Международное положение СССР в послевоенном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 10:34, реферат

Краткое описание

Победа в кровопролитной войне открыла новую страницу в истории страны. Она породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек.
Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

Содержание

Введение……………………………………...3
Состояние экономики СССР после войны…3
Восстановительный период…………………6
3.1Восстановительный период в целом.
3.2Введение прав.
3.3Государство и экономика.
3.4Развитие промышленности.
3.5Сельское хозяйство.
Внешняя политика…………………………...13
4.1Восстановление «Железного занавеса»
4.2Начало «Холодной войны»
4.3Кульминация «Холодной войны»
Вывод………………………

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 47.59 Кб (Скачать файл)

 

Условием для этого было усиление финансовой системы государства  в тесной связи с планированием. Для сохранения этой системы СССР пошел на важный шаг: отказался вступить в МВФ и Международный банк реконструкции и развития, а 1 марта 1950 г. вообще вышел из долларовой зоны, переведя определение курса рубля  на золотую основу. В СССР были созданы  крупные золотые запасы, рубль  был неконвертируемым, что позволяло  поддерживать очень низкие цены и  не допускать инфляции.

Восстановление промышленности и  городов, как и индустриализация 30-х годов, проводилось за счет деревни, из которой до середины 50-х годов  изымали ресурсы. Закупочные цены на сельхозпродукцию оставались на уровне довоенных, а на товары для села выросли  многократно. Колхозы сдавали половину продукции по госпоставкам. Война  на треть убавила число трудоспособных крестьян, особенно с образованием. Для укрепления руководства в 1949-1950 гг. было проведено укрупнение колхозов.

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время  оккупации и боевых действий в  европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая  география страны. Сразу после  войны началась соответствующая  реорганизация системы управления — в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный  принцип. Смысл был в приближении  органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение  министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей  стали теперь управлять

Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

В конце первого этапа произошел  обратный процесс — укрупнения министерств (из 24 осталось 11). Становилась все  более сложной проблема разделения народнохозяйственного комплекса  на управляемые "отрасли", поскольку  и продукция, и технология промышленности усложнялись и становились все более "межотраслевыми". Реорганизация 1953 г. не дала эффекта, и к началу 1954 г. министерства были разукрупнены (в 1954 г. их стало 25).

Некоторые изменения были связаны  с новой международной обстановкой. Возникла мировая социалистическая система из 13 стран. В 1949 г. была создана  межправительственная экономическая  организация социалистических стран  — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Госаппарат СССР стал выполнять  совершенно новую функцию — координировать работу международной системы как  в гражданской, так и в военной  области (в 1949 г. была создана НАТО, в 1955 г. — Организация Варшавского  договора).

Опыт государственного строительства  в 1945-1953 гг. показал сложность проблемы выхода из мобилизационной программы, из общества тоталитарного типа. В  структуре органов власти и управления делались простые изменения —  упразднялись созданные для войны  звенья, убиралась классовая и  революционная символика. Так, сразу  после окончания войны был  упразднен Госкомитет обороны и  Ставка Верховного Главнокомандования. Из армии были демобилизованы 8,5 млн. человек, и ее численность составила 2,8 млн. человек. В 1946 г. Красная Армия была переименована в Советскую Армию.

Введение прав.

 

Гражданское право.

Главной была задача укрепления и  защиты социалистической собственности, создания условий для хорошей  работы народного хозяйства. Новым  был упор на договорные отношения. Были введены письменные договоры поставки (товаров, услуг) двух видов: генеральные (между центральными органами) и локальные. В 1933 г. была усилена ответственность за неисполнение договора. Направляющая роль народнохозяйственного плана была закреплена в Конституции 1936 г. Усиливалась роль договора в качественных показателях.

При быстром росте и усложнении хозяйства система генеральных  договоров стала связывать инициативу низовых хозорганов, и перешли  к системе прямых договоров. Они заключались вначале на основе протокольных соглашений ведомств, а с 1937 г. протокольные соглашения заменялись основными условиями поставки, которые утверждались СНК и периодически подвергались пересмотру. Развивалась и практика поставки некоторых видов продукции без заключения договоров — по нарядам, выданным на основании плана, т.е. усиливались административные формы в ущерб гражданско-правовым. Критической стала проблема качества продукции. В 1939 г. вышла инструкция Госарбитража о "претензиях при поставке товаров ненадлежащего качества", установившая высокие штрафы. Размах капитального строительства поднял роль договора подряда.

