Методы выявления первичных источников информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших маркетинговых функций следует назвать маркетинговые исследования, которые, по определению Ф. Котлера, представляют собой вид деятельности, связывающий посредством информации потребителя, покупателя, широкую общественность с маркетологом.
В ходе выполнения своих обязанностей управляющий по маркетингу нуждается в огромном количестве информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..….2
Глава 1. Определение методов сбора данных.
1.1 Общая характеристика сбора данных………………………………………………….…………3
1.2 Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований………….………..….3
1.2.1 Этапы проведения наблюдения…………………………………………………………………9
1.2.2 Фиксация результатов наблюдения…………………………………………………………….11
1.2.3 Контроль и отчет о наблюдении…………………………………………………………….….11
1.3 Методы опроса…………………………………………………………………………………..…12
1.3.1 Панельный метод обследования……………………………………………………..…………16
1.3.2 Метод фокус – групп……………………………………………………………….…………...20
1.3.3 Методы получения данных от респондентов………………………………………..….…….23
1.3.4 Другие качественные методы…………………………………………………………………...25
1.4 Эксперимент в системе маркетинга………………………………………………………..……..29
Глава 2. Определение статуса конторских служащих……………………………………………….32
2.1 Метод исследования……………………………………………………………………………….32
2.2 Виды работ……………………………………………………………………………………..…..33
2.3 Отношение к труду……………………………………………………………………...…………35
2.4 Проблема статуса……………………………………………………………………….………….37
Глава 3. Рекомендации…………………………………………………………………………………39
Заключение………………………………………………………………………………………….…..40
Список литературы…………………………………………………………………………..…………41

Вложенные файлы: 1 файл

Методы выявления первичных источников информации.docx

— 103.89 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………………………..….2

Глава 1. Определение методов сбора данных. 

1.1  Общая характеристика сбора данных………………………………………………….…………3

1.2  Наблюдение и его роль при проведении маркетинговых исследований………….………..….3

1.2.1  Этапы проведения наблюдения…………………………………………………………………9

1.2.2  Фиксация результатов наблюдения…………………………………………………………….11

1.2.3  Контроль и отчет о наблюдении…………………………………………………………….….11

1.3 Методы опроса…………………………………………………………………………………..…12

1.3.1  Панельный метод обследования……………………………………………………..…………16

1.3.2  Метод фокус – групп……………………………………………………………….…………...20

1.3.3  Методы получения данных от респондентов………………………………………..….…….23

1.3.4 Другие качественные методы…………………………………………………………………...25

1.4 Эксперимент в системе маркетинга………………………………………………………..……..29

Глава 2. Определение статуса конторских служащих……………………………………………….32

2.1 Метод исследования……………………………………………………………………………….32

2.2 Виды работ……………………………………………………………………………………..…..33

2.3 Отношение к труду……………………………………………………………………...…………35

2.4 Проблема статуса……………………………………………………………………….………….37

Глава 3. Рекомендации…………………………………………………………………………………39

Заключение………………………………………………………………………………………….…..40

Список литературы…………………………………………………………………………..…………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Одной из важнейших маркетинговых функций следует назвать маркетинговые исследования, которые, по определению Ф. Котлера, представляют собой вид деятельности, связывающий посредством информации потребителя, покупателя, широкую общественность с маркетологом.

В ходе выполнения своих обязанностей управляющий по маркетингу нуждается в огромном количестве информации.

В состав хорошо спланированной системы маркетинговой информации входят четыре вспомогательные системы. Первая - система внутренней отчетности, отражающая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности. Многие фирмы создали совершенные системы внутренней отчетности на основе ЭВМ, которые обеспечивают получение большого объема всесторонней информации в более короткие сроки. Вторая - система сбора внешней текущей маркетинговой информации, поставляющая руководителям маркетинга повседневную информацию о событиях, происходящих в коммерческой среде. Третья - система маркетинговых исследований, призванная обеспечить сбор информации, актуальной сточки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркетинговой проблемы. Отделами маркетинговых исследований обладают три четверти всех крупных компаний. Четвертая - система анализа маркетинговой информации. Использующая современные методики статической обработки данных и модели, облегчающие деятелям рынка процесс принятия оптимальных маркетинговых решений.

Маркетинговое исследование - процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор данных требует выбора методов исследования, подготовки орудий исследования, составления плана выборки и выбора способа связи с аудиторией. Третий этап - сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап - анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап - представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.

Я считаю, что маркетинговые исследования не должны носить эпизодический характер. Выполненные единожды при разработке нового товара, они - уже в ином формате - должны стать для него постоянными. Если фирма хочет процветать на рынке, она должна сделать так, чтобы процедуры маркетинговых исследований стали представлять собой постоянно возобновляемую цепь последовательных действий по сбору, обработке, хранению информации о состоянии рынка, динамике его параметров и использованию этой информации в планировании маркетинговой деятельности.

Один из современных зарубежных ученых, Гилбрет А. Черчилль, с моей точки зрения, совершенно справедливо утверждает, что сбор информации о рынке и других параметрах внешней среды должен носить постоянный характер.

Глава 1. Определение методов сбора данных.

1.1 Общая характеристика  методов сбора данных.

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.

Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры. Например, мнение нескольких респондентов о рекламе спиртных напитков может быть словесно выражено по-разному. Только в результате дополнительного анализа все мнения разбиваются на три категории: отрицательные, положительные и нейтральные, после чего можно определить, какое число мнений относится к каждой из трех категорий. Такая промежуточная процедура является лишней, если при опросе использовать сразу закрытую форму вопросов.

