Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:30, доклад
Корпоративный покупатель – это представитель или несколько представителей предприятия, закупающего необходимые товары, мате- риалы или комплектующие для обеспечения его хозяйственной дея- тельности.
5.2.4. модели поведения корпоративного покупателя
Корпоративный покупатель –
это представитель или
Особенности поведения корпоративного покупателя:
- чаще всего корпоративный
покупатель представляет собой
группу лиц («закупочный центр»
лом закупок, закупщик, технолог, конструктор, управляющий по сбыту,
маркетолог;
- у корпоративного покупателя
в большей степени
ционализм, чем тогда, когда это же лицо покупает товары для себя;
- осуществляя покупку,
корпоративный покупатель
бой основную цель – получение прибыли.
Поведение корпоративного покупателя зависит также от типа покуп-
ки, которые можно классифицировать следующим образом:
• новая покупка;
• повторная покупка без изменения;
• модифицированная повторная покупка;
Поведение покупателя при новой покупке:
• Собирается большой объем информации.
• Всегда рассматриваются альтернативы.
• При проработке вопроса о покупке принимают участие много лиц.
Число и состав должностных лиц определяется важностью и сложностью покупки.
• Требуется время для принятия решения.
Поведение покупателя при стандартной повторной покупке
(без изменения)
В этом случае процесс покупки соответствует формальным процеду-
рам. Чаще всего покупка осуществляется закупщиком на основании заказа со стороны производства или отдела сбыта.
Поведение покупателя при модифицированной повторной покупке
Поведение покупателя: производится дополнительная оценка вари-
антов в ограниченном временном промежутке.
Несмотря на то что в целом поведение корпоративного покупателя является достаточно структурированным и обдуманным, продавец, ведя переговоры с каждым членом «закупочного центра», должен иметь в виду мотивацию конкретного человека, которая зависит во многом от занимае- мой должности.
Основные мотивы руководителя компании-покупателя:
- прибыльность закупки, надежность поставщика и его способность предложить новые позиции, минимальный уровень риска, забота об
имидже своей фирмы.
Особенности поведения: Лично принимает решения. Может при-
нимать нестандартные решения.
Основные мотивы руководителей среднего звена компании-
покупателя:
- думают о карьере, об успехе своего отдела.
Особенности поведения: следуют формальным процедурам в от-
ношении технических характеристик, цен, условий поставок, решения о закупке согласовывают с руководителем компании, соблюдают коммерче-
скую тайну.
Основные мотивы рядовых сотрудников:
- думают о стабильности зарплаты, мало думают о коммерческой тайне, о проблемах начальства, хорошо знают свою область работы.
Особенности поведения: технические специалисты ориентируются на технические характеристики. Закупщиков интересуют скидки, сроки и условия поставок.
Процесс переговоров с
корпоративным покупателем
творение производственной
потребности предприятия-
Пример презентации товара, если корпоративным покупателем яв-
ляется предприятие розничной торговли:
Акцент на качество товара: наша продукция произведена из сырья наилучшего качества.
Акцент на цену товара: предлагаемая цена ниже, чем у конкурентов.
Акцент на рекламную поддержку: наша компания регулярно про-
водит рекламные акции, которые увеличат продажи.
Акцент на стабильность поставок: мы являемся надежным по-
ставщиком, и ваш магазин будет получать товар в нужном объеме, в нуж-
ные сроки.
Акцент на экономическую выгоду: если вы будете продавать наш товар, то прибыль вашего магазина увеличится.
Так же, как и при продаже товара покупателю-индивиду, в процес-
се ведения переговоров с профессиональным закупщиком важно ис-
пользовать приемы убеждения, логику, эмоции, а иногда вызывать чув-
ства страха.
Основным приемом убеждения профессионального покупателя яв-
ляется использование логики и фактов.
Логика – это наиболее часто используемый способ убеждения. Ло-
гика основана на рациональном, когнитивном мышлении и хорошо вос-
принимается руководителем «закупочного центра». Однако только вер-
бальное логическое изложение доводов, не подкрепленных фактами, сни-
жает уровень убеждения, особенно при первой покупке. Недостаточность фактов в некоторой мере может компенсироваться умелым использовани-
ем эмпатийных приемов, вызывающим положительные эмоции (улыбка,
комплименты, иногда рассказ анекдота и пр.).
Достижению взаимного согласия хорошо способствуют компро- миссы. Психология поведения покупателя такова, что если продавец сделал какую-либо уступку, то покупатель, скорее всего, тоже в чем-то уступит. Поведение покупателя зависит от того, как он воспринимает продавца, товар, ситуацию, связанную с покупкой. При этом огромное значение имеет деловой характер покупателя, например, руководителя предприятия.