C февраля 1936 г. формировались  постоянно действующие строительные  организации: тресты и стройконторы, подряды с частными лицами  были запрещены.

 

Колхозное и земельное право.

Эти разделы права решали задачи введения коллективизации в разумные рамки, укрепления колхозов и их правового статуса. Первый этап коллективизации, на основе Примерного устава сельскохозяйственной артели (разработан Колхозцентром, одобрен Наркоматом земледелия СССР и утвержден СНК и ЦИК СССР 1 марта 1930 г.), привел к тяжелейшим последствиям. Исправление их шло в рабочем порядке, и уже исходя из накопленного опыта в 1935 г. II Всесоюзный съезд колхозников-ударников обсудил и принял новый "Примерный устав". На его основе колхозы должны были выработать, обсудить и утвердить на общем собрании в присутствии не менее 2/3 членов артели свой устав.

Примерный устав 1935 г. в разделе о земле отмечал, что земля — общенародная государственная собственность, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Размеры приусадебного участка устанавливались наркомземами союзных республик. Они колебались от 1/4 до 1/2 га, кое-где доходя до 1 га.

Раздел О средствах производства определял, что подлежит обобществлению при вступлении в колхоз, а что  остается в личном пользовании колхозного двора (включая скот).

Раздел О членстве устанавливал, что в члены артели не принимались  кулаки и лица, лишенные избирательных  прав — за исключением бывших кулаков, которые в течение трех лет  честной работой доказали свою лояльность. Исключение из артели могло быть произведено  только по решению общего собрания, на котором присутствовало не меньше 2/3 числа членов артели.

Устав определял порядок распределения  доходов колхоза, основанный на сочетании  интересов государства, колхоза  и колхозников. Из произведенных  артелью продуктов она была обязана  выполнить обязательства перед  государством по поставкам и возврату семенных ссуд, расплатиться с МТС, засыпать семена для посева и страхования  от неурожая и бескормицы, создать неприкосновенный семенной и кормовой фонды, а по решению общего собрания — фонды помощи инвалидам, старикам, временно нетрудоспособным, нуждающимся семьям красноармейцев, на содержание детских яслей и сирот. Остальную часть продуктов артель распределяла между своими членами по трудодням. Раздел Организация, оплата и дисциплина труда устанавливал, что все работы в колхозе производятся личным трудом его членов. По найму могли привлекаться только лица, обладавшие специальными знаниями (агрономы, инженеры и т.д.). Оплата была сдельной — правление разрабатывало, а общее собрание утверждало нормы выработки по всем работам и расценки в трудоднях. Перечислялись взыскания, которые могли быть наложены на колхозников за нарушение устава и трудовой дисциплины.

Начиная с урожая 1940 г. обязательные поставки зерна исчислялись не с  плана посевов, а с каждого  гектара пашни, закрепленной за колхозами. А поставки молока — не по поголовью  коров, а с земельной площади, закрепленной за колхозами.

С 1941 г. велись попытки преодолеть уравниловку в оплате труда колхозников  введением дополнительных вознаграждений за перевыполнение плана по урожайности  или продуктивности.

 

 

Уголовное право.

Судебные органы перестраивались  на работу в мирных условиях, с обычным  процессуальным порядком. В 1948-1949 гг. впервые  прошли прямые выборы народных судей  и заседателей. Но в уголовном праве в эти годы видны тенденции на ужесточение наказаний, связанные с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями адаптации к мирному труду. В 1947 г. в третий раз за советский период была отменена смертная казнь (заменена заключением в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет), однако, уже в 1950 г. она была восстановлена по отношению к изменникам родины, шпионам и диверсантам. Вышли законы об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона (1948 г.), об усилении уголовной ответственности за изнасилование (1948 г.) и за умышленное убийство (1954 г.).

