Определение важнейших показателей качества упаковки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 23:10, контрольная работа

Краткое описание

Любой предприниматель хочет сделать свой товар конкурентоспособным. Конкурентоспособность товара во многом зависит от упаковки. В упаковке сегодня нуждаются все. Она способствовала революции в торговле, она защищает от порчи, облегчает транспортировку, хранение и продажу продукции. Упаковочная отрасль превратилась в отдельную индустрию, объемы производства которой с каждым годом расширяются.
Привлекательность упаковки для потребителя складывается из ее внешнего вида и удобства использования. Всем известно выражение, что встречают по одежке

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………..…...... 3
2.Определение важнейших показателей качества упаковки……………………………………………………...………..….……… 6
3.Заключение………………………………………………………………..….....23
4. Список использованных источников…………………………………...……

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1.Введение…………………………………………………………………..…...... 3

2.Определение важнейших показателей качества упаковки……………………………………………………...………..….……… 6

3.Заключение………………………………………………………………..….....23

4. Список использованных источников…………………………………...…… 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любой предприниматель  хочет сделать свой товар конкурентоспособным. Конкурентоспособность товара во многом зависит от упаковки. В упаковке сегодня нуждаются все. Она способствовала революции в торговле, она защищает от порчи, облегчает транспортировку, хранение и продажу продукции. Упаковочная отрасль превратилась в отдельную индустрию, объемы производства которой с каждым годом расширяются.

Привлекательность упаковки для потребителя складывается из ее внешнего вида и удобства использования. Всем известно выражение, что встречают по одежке.

Поход по магазинам  без четкого перечня предполагаемых покупок - нормальное положение вещей. Более того, маркетинговые исследования показывают, что большинство покупателей, придя в магазин, делают много незапланированных приобретений или отказываются от запланированных под влиянием раскрывшихся просторов витрин.

Количество  принятых решений о покупке непосредственно  в местах продаж составляет приблизительно 70%. Причем нужно учитывать, что именно в этот момент на человека уже не воздействует реклама, увиденная или услышанная ранее. Окончательное решение он принимает на основе своего предыдущего опыта, знаний о той или иной торговой марке и увиденного на прилавке, т.е. упаковки. А это значит, что упаковка непременно должна делать товар заметным. Она должна помочь ему выделиться не только на фоне своих прямых конкурентов, но и других товаров, стоящих на полке рядом. [1, с. 127].

Во всех упаковках  содержится какая-то информация. Даже если указано только наименование продукта и сколько он весит - это уже полезные сведения. Кроме того, на такую информацию обычно можно положиться. Упакованные продукты редко оказываются подделкой, чаще случается недовес, но он не так заметен. О том, что продавцы бакалейных товаров придерживали пальцем чашку весов, знают все, а что касается упакованных продуктов, то покупатели обычно верят тому, что написано на упаковке.

Теперь можно, глядя на банку персиков, например, совершенно точно узнать, сколько  в них содержится питательных  веществ и сколько этих веществ требуется человеку в день. Можно также выяснить, что необходимо добавить к своему рациону для сохранения здоровья. От свежего же персика, даже выжав из него весь сок, ничего подобного не узнаешь. Закон требует, чтобы упаковки сигарет и спиртных напитков сообщали нам, что их содержимое вредно для здоровья, правда это обычно бывает напечатано таким мелким и бледным шрифтом, что его почти не разобрать. То же самое со всякой информацией, о которой лучше не знать. Слова «из концентрата» на упаковке фруктового сока и «содержит сульфиты» на винных бутылках практически невидимы. Исследования показывают, что люди доверяют упаковкам и собственному суждению больше, чем когда-либо они доверяли продавцам.

Упаковки пытаются заменить не только продавцов; они стремятся преодолеть влияние матери, друзей, соседей и прочих авторитетов. Они обладают индивидуальностью. Они внушают уверенность и надежду. Они брызжут фантазией. Они быстро сбывают товар.

Упаковка надежна  и эффективна, если отражает образ продукта, если ее цвет, материал, графика и изображение говорят о нем, выражают его суть и назначение. Но это лишь её вспомогательная функция.

Кроме того, упаковка является сохраняющим фактором. Именно эта сторона упаковки как фактора  сохранения качества товара интересует автора данной работы. Для любого потребителя это важно в первую очередь, каждому нужен качественный товар, к тому же в целости и сохранности.

