Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 02:15, курсовая работа
Рынок таит в себе много опасностей для добросовестного предпринимателя, действующего в зоне повышенного риска. Это и противоправные посягательства со стороны недобросовестных конкурентов и несостоятельных партнеров, и промышленный шпионаж, и посягательства на коммерческую тайну (КТ) и интеллектуальную собственность. У предпринимателей возникает множество проблем с защитой жизни и интересов своего дела от терактов и посягательств со стороны криминальных группировок.
Угрозы в сфере предпринимательства снижают эффективность и надежность функционирования организаций, а в отдельных случаях, приводят к прекращению их деятельности из-за опасности экономического, социального, правового, организационного, информационного, экологического, технического и криминального характера. Объектами угроз могут быть элементы вещественного, личного («человеческого»), финансового, информационного и иного капитала, составляющего экономическую основу деятельности предпринимательства.
Введение
Глава 1. Характеристика коммерческой безопасности предприятия.
1.1. Общие понятия коммерческой безопасности.
1.2. Угрозы безопасности коммерческого предприятия.
1.3. Возможные ущербы предпринимательской деятельности.
Глава 2. Система экономической безопасность организации.
2.1.Основные задачи, цели и принципы и методы обеспечения экономической безопасности.
2.2. Патентирование, как средство защиты информации
2.3. Понятие коммерческой тайны.
2.4. Служба безопасности, как головная структура обеспечения безопасности.
Заключение
Список использованной литературы
Оценка уровня экономической безопасности организации по всем функциональным составляющим на основе статистических методов обработки информации затруднена, поскольку большинство аспектов данной проблемы крайне сложно поддаются математической формализации. Тем не менее важность данной проблемы для эффективного функционирования организации очень велика. Поэтому необходимо оценивать уровень экономической безопасности организации на основе определения совокупного критерия экономической безопасности организации.
Частные функциональные критерии экономической безопасности организации по каждой из ее составляющих рассчитываются на основе оценки ущербов экономической безопасности организации и эффективности мер по их предотвращению.
В результате анализа потенциала российских организаций различных отраслей получено соотношение значимостей функциональных составляющих экономической безопасности.
Уровень экономической безопасности организации определяется на основе сравнения, полученного в результате расчета значения совокупного критерия экономической безопасности организации, с полученными ранее значениями этого критерия для анализируемого организации, а также с рассчитанными для сравнения значениями данного критерия для аналогичных предприятий данной отрасли. Сравниваются текущие и прошлые оценки частных функциональных критериев экономической безопасности организации и выявляются доли влияния изменения состояния функциональных составляющих экономической безопасности организации на изменение значения совокупного критерия экономической безопасности организации. После расчета влияния функциональных составляющих на изменение совокупного критерия экономической безопасности организации анализируются меры по обеспечению необходимого уровня функциональных составляющих экономической безопасности организации. В случае, если уровень экономической безопасности признаются недостаточным, необходимо вводить дополнительные меры защиты.
Среди тех мер, которые позволяют на сегодняшний день наиболее эффективно обеспечивать безопасность деятельности предприятия можно назвать патентирование.
2.2 Патентирование как средство защиты информации
Патентование — важнейшая предпосылка реализации технологической монополии фирмы как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Правовая защита Информационной Системы в овеществленном виде, например, патентов на традиционные продукты и промышленные процессы, как показывает мировая практика, легче реализуется, чем в неовеществленных ее видах. К неовеществленным видам ИС относятся такие ее формы, как идеи и понятия, закладываемые в основу развития новых отраслей. Часто они не воплощены даже в какие-либо текстовые материалы, а хранятся в головах специалистов, в отличие от идей овеществленных в капитале или промышленном оборудовании, промышленных образцах, торговых марках, независимо от того, прошли ли они проверку рынком. Поэтому утечка такого рода знаний или просто уход группы работников, обладающих такими знаниями, может нанести фирме ощутимый, иногда непоправимый ущерб. Речь вдет об утрате монопольного права на использование знаний, а как отмечалось выше, монополизм в использовании знаний является основной характеристикой экономических основ использования интеллектуальной собственности.
