Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 20:07, курсовая работа
Национальное богатство - это общий итог развития общественного процесса производства за всю историю. К национальному богатству в практике экономического анализа относится всё то, что так или иначе опосредовано человеческим трудом и может быть воспроизведено.
Введение
1. Национальное богатство страны и его структура
2. Подходы и показатели измерения национального богатства страны
3. Факторы и способы накопления национального богатства
4. Национальное богатство Республики Беларусь и факторы его сбережения
Заключение
Список использованных источников
В ходе выполнения программных заданий и инновационных проектов только в 2000 г. разработаны и доведены до стадии практического применения 504 новых видов машин, оборудования и приборов, 327 новых видов материалов и веществ, 424 новых технологических процесса, 46 сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, 26 видов лекарственных препаратов, организован выпуск и серийное производство 114 новых видов изделий микроэлектроники, машиностроения и приборостроения, продукции сельскохозяйственного назначения, лекарственных средств. Большинство этих разработок конкурентоспособны. По их результатам получено 125 патентов на изобретения и подано 175 заявок на патентование. По завершенным разработкам освоены в производстве новые перспективные базовые модели магистральных автопоездов в составе седельных тягачей и полуприцепов, пригородных и городских автобусов, карьерных автосамосвалов, малозатратных и энергонасыщенных тракторов, дизельных двигателей, интегральных микросхем и дискретных полупроводниковых приборов, уникального оптико-механического и технологического оборудования для производства изделий микроэлектроники нового поколения, гаммы металлорежущих станков и инструмента, средств телевидения, вычислительной техники и связи. На основе базовых моделей создан целый ряд модификаций, исполнений новой продукции, которая стала основой экономики, ее экспортным потенциалом.
Созданная новая продукция является основой технического перевооружения предприятий. Предусматривается освоение производства таких важнейших видов новой продукции как зерноуборочные комбайны КЗР-10 в ПО "Гомсельмаш", создание мощностей по производству высокоэнергонасыщенных тракторов МТЗ-1522 в ПО "МТЗ", реконструкция и модернизация электропечи, стана прокатного на РУП "БМЗ", освоение технологии индукционной плавки чугуна с использованием токов средней частоты для производства отливок на экспорт Гомельским литейным заводом "Центролит", расширение выпуска экспортно-ориентированных дизельных двигателей в ПО "МТЗ", создание субмикронного производства интегральных микросхем в НПО "Интеграл", троллейбусов нового типа повышенной вместимости в ПО "Белкоммунмаш" и т.д.
Вместе с тем многие разработки пока не осваиваются производством из-за дефицита финансовых ресурсов, недостаточной экономической эффективности внедряемых новшеств, отсутствия портфеля заказов на новую продукцию, а также из-за слабо развитой инновационной инфраструктуры.
Указом Президента Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 244 определены основные меры по стимулированию создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях. Правительством утвержден перечень таких производств. К приоритетным отнесены 27 направлений, среди которых информационные технологии и электроника, новые материалы и химические продукты, биотехнологии, способы переработки сельскохозяйственной продукции, технологии селекции новых сортов растений и пород животных, квантовая оптика, нанотехнологии, тонкий химический синтез и др.
Научно-технический потенциал Республики Беларусь является важным фактором повышения конкурентоспособности экономики страны. Основные направления инновационной деятельности и приоритеты инновационной политики будут определяться потребностями развития наукоемких отраслей промышленности, наращиванием экспортных возможностей отдельных отраслей и производств, необходимым научным обеспечением сельского хозяйства, транспорта и связи, здравоохранения, экологии. Таким образом будут созданы все условия для перехода на инновационное развитие экономики в целом.
Инновационный путь развития экономики
требует дополнительного
Для повышения отдачи средств, вложенных в научно-технические программы и инновационные проекты, намечается разработка мер по совершенствованию системы защиты интересов отечественных производителей новой продукции на внутреннем рынке, расширению льготного кредитования предприятий, осваивающих производство конкурентоспособной продукции и внедряющих новые технологии.
Особое внимание предполагается уделить
повышению качества продукции и
услуг как одной из главных
составляющих повышения
Одним из путей повышения качества
и конкурентоспособности
Главные цели развития стандартизации в 2006 гг. - гармонизация методов и практики отечественной стандартизации с принятыми в мировом сообществе и проведение согласованной в рамках СНГ политики в этой области. Необходимо обеспечить создание сбалансированной (единой для стран СНГ) системы технического законодательства, постепенное приведение в соответствие норм технических законодательных актов и регламентов всех государств, присоединившихся к Соглашению о проведении единой политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, а затем приближение межгосударственных стандартов к международным.
В целях достижения единства измерений и улучшения метрологического обеспечения предприятий и организаций в соответствии с разработанной Госстандартом концепцией по созданию Национальной эталонной базы на 2005-2010 гг. будут продолжены работы по созданию национальных эталонов в рамках государственной научно-технической программы "Стандарты". Продолжатся работы по проведению в республике сертификации систем управления качеством и систем экологического управления. По состоянию на 1 января 2001 г. в Республике Беларусь 71 предприятие и организация различных форм собственности прошли процедуру сертификации систем качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000. К 2006 г. их число предусмотрено довести до 200.
