрещено использовать эти ценные бумаги в качестве расчетного или платежного средства, сама возможность выпуска депозитных и сберегательных сертификатов на предъявителя и до востребования делает неизбежным их применение как платежного средства.
Любые ценные бумаги, по который:
дивиденды, проценты выплачиваются в натуральной форме (продукцией, услугами и т.п.);
собственникам дается право приобретения продукции или услуг эмитента на льготных основаниях (льготная цена. первоочередное право приобретения, льготы по количеству и т.п.);
передаются
имущественные и
Акции и производные от акций бумаги (опционы акций, фьючерсные контракты с акциями, варранты), обеспечивающие; создание дочерних компаний; создание холдинговых структур и системы перекрестного участия;
консолидацию средств для создания совместной с партнером структуры;
поглощение или объединение, разделение;
создание акционерных обществ, инвестиционных фондов и компаний в качестве субъектов приватизации — приобретателей имущества.
Ценовая стратегия. Прежде всего укажем на особенности установления цен на рынке ценных бумаг:
- спрос на ценные бумаги не является эластичным по сравнению с изменением цен на них. Дело в том, что по укоренившимся представлениям падение курса (цены) ценной бумаги свидетельствует о неблагоприятном положении эмитента, о возможном невыполнении обязательств по ценной бумаге. Соответственно, когда падает курс ценных бумаг, обычно начинается их массовый сброс, продажа. И, наоборот, когда курс растет, они начинают активно покупаться;
-
курсы (оценка) ценных бумаг постоянно
фиксируются на рынке и,
-
неустойчивость курсов ценных
бумаг (т.е. цен на них)
- существуют товары — прямые заменители ценных бумаг, являющиеся объектом инвестиций и позволяющие инвесторам достичь тех же целей (сохранность и приращение капитала). Это — страховые полисы и прямые вклады в банки и ссудо-сберегательные учреждения. Такая тесная взаимозаменяемость создает сильнейшую конкуренцию между отраслью ценных бумаг, банковской и страховой индустрией, что прямо отражается на ценовых решениях, принимаемых на фондовом рынке:
- ценные бумаги как товар имеют двойную цену: номинальную и фактическую (курсовая стоимость). В связи с этим ценовая стратегия имеет своими объектами две (номинальную и фактическую) цены и отношение между ними. Например, именно учету психологических свойств потребителя ‘был обязан своим появлением целый класс ценных бумаг — зерокупоны (США). Они выпускаются с дисконтом, т.е. по курсовой стоимости ниже номинала, а процент по ним выплачивается в виде разницы между курсовой и номинальной стоимостью (которая погашается в момент истечения срока ценной бумаги). Здесь было учтено желание потребителя купить товар значительно ниже объявленной цены, со скидкой;
важным элементом ценообразования на ценные бумаги является пакетирование цен на них с ценами на услуги инвестиционных институтов по их выпуску и обращению.
Несмотря на сложность ценообразования, сохраняются возможности для проведения ценовых стратегий на фондовом рынке.
В стабильно работающих экономиках может пользоваться успехом манипулирование номиналом ценной бумаги (например, выпуск мелкономиналь-ных облигаций для мелких держателей, как это произошло в США в 80-е годы; выпуск ценных бумаг мелкого номинала с неустойчивым курсом для инвесторов, ориентирующихся на спекулятивные операции; выпуск крупно-номинальных, мелкосерийных ценных бумаг, пользующихся особым престижем, для квалифицированных инвесторов высшего класса). В таких инфляционных экономиках, как российская, особое значение приобретают правильное определение величины номинала, соотвествующей возможностям инвестиционного спроса, и периодическая деноминация ценных бумаг.
Приведем примеры ценовых стратегий.
Установление цен по принципу «снять сливки». В 1991 г. в период ажиотажного спроса именно так формировались цены на акции бирж и инвестиционных компаний (в 2—4 раза выше номинала).
Цены проникновения. В наибольшей степени этому подходу соответствовала оценка облигаций 30-летнего государственного займа для юридических лиц. Данные облигации продавались с лета 1992 г. со скидкой 40—50% против номинала при полной гарантии возвратности сумм, вложенных в них, со стороны Центрального банка.