Переманивание специалистов из фирмы-конкурента становится часто используемым способом освоения новшеств, о которых просочилась информация, или когда было отказано в приобретении патента на него. Современная история бизнеса в сфере нововведений дает немало примеров подобных успешных действий.(примеры)
Международное патентование применяется для изобретений, имеющих хорошие коммерческие перспективы в тех странах, где его предполагается осуществить. Расширение торговли новейшими технологиями в условиях их международной патентной защищенности необходимо рассматривать как задачи первого этапа проникновения на международный рынок.
И здесь актуальным (наряду с собственно международным патентованием) является расширение других видов деятельности для продвижения высокотехнологичных продуктов на зарубежный рынок.
1. Систематизация потенциальных возможностей производств и обеспечение резервной финансовой поддержки научно-технических разработок для зарубежного рынка.
2. Организация систематизации и постоянного обновления информации о необходимых высокотехнологичных продуктах зарубежного рынка, выявленных на основе маркетинга.
3. Создание единой системы допуска к информации по маркетингу высоких технологий для всех предприятий.
4. Организация патентования и поддержки закрытых разработок.
5. Организация валютной поддержки процессов регистрации и продвижения патентов на зарубежный рынок.
6. Обеспечение защиты интеллектуальной собственности в России в соответствии с международно-признанным порядком в этой сфере деятельности.
Патентование не всегда самое эффективное средство защиты технических решений, не всегда выгодно для инноватора и далеко не всегда спасает от так называемой «имитации». Возмещение нарушений, как правило, слишком дорого и осуществляется медленно, конкуренты могут изобретать на основе базовых патентов с использованием чисто формальных признаков, а фирмы-конкуренты могут открыть технологию независимо и случайно. Так, по данным, впервые четыре года коммерческой эксплуатации новых технических решений фирмами конкурентами создаются аналоги 60% новых продуктов и процессов, поэтому, в качестве мер по обеспечению экономической безопасности новых продуктов, услуг и технологических процессов , патентование наиболее широко должно использоваться именно в тех производствах, в которых затраты на имитацию аналогов новых продуктов и процессов, а также длительность связанных с ней соответствующих исследований ниже.
В целом последовательность патентования предполагает подачу первой заявки на патент в стране происхождения, потом в странах, где у фирмы существуют исследовательские центры, и лишь затем — в государствах-реципиентах.
Довольно часто патентование в качестве мер по обеспечению экономической безопасности новых продуктов и технологических процессов осуществляется с целью блокирования исследовательских работ конкурентов.
2.3 Понятие коммерческой тайны.
В соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производственно технической, научно-исследовательской, опытно-конструкторской ; и другой деятельностью предприятия, также с их технологической информацией, управлением, финансами и т. п., разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.
К сведениям, составляющим КТ, относятся несекретные сведения, предусмотренные перечнем конкретных сведений, составляющих коммерческую тайну, утвержденным и введенным в действие приказом директора предприятия (фирмы).
С учетом сказанного выше, современное определение КТ может быть следующим.
Коммерческая тайна (фирменные секреты) — это охраняемое законом право организации на ограниченный доступ к информации конфиденциального характера, прямо относящейся к производственной, технологической, торговой, научно-исследовательской, финансовой и иной деятельности организации и документации по ним, предоставляющей определенные преимущества организации перед конкурентами, которые ею не располагают, имеющей стоимость, являющейся объектом разумных усилий по защите, не являющейся общеизвестной, не обязательно находящейся в распоряжении единственного собственника и не подлежащей огласке без разрешения ее владельца; бесконтрольное разглашение информации конфиденциального характера, прежде всего перед конкурентами, может иметь неблагоприятные последствия для организации в виде экономического, морального или иного ущерба ее интересам.
На практике термин «коммерческая тайна» употребляется иногда и в узком смысле, как имеющая отношение исключительно к области коммерции (купле-продаже). Коммерческую тайну в узком смысле может составлять, например, цена и методика ее установления, сведения о заключенной сделке, о деловых связях, об иных особенностях коммерческой деятельности.