Государство и экономика.

В этот период закладывались главные  трудности в саму

Стратегию органов государства, определяющих социальный и экономический строй, а значит, во многом и политику —  Совмин, Госплан и Госбанк. Была неясной  политэкономическая основа их деятельности. Впервые после 1921 г. вновь встал  вопрос: что такое советская система  хозяйства (она называлась социализм, но это — чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания  войны жизнь ставила столь  четкие и срочные задачи, что большой  потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике  СССР.

Чувствуя, что вопрос сложен и готового ответа в марксизме нет, Сталин, сколько  мог, оттягивал издание учебника по политэкономии социализма. В 1952 г. он опубликовал важную работу "Экономические  проблемы социализма в СССР", где  осторожно, не вступая в полемику с марксизмом, дал понимание советской  экономики как нерыночного хозяйства  отличной от Запада ("капитализма") цивилизации.

После смерти Сталина, в 1954 г. учебник  был, наконец, издан. Хозяйство СССР стало трактоваться в категориях марксизма, теория все больше расходилась  с практикой, и для идеократического государства-это было началом тяжелой  болезни. Из "политэкономии социализма" через 30 лет выросли идеологи "рыночной реформы".

Развитие промышленности.

 

Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых  условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайны. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.

После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 руб., килограмма мяса - 28-32 руб., сливочного масла - свыше 60 руб., десятка яиц - около 11 руб. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно было отдать три средних месячных зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций принудительных госзаймов. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небом или в не отапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании. Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления миграционных процессов. Вызванных демобилизацией армии (ее численность сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением беженцев и эвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитии промышленности стала ее конверсия, завершившаяся в основном к 1947 г. Немалые средства уходили и на поддержку союзных восточноевропейских стран. Огромные потери в войне обернулись нехваткой рабочей силы, что, в свою очередь, вело к росту текучести кадров, искавших более выгодные условия труда.

Компенсировать эти издержки, как и прежде, предстояло увеличением перекачки средств из деревни в город и развитием трудовой активности рабочих. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение "скоростников", инициатором которого был ленинградский токарь Г.С. Борткевич, выполнивший на токарном станке в феврале 1948 г. за одну смену 13-дневную норму выработки. Движение стало массовым. На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета. Но для закрепления этих новаций не были приняты меры материального стимулирования, наоборот, при повышении производительности труда понижались расценки. Административно-командной системе было выгодно достижение высоких производственных результатов без дополнительных вложений.

Впервые за долгие годы после  войны наметилась тенденция к более широкому использованию научно-технических разработок на производстве, однако она проявилась в основном лишь на предприятиях военно-промышленного комплекса

(ВПК), где в условиях  начавшейся "холодной войны"  шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, новых ракетных систем, новых образцов танковой и авиационной техники.

Наряду с приоритетным развитием ВПК преимущество отдавалось также машиностроению, металлургии, топливной, энергетической промышленности, на развитие которых уходило 88% капиталовложений в промышленность. Легкая же и пищевая промышленности, как и прежде, финансировались по остаточному принципу

(12%) и, естественно, не  удовлетворяли даже минимальных потребностей населения.

Всего за годы 4-й пятилетки (1946-1950 гг.) было восстановлено и вновь построено 6200 крупных предприятий. В 1950г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% (а в новых союзных республиках - Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии - в 2-3 раза). Правда сюда были включены также репарации и продукция совместных советско-восточногерманских предприятий.

Главным творцом этих несомненных  успехов стал советский народ. Его невероятными усилиями и жертвами, а также высокими мобилизационными возможностями директивной модели экономики были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Вместе с тем свою роль сыграла также традиционная политика перераспределения средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности. Значительную помощь оказали и полученные с Германии репарации

(4,3 млрд. долларов), обеспечившие  до половины объема установленного в эти годы промышленного оборудования. Кроме того, бесплатным, но весьма эффективным был труд почти 9 млн. советских заключенных и около 2 млн. немецких и японских военнопленных, также внесших свой вклад в послевоенное восстановление.

Информация о работе Международное положение СССР в послевоенном мире