Установление цены на основе калькуляции затрат. Затратные цены рассчитываются эмитентами и инвестиционными институтами как нижний предел цен на фондовые инструменты.
Цены персональных взаимоотношений с клиентом. Возможность приема ценной бумаги в залог, установленная банком-эмитентом, снижение тарифов банковских услуг для владельцев акций, возможность получения наличных при сниженной плате за услуги для инвесторов, вложивших деньги в депозитные сертификаты, налоговые льготы по государственным бумагам — эти и другие примеры льгот направлены на создание специального климата в отношениях с клиентом.
Цены изменения поведения. В качестве примера можно взять цены первого выпуска государственных краткосрочных облигаций. По сумме гарантий последние являются ликвидной, низкорискованной ценовой бумагой, что обычно служит основанием уменьшения доходности. Однако доходность по ним была установлена на уровне, примерно равном другим инвестициям (около 100% годовых), что должно было содействовать формированию устойчивого интереса к этим ценным бумагам.
Дистрибьюторная
стратегия. К сожалению, в нашей
практике еще не стал общепринятым
взгляд на ценные бумаги и связанные
с ними услуги как на специфический
товар, требующий физического
Физическое дистрибьютирование обычно происходит через систему агентов по продажам (в американской практике — так называемых зарегистрированных представителей), далее через «фронт-офисы» инвестиционных фирм (структурные подразделения по контактам с клиентами и приему заказов) и, наконец, через операционные подразделения инвестиционных фирм. Сохраняется разделение между последними в качестве «оптовых» (работающих с бизнесом) и «розничных» (обслуживающих население). Во все большей мере инструментом физического дистрибьютирования становится автоматизированное рабочее место (АРМ) клиента, соединенное в вычислительной сети с АРМом инвестиционной формы.
Персональный инвестиционный посредник. Данная концепция, равно как и «персональное банковское дело», стала общепринятой для построения системы продаж финансовых товаров и услуг. Это означает, что организационная структура инвестиционной фирмы построена по принципу «один клиент — один служащий», при этом последний отвечает за предложение всего цикла услуг и портфеля ценных бумаг, которыми располагает фирма. Данный подход не исключает также, что фирма одновременно для ряда категорий клиентов будет иметь систему продаж, построенную по продуктовому, отраслевому, региональному и иным признакам;
Система перекрестных продаж финансовых продуктов, совместное предложение различных видов ценных бумаг и связанных с ними услуг, банковских и страховых продуктов наряду с ценными бумагами, перекрестное предложение одних и тех же финансовых продуктов в различных отделах инвестиционной фирмы — все это позволяет осуществлять успешное дистрибьютирование в отрасли ценных бумаг.
Финансовые институты особое значение в обеспечении продаж придают рекламе. Проведем аналогию между инвестиционными институтами (по ним нет данных) и наиболее близкими к ним по составу услуг коммерческими банками. В крупных банках США (активы от 1 до 5 млрд. долл.) в середине 80-х годов в общей структуре маркетингового бюджета расходы на рекламу составляли 70%, «паблик рилейшнз» — 13%, обеспечение продаж (различного рода публичные мероприятия, семинары, льготы крупным клиентам и т.д.) — 10%, учебные программы — 1%, маркетинговые исследования — 3%, остальные — 3%.
Реклама ценных бумаг принимает самые изощренные формы, при этом предъявляются особые требования к достоверности информации. Достоверное, объективное и честное раскрытие информации является одним из фундаментальных принципов рынка ценных бумаг и особо защищается законом, обеспечивая равный доступ инвесторов и других участников фондового рынка к данным о возможных рисках в инвестициях.
Можно
сказать, что рынок ценных бумаг
- это совокупность экономических отношений
по поводу выпуска и обращения ценных
бумаг между его участниками. Кроме того,
он обладает своеобразными функциями.
Участниками рынка могут быть: государство,
эмитенты, инвесторы, фондовые посредники,
регистраторы, депозитарии, расчетно-клиринговые
организации и инвестиционные фонды. Существует
двойное регулирование рынка: государственное
и со стороны профессиональных участников.
Важную роль на рынке ценных бумаг играют
банки, выступающие активным участником
этого рынка, как в роли эмитента, так и
в роли инвестора.