Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:38, статья
Представленные в статье модели поведения промышленных покупателей лишь демонстрируют многообразие подходов к описанию мотивации покупателей продукции производственно-технического назначения (ППТН). Для конкретного аналитика важно выбрать модели, которые наилучшим образом описывают специфику поведения его покупателей и заложить эти модели в процесс взаимодействия с клиентом при разработке стандартов обслуживания.
Комплексные модели
В
данных моделях комбинируются
Модель «Процесс принятия решения» определяет закупку для нужд организации как комплексный многофазный длительный процесс коммуникаций и принятия решения, в который вовлечены различные сотрудники компании. Он делится на пять стадий: распознавание проблемы, идентификация альтернатив, их оценка, выбор образа действия и исполнение. Теория поведения фирмы разделяет процесс принятия решения на поиск (идентификация и оценка альтернатив, постановка проблемы и поиск критериев определения способов решения) и выбор (индивидуальный и групповой процессы отбора из альтернатив).
Одна из моделей процесса принятия решения при закупке для организации использует концепции из теории поведения фирмы и делит процесс закупки на четыре фазы: распознавание проблемы (создание ситуации закупки через восприятие расхождения между желаемыми целями и фактическим исполнением), распределение власти и ответственности (совокупность официальных и неформальных процессов, при которых устанавливаются наборы ролей сотрудников организации), процесс поиска (процедуры получения информации для постановки цели, идентификации альтернатив и установления критерия отбора в процессе закупки), процесс выбора (процедура отбора из альтернатив).
Данная модель учитывает многие факторы, но дает низкую достоверность прогноза. Описательные модели являются общими и не могут служить аналитическим инструментом при определенной закупке или маркетинговой ситуации. Они представляют неадекватные системы определения величин и связей, которые должны быть изучены в частном порядке, чтобы предсказать действия при закупке.
Модель «Компетентность – деятельность» разработана Робинсоном и Стидсеном как основа описательного и нормативного анализа индивидуального поведения в контексте организационной системы. Модель «показывает общую связь между фазами системы действий и уровнями компетентности, при которых могут быть проанализированы взаимодействия» и базируется на трех основных величинах: виды деятельности при принятии решения; 5 уровней в области организационного планирования и принятия решений (исполнитель, инспектор (мастер), оперативный менеджмент, объединенный менеджмент и топ-менеджмент); 5 уровней индивидуальных мотивационных ориентаций (физическая деятельность, адаптивное поведение, инструментальное исполнение, системная интеграция, совокупность ценностей).
Концептуально модель совершенна для применения, т.к. она объединяет последовательность решений при определенной закупке с организационными и личностными характеристиками, которые влияют на эти решения. Однако фактически она слишком абстрактна и не очень полезна как работающая модель организационного поведения.
Модель «Сетка процесса закупок» из 8 фаз наилучшим образом описывает процесс закупки для нужд организации (табл. 3). Различаются три класса ситуаций закупки: для решения новой задачи, повторная закупка с изменениями или без изменений. Сетка процесса позволяет детально изучить и построить модель поведения покупателей. Логика модели может описывать стандартную ситуацию закупки ППТН.
Таблица 3.
Сетка процесса закупки ППТН
Классы закупок Фазы закупок | Закупка для решения | Повторная закупка с изменениями | Повторная закупка без изменений |
1. Ожидание или осознание потребности и общее решение | Да | Возможно | Нет |
2. Определение
характеристик и количества |
Да | Возможно | Нет |
3. Описание
характеристик и количества |
Да | Да | Да |
4. Поиск и квалификация потенциальных источников | Да | Возможно | Нет |
5. Получение и анализ предложений | Да | Возможно | Нет |
6. Оценка предложений и выбор поставщика (поставщиков) | Да | Возможно | Нет |
7. Выбор практики заказа | Да | Возможно | Нет |
8. Обратная связь: оценка поставщика | Да | Да | Да |
Имитационные модели расширяют модель принятия решения, позволяя анализировать влияние изменяющихся значений параметра и отношения между величинами через определенное время. Имитация процесса закупки для нужд организации улучшает понимание функционирования и характеристик системы и ее реакции на маркетинговые стимулы. На этой основе могут быть предложены как лучшие маркетинговые стратегии, так и более эффективные процедуры организации закупки. Единственная опубликованная в 1972 г. работа по процессу закупки для нужд организации основывалась на модели закупочной сетки. Используя измененную версию фаз процесса закупки, имитационная модель содержит четыре подмодели:
Имитационные модели предоставляют аналитику уникальную возможность задать вопрос: «Что случится, если ...?», изменяя значения системных параметров и прослеживая последствия. Однако результаты имитации процесса закупки для нужд организации не превосходят модель поведения, на которой она основывается. Имитационное моделирование применимо как при исследованиях, так и при стратегическом планировании. Сегодня оно с успехом применяется при разработке CRM-систем, обеспечивающих работу с базой данных клиентов.
Подход Диксона. Диксон в работе «Управление маркетингом» приводит пример современной модели, описывающей решения и действия, которые необходимо предпринять при выборе предложений о покупке [4]. Типичный процесс поиска предложений и их оценка на первой стадии могут оказаться очень сложными. Однако в дальнейшем процесс приобретает рутинный характер и зависит от ответов на ряд вопросов, представленных в различных блоках графика поведения покупателя. Применение ряда операций и правил систематизирует процесс принятия решений, делает его более предсказуемым:
Информация о работе Модели поведения корпоративных потребителей