Природно-ресурсный потенциал
Минерально-сырьевые ресурсы. Государственная политика в области разработки недр направлена на максимальное повышение уровня обеспечения промышленности собственными минерально-сырьевыми ресурсами при их рациональном и комплексном использовании с наименьшими негативными воздействиями на окружающую среду. В результате реализации Программы ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 1996-2000 гг. обеспечен прирост 4 млн. т запасов нефти по промышленным категориям, разведаны запасы бурых углей в количестве 35 млн. т; железных руд - более 140 млн. т; трепелов - 61,3 млн. т. Разведан и подготовлен к промышленному освоению целый ряд месторождений различных строительных материалов, пресных и минеральных подземных вод. Готовы к промышленному освоению запасы песчано-гравийной смеси - 29,8 млн. м3; строительных песков - 93,1 млн. м3; глинистого сырья - 35,7 млн. м3; пресных подземных вод - 331,2 млн. м3; минеральных вод - 354 м3/сут. Производится оценка алмазоносности выявленных трубок взрыва, в частности, в 8 из 32 оцененных трубок выявлены кристаллы алмазов размером от 0,15 до 0,3 мм. Продолжается разведка высокоминерализованных рассолов в Припятском прогибе. Разработана технология извлечения из них йода и брома, создана лабораторная установка, получены опытные образцы.
С целью повышения уровня обеспеченности
народного хозяйства страны собственными
минерально-сырьевыми
· поиск и разведка месторождений нефти и газа для наращивания ресурсной базы нефтедобывающей промышленности;
· поиск и разведка месторождений бурых углей в качестве энергетического и бытового топлива;
· оценка алмазоносности выявленных и поиск новых диатрем, перспективных на выявление месторождений алмазов;
· поиск благородных металлов;
· разведка и подготовка к промышленному
освоению запасов железных руд в
качестве собственной сырьевой базы
для металлургического
· подготовка к промышленному освоению высокоминерализованных рассолов в Припятском прогибе с целью их комплексного использования в народном хозяйстве;
· на основе всесторонней геолого-экономической оценки поиск и разведка различных месторождений местных полезных ископаемых для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны;
· поиск и подготовка к промышленному
освоению эксплуатационных запасов
пресных подземных вод в целях
перевода хозяйственно-питьевого
· региональное геологическое изучение недр страны с целью выявления основных закономерностей распределения в них различных полезных ископаемых и их прогнозной оценки.
Для реализации этих направлений в
годовых прогнозах социально-
Земельные ресурсы. Общая площадь
земель страны на 1 января 2000 г. составляла
20759,6 тыс. га, в том числе
В 1996-2000 гг. произошли определенные изменения в структуре земельного фонда. Площади сельскохозяйственных земель сократились на 57,3 тыс. га. В основном это произошло за счет передачи лесхозам лесопокрытых и прочих земель сельхозпредприятий из-за их закустаривания и заболачивания, а также отвода продуктивных угодий на нужды строительства, промышленности и транспорта, перевода части сельхозугодий в земли природоохранного назначения, запаса и общего пользования населенных пунктов. Характерной особенностью сельскохозяйственных земель страны остается их гидромелиоративная и культуртехническая неустроенность.
Для обеспечения устойчивого
К 2006 г. ожидается сохранение тенденции сокращения площадей сельскохозяйственных земель (до 9120 тыс. га сельскохозяйственных угодий и до 6130 тыс. га пашни) в результате продолжающихся отводов продуктивных угодий для несельскохозяйственных целей и уменьшения объемов осушительной мелиорации, культуртехнических и восстановительных работ. Несмотря на это, в связи с уменьшением численности населения к 2006 г. на одного жителя страны будет приходиться 0,63 га пахотных земель.
Лесные ресурсы. Развитие лесного хозяйства в 2006 гг. будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом развития лесного хозяйства Беларуси до 2015 г., Концепцией развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 г., одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 сентября 1999 г. № 1502, и государственными программами, разработанными Минлесхозом Республики Беларусь.
Лесной фонд Беларуси составляет 9,09 млн. га, в том числе покрытая лесом площадь - 7,85 млн. га, или 86,4%. Леса, выполняющие преимущественно экологические функции, составляют 3,6 млн. га (41,9% общей площади). В перспективе значительного увеличения лесных площадей не ожидается.
В настоящее время общий запас древесины составляет 1,13 млрд. м3, ежегодный прирост лесных площадей - 25 млн. м3. Естественная динамика возрастной структуры лесов дает основание ожидать увеличения общего запаса древесины к 2006 г. до 1,23 млрд. м3. В результате этого расчетная лесосека может возрасти с 5,9 до 7,0 млн. м3.
Предусматривается дальнейшее увеличение
рубок ухода за лесом как одного
из источников повышения эффективности
лесохозяйственного производства. Сохранится
положительная тенденция
Инвестиции в лесное хозяйство за счет средств бюджета предполагается направлять в первую очередь на решение общегосударственных проблем, связанных со строительством дорог лесохозяйственного назначения, и упорядочение принятых от предприятий сельского хозяйства лесных земель.
Государственной программой многоцелевого
использования лесов
В целом природно-ресурсный
Заключение
В итоге
проведена работа в области исследования
национального богатства
Информация о работе Национальное богатство страны и его структура