Организация имеет право собственности на информацию, составляющую для нее КТ.
При отнесении сведений к информации конфиденциального характера следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральным законом «О коммерческой тайне», соответствующими указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
К информации конфиденциального характера в системе административного управления в соответствии с действующим законодательством относятся сведения:
— о гражданах, попадающих под категорию персональных данных;
— отнесенные к категории коммерческой или служебной тайны;
— ограниченного распространения федеральных органов исполнительной власти.
К информации конфиденциального характера следует отнести научные, технологические, финансовые, деловые сведения, являющиеся интеллектуальной собственностью авторов творческих групп или организации в целом; иную коммерческую информацию, неразглашение которой обусловлено договоренностью в ходе сотрудничества с другими организациями. Достигаемые за счет владения определенной информацией преимущества над конкурентами, которые ею не располагают, могут, в частности, состоять в способности организации производить изделия, уникальные по назначению либо по качеству, обеспечивать чрезвычайно высокую доходность бизнеса.
Отрицательная информация о том, «как не надо делать» и «что не надо делать» в сфере функционирования организации, может быть отнесена к категории ее КТ.
В перечень сведений ограниченного распространения целесообразно внести:
Методы обеспечения коммерческой тайны:
- камеры видеонаблюдения. Подобная мера позволяет исключить
случаи банального воровства и выноса
секретной документации или материальных
ценностей из офиса предприятия. Естественно,
для того, чтобы осуществить подобную
съемку руководству необходимо поставить
всех сотрудников в известность и получить
их согласие.
-сохранность документов. Находящиеся
в офисе фирмы документы можно разделить
на две категории. Одни из них довольно
легко дублируются и восстанавливаются,
например расходные накладные или внутренние
ведомости. Другие – уникальны, как векселя
и учредительные документы, и их утрата
может серьезно навредить. В этой связи,
подобные бумаги необходимо хранить исключительно
в сейфе, доступ к которому имеет ограниченное
количество лиц, например, директор и главный
бухгалтер фирмы.
-информация на компьютерах. Любые
сведения, представляющие собой коммерческую
тайну не должны храниться в общем доступе.
Это значит, что компьютер руководителя,
имеющего доступ к этой информации, должен
быть недоступен для других пользователей
компьютерной сети фирмы. На сервере фирмы
и на каждой конкретной машине в организации
должны быть установлены новейшие антивирусные
программы и фаерволы. Также необходимо
грамотное администрирование всей сети,
с выявлением посещения запрещенных сайтов
и ведения переписки с конкурентами.
2.4 Служба
безопасности как главная
Безопасность коммерческого предприятия(в том числе и информационная) обеспечивается согласованными усилиями всех управленческих звеньев предприятия - центрального руководства, финансовых, юридических, информационно-аналитических и маркетинговых служб, а также службы безопасности, которые в совокупности образуют Систему обеспечения безопасности коммерческого предприятия.
Головной структурой предприятия, занимающейся решением принципиальных вопросов, связанных с обеспечением его безопасности, планированием и координацией этой работы, является Служба безопасности.
Практическое решение вопросов безопасности предприятия возлагается на Службу безопасности, главной задачей которой является своевременное выявление угроз безопасности и принятие мер для адекватного реагирования на них.
На Службу безопасности возложено решение следующих принципиальных задач:
Масштабы и характер решаемых Службой Безопасности проблем, связанные со спецификой деятельности конкретного предприятия, а также другими факторами, определяют состав, численность, структуру и функциональные обязанности СБ, а также необходимость привлечения внешних сил для выполнения отдельных специальных задач.
Экономическое развитие нашего государства напрямую зависит от стабильного функционирования предприятий, увеличения их экономического потенциала в условиях рыночных отношений. Опыт свидетельствует, что организация современной предпринимательской деятельности нуждается в создании надежной службы безопасности (СБ) предприятия в условиях существования.
Рассмотрим службу безопасности в гостиницах.
Служба безопасности
отеля должна выполнять
Информация о работе Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия