Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 16:14, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что принятие решений, в частности методом дискуссии, является неотъемлемой частью процесса управления.
Задачи:
Проанализировать виды дискуссионного метода. Выявить их достоинства и недостатки.
Привести конкретные примеры использования данного метода в организациях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
Метод Мозгового штурма……………………………………………………….4
Процесс принятия решения методом мозгового штурма…………………….6
Этапы проведения мозгового штурма………………………………………6
Достоинства и недостатки метода мозгового штурма………………………..8
1.3 Модификации метода мозгового штурма……………………………………..10
2. Метод Комиссий…………………………………………………………………19
3. Метод Суда………………………………………………………………………..20
4 Метод Номинальных групп……………………………………………………….21
5 Пример использования деловой игры «Мозговой штурм»……………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………27СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………..28
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.3 Модификации метода мозгового штурма……………………………………..10
2. Метод Комиссий…………………………………………
3. Метод Суда……………………………………………………
4 Метод
Номинальных групп…………………………………
5 Пример
использования деловой игры «
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Принятие решений – важная составная часть управленческой деятельности руководителя любого уровня. Все функции менеджера, предложенные еще в начале ХХ в. А. Файолем – предвидение, планирование, организация, координация и контроль, увязываются именно процессом принятия управленческого решения. Деятельность любого руководителя оценивается количеством и качеством принятых решений. На основе принятых решений формулируются цели и задачи организаций, планируется и организуется их выполнение.
Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много.
В работе я проанализирую такой способ принятия управленческого решения как дискуссионный. Его составляющие: мозговой штурм, метод номинальных групп и метод комиссий и метод суда.
Актуальность данной темы заключается в том, что принятие решений, в частности методом дискуссии, является неотъемлемой частью процесса управления.
Задачи:
«Метод мозгового штурма
подразумевает получение
генерирование новых идей
в отношении возможных
анализ и оценка выдвинутых идей
Метод мозгового штурма базируется
на психологических и
В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.
Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.
Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики.
Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.
Второй принцип состоит
в том, что если участники совещания
находятся в состоянии
Итак, рассмотрев главные
принципы и методологию мозгового
штурма, можно сделать вывод о
том, что «основой методологии является
преодоление стереотипов
Творческое мышление, как правило, проходит три стадии:
генерирование идей, их формулировка;
оценка или анализ этих идей;
использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.
В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.
Итак, мозговой штурм состоит из следующих этапов:
подготовительный
генерирование идей
заключительный – анализ и оценка идей
Подготовительный этап
Первый этап состоит в подготовке и организации процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:
Формулировка цели и коррекция задачи;
Подбор участников для последующих этапов работы;
Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.)
Как правило, участники мозгового штурма делятся на 2 группы: «генераторов» - людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их: «аналитиков» - людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа – «генераторов контридей»
В начале нужен небольшой
разогрев минут на 15, чтобы мыслительный
процесс вошел в нужный темп. Можно,
к примеру, решить пробную задачу
(придумать рекламу для
Этап генерирования идей
Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15-20 мин. Однако полная продолжительность штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.
Все идеи записываются или стенографируются. Участники совещания могут выдать более ста идей.
Весьма важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила, присущие этой технологии:
отсутствие всякой критики
поощрение предполагаемых идей
равноправие участников мозгового штурма
свобода ассоциаций и творческого воображения
творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания
обязательная фиксация всех высказанных идей
время для инкубации (группе
нужно дать время – час, день,
неделю или месяц, чтобы обдумать
идеи и затем рассмотреть
Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.
Заключительный этап – подведение итогов мозгового штурма
Первая задача группы «аналитиков» - сделать глубинный анализ проблемы. Затем проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить.
Осуществляется
Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.
Составляется окончательный список практически используемых идей.
1.2. Достоинства и недостатки метода мозгового штурма
Мозговому штурму также как
и многим другим коллективным методам
принятия решений свойственны
Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.
Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.
Лень, рутинное мышление, рационализм,
отсутствие эмоционального «огонька»
в условиях применения этой технологии
снимаются практически
Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.
Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.
Мозговой штурм – это
простой метод, который легко
понять и легко применять на деловом
совещании. Для его проведения не
требуется сложное
Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.
«В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи».3 Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.
При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.
Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.
1.3. Модификации метода мозгового штурма
У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий.
Обратный мозговой штурм
Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:
выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.
«Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика».4 В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.