Основной задачей продавца в процессе переговоров является опре-
деление главных черт характера покупателя (закупщика) и какую страте-
гию поведения лучше всего с ним использовать.
Важно обратить внимание на:
• манеру поведения (стремление к доминированию, стремление к сотрудничеству и т.д.);
• позу, жесты, мимику, выражение глаз;
• речь (как он строит фразы, какие ключевые слова использует и т.п.);
• манеру одеваться (одежда, аксессуары, обозначающие статус);
• обстановку кабинета, порядок на рабочем столе и т.д.
В процессе разговора с потенциальным покупателем необходимо
определить тип личности по тому, как человек воспринимает и обрабаты- вает информацию. Согласно Ч. Фатреллу [38], модели поведения людей, по-разному воспринимающих информацию, можно определить по некото- рым поступкам и окружающей обстановке (табл. 5.8).
Характеристика типов личности по восприятию и обработке информации
Таблица 5.8
Принцип |
Типы личности по восприятию информации | |||
Мыслящий |
Интуитивный |
Чувствующий |
Сенсорный | |
Описание человека |
Прямой чело- век, обращаю- щий внимание на детали. Лю- бит работать по своему графи- ку. Очень то- чен, иногда ок- ружающие счи- тают его зану- дой. Ориенти- рован на факты |
Знающий чело- век с ориентаци- ей на будущее. Новатор, которо- му нравится вы- делять принципы из общего мате- риала. Активен в жизни общины, принимает уча- стие в разработке политики и различных программ |
Уделяет боль- шое внимание человеку, его потребностям. Эмоциональ- ный тип с ори- ентацией на прошлое. Любит обще- ние и хорошо распознает людей |
Деятельный тип. Окружающий мир восприни- мает через свои ощущения. Очень решите- лен и энергичен |
Окончание табл. 5.8
Принцип |
Типы личности по восприятию информации | |||
Мыслящий |
Интуитивный |
Чувствующий |
Сенсорный | |
Сильные стороны |
Умеет общаться, осмотрителен, осторожен, взвешивает аль- тернативы. Ста- билен, объекти- вен, рационален, мыслит аналити- чески, задает много вопросов по фактам |
Оригинал, об- ладает хорошим воображением, широко мыслит, обаятелен, идеалист, ин- теллектуал, на- стойчивый. Придерживает- ся определенной идеологии и концепции, во всем принимает участие |
Спонтанный тип с убедительной и выразительной речью, привер- женец тради- ционных ценно- стей, интроспек- тивен, вызывает других на откро- вение, лоялен, действия осно- ваны на про- шлом опыте |
Прагматик, утверди- тельный тип. Все действия направлены на достижение ре- зультата, технически грамотен, объекти- вен. Решения при- нимаются на основа- нии реальных фак- тов, стремится к со- вершенству, прямой и приземленный тип, стремящийся дейст- вовать |
Слабые стороны |
Многословен, нерешителен, слишком осто- рожен, неэмо- ционален, неди- намичен, кон- тролирует дру- гих и сам кон- тролируется другими, из- лишне серьезен, педант |
Нереалистичен, «не от мира се- го», погружен в фантазии, недо- сягаем, догма- тик, непракти- чен, не умеет слушать |
Импульсивен, удобен для ма- нипулирования посторонними, сентиментален, склонен тянуть с принятием ре- шений, постоян- ное чувство ви- ны, создает кон- фликтные ситуа- ции, субъективен |
Нетерпелив, не ви- дит долгосрочных перспектив, погло- щен собой, сначала делает, потом думает, не- доверчив к другим, педант, импульси- вен, не рассчитыва- ет на других |
Ориентация на время |
Прошлое, настоя- щее, будущее |
Будущее |
Прошлое |
Настоящее |
Обстановка | ||||
Стол |
Обычно опрятный |
Справочники, учебники и т.д. |
Личные и семей- ные фотографии |
Хаос |
Комната |
Обычно работаю- щий компьютер и калькулятор |
Предметы абст- рактного искус- ства, книжные полки, графики на стенах и т.д. |
Теплая обста- новка, картины со сценами из жизни людей |
Обычно беспорядок с кучами книг, бу- маг и т.д. На стенах – картины с изо- бражением людей в действии или рабо- тающего завода, образцы продукции |
Одежда |
Опрятная и кон- сервативная |
Стильная или мятая |
Современная или неформальная |
Не носит пиджака; узел галстука не затянут; функцио- нальная рабочая одежда |
Зная тип личности покупателя, легче адаптировать поведение про-
давца к особенностям его поведения.
Информация о работе Модели поведения корпоративных покупателей