Однако почему часто используется качественный, «мягкий» подход? Специалисты по исследованию рынка обнаружили, что использование крупномасштабных исследований не всегда дает соответствующие результаты. Например, «Procter and Gamble» заинтересована в улучшении стирального порошка «Тайд». Для этого более эффективно пригласить группу домохозяек и с помощью метода мозговой атаки при участии маркетологов фирмы обсудить пути улучшения данного стирального порошка (качество, дизайн, упаковка)

Ниже будут рассмотрены следующие методы качественных исследований: наблюдение, фокус-группы, глубинные интервью, анализ протоколов.

1.2 Наблюдение и его  роль при проведении маркетинговых  исследований.

Основу качественных исследований составляют методы наблюдений, предполагающие скорее наблюдение, чем коммуникации с респондентами. Большинство этих методов основано на подходах, разработанных психологами.

Наблюдения в маркетинговых исследованиях представляет собой метод сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.

Наблюдение в маркетинговом исследовании может быть направлено на достижение различных целей. Оно может быть использовано как источник информации для построения гипотез, служить для проверки данных, полученных другими методами, с его помощью можно извлечь дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Разнообразие способов проведения наблюдений определяется четырьмя подходами к их осуществлению: прямое или непрямое наблюдение, открытое или скрытое, структурализованное или неструктурализованное, осуществляемое с помощью человека или механических средств.

 

Прямое наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением, скажем, покупателей в магазине (например, в какой последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке). При применении непрямого наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение. Здесь часто используются архивные данные, например, данные о динамике запасов определенных товаров по годам могут быть полезными при изучении сдвигов в рыночной ситуации. Кроме того, могут изучаться физические доказательства некоторых событий. Например, по результатам изучения содержимого мусорных баков можно сделать вывод о том, в какой мере упаковка (банки, бутылки, пакеты и т. п.) каких фирм в наибольшей степени захламляет окружающую среду.

Открытое наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают, например, при проведении специальных экспериментов. Однако присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых, поэтому надо стремиться свести его к минимуму.

Этим требованиям удовлетворяет скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают. Например, в магазинах могут скрыто наблюдать за тем, насколько продавец вежливо обходится с покупателями и помогает им совершить покупку.

При проведении структурализованного наблюдения наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать. Все другие виды поведения игнорируются. Часто используется стандартный лист наблюдений, сокращающий до минимума затраты времени наблюдателя.

Структурализованное наблюдение используется для проверки результатов, полученных другими методами уточнения их. Оно может также использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания поведения объекта исследования и проверки определенных гипотез.

Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры структурализованного наблюдения исследователь должен построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения. Система классификации должна быть выражена в тех терминах, в которых предполагается проводить последующий анализ.

Ниже приводится пример структурализованного наблюдения.

Предположим, что по заказу фирмы, производящей апельсиновые соки определенной марки, вы скрытым образом изучаете поведение покупателей апельсиновых соков в каком-то магазине самообслуживания. Вы получили согласие руководства данного магазина и оделись в форму продавца. Результаты наблюдений фиксируете на бумаге. Для того чтобы результаты своих наблюдений легче было представить в удобном для получения выводов виде, прежде всего наблюдения следует фиксировать для отдельных логических категорий, проведя классификацию взаимозависимых товаров на следующие группы: свежие апельсины, бутылированные соки, соки в пакетах, охлажденные свежие апельсины и замороженные апельсины (табл.1). Затем для каждой группы идентифицируются альтернативные подходы по выбору товара определенной марки: товар определенной марки выбирается немедленно; товар определенной марки выбирается после сравнения с товарами других марок; товар данной марки осматривается, но не покупается; покупатель не остановился у стенда с данным товаром. Кроме того, желательно разбить покупателей на следующие категории: один покупатель, двое взрослых покупателей, один взрослый покупатель с детьми. Возможна классификация покупателей и по иным признакам (пол, возраст, использует он или нет для покупок тележку/корзинку и т. п.).

Таким образом, форма наблюдений должна указывать, какой вид поведения наблюдается и как он должен быть зафиксирован. Кроме того, в шапке формы указываются фамилия исследователя, дата и время наблюдения.

Указанный выше подход предполагает осуществление сначала классификации, а затем проведение наблюдений. Хотя возможно провести первоначально наблюдение, а затем разнести результаты наблюдений по отдельным категориям.

Лучше использовать первый подход. Он дает возможность осуществлять наблюдение по заранее намеченной схеме, фиксировать результаты наблюдений для каждой выделенной категории. Эти наблюдения не носят случайного или произвольного характера, а осуществляются в соответствии с определенным планом; обладают высокой степенью законченности. Исследователю легче обобщить результаты, полученные от разных наблюдателей.

Когда осуществляется неструктурализованпое наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Такой тип поведения часто используется при проведении разведочных исследований. Например, компания, выпускающая строительный инструмент, может послать своих сотрудников для изучения направлений и частоты применения данного инструмента при строительстве домов. Результаты наблюдений используются при совершенствовании данного инструмента.

Таблица 1.

Форма для регистрации наблюдений.

Наблюдатель_________________ Место наблюдения_____________

Дата________________________ Время дня _____________


 

Структура группы наблюдаемых.

Численность

Группы: __________________взрослых _______________детей

Пол: Взрослые: __________________мужской ______________женский Дети: __________________мужской _______________женский


Использование: ____________тележки для продуктов

_____________продуктовой  корзины

_____________ничего

Регистрация поведения в магазине.

Поведение

Свежие апельсины

Бутилированный сок

Баночный сок

Замороженный сок

Проход мимо товара

       

Сравнение разных типов товара

       

Выбор определенной марки

       

Внимательное рассмотрение выбранной марки

       

Обсуждение с другими участниками группы

       

Другие особенности выбора покупки

       

Использование:________________ списка покупок

_________________калькулятора

Информация о работе Методы выявления первичных источников информации