А ведь именно упаковка предохраняет товары от вредного воздействия  внешней среды, а внешнюю среду - от вредного воздействия товара, защищает товар от влияния других товаров, обеспечивает условия для сохранности количества качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что выбранная тема контрольной работы (а именно - «Определение важнейших показателей качества упаковки») как была актуальной в прошлом, актуальна в настоящее время, так и будет актуальной всегда.

В практической части рассмотрен анализ рациональности применения различных видов упаковок.

Целью данной контрольной работы является анализ упаковки как фактора сохранения качества товара.

Для достижения этого в работе поставлены следующие  задачи:

1) определить  сущность и отличительные черты  упаковки;

2) охарактеризовать упаковку, предъявляемые к ней требования, также рассмотреть, из каких материалов она производится;

Методологическую  основу работы составляет системный  подход к изучению теоретических  и законодательных положений, касающихся вопросов упаковки товара. Кроме того, автор ознакомился с нормативной базой, которая помогла в написании контрольной работы, и с большим объемом статистических данных, которые послужили основой для выявления тенденций развития рынка упаковки.

 

 

 

 

 

 

Определение важнейших показателей качества упаковки

 

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю  в упаковке или таре.

Элементами  упаковки являются тара, упаковочные  и / или перевязочные материалы.

Тара - основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.

Упаковочные материалы - дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров  от механических воздействий.

Перевязочные  материалы - дополнительный элемент  упаковки, предназначенный для повышения прочности тары [2, с. 243].

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом  процессе определяется функциями, которые  они выполняют, и их функции сводятся к следующим [4, с. 184]:

  • предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а внешней среды от вредного воздействия товара;
  • защита товара от влияния других товаров;
  • обеспечение условий для сохранности количества качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;
  • придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;
  • создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;
  • выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;
  • использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания [3, с. 109].

Таким образом, основное назначение упаковки - защита упакованных товаров от неблагоприятных  внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или  отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

А вспомогательная  функция упаковки - носитель маркировки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес  для маркетологов.

Классифицируют упаковку по ряду признаков: месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования [5, с. 193].

По месту упаковывания различают упаковку производственную, эту технологическую операцию осуществляет производитель, и торговую - проводит продавец. Эта торговая услуга может быть бесплатной или платной. При этом бесплатная услуга по упаковыванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.

По назначению упаковку подразделяют на потребительскую и транспортную.

Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина).

Для жидких продовольственных  и непродовольственных товаров  применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т.п.) является обязательным условием при розничной продаже. Отпуск таких товаров может осуществляться в расфасованном виде в потребительской упаковке изготовителя или продавца, а также путем взвешивания или отмеривания в тару потребителя.

К потребительской таре относятся [7, с. 89]:

  • коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и комбинированных материалов;
  • стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки и перпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материалов;
  • упаковочные материалы - бумага, фольга, пергамент и подпергамент, картон, в том числе прокладки из гофрированного картона, полимерные материалы.

Транспортную  упаковку используют для перевозки  товаров и оптовой или мелкооптовой продажи.

Приемку товаров  в транспортной упаковке проводят двумя  способами: с разупаковыванием и  без разупаковывания. Разупаковывают товары, если это заранее согласовано  получателем и поставщиком.

Транспортная  упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов, а также различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах.

К транспортной упаковке относятся [9, с. 231]:

  • грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров;
  • контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназначенные для перевозки товаров с относительно невысокой механической устойчивостью, в расфасованном виде или насыпью;
  • мешки тканевые, полимерные, из крафт-бумаги, предназначенные для сыпучих товаров с относительно высокой механической устойчивостью.

В зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразделяют на следующие группы и виды [6, с. 171]:

1) жесткая упаковка:

  • металлическая - банки, тубы, контейнеры, цистерны, перевязочная лента;
  • стеклянная - банки, бутылки, баллоны;
  • деревянная - ящики, контейнеры, лотки, корзины, бочки, кадушки;
  • полимерная - ящики, бочки;

2) полужесткая  упаковка:

    • картонная - коробки;
    • комбинированная - тетрапаки, перпаки и т.п.;

3) мягкая упаковка:

  • полимерная - паки, мешки, пакеты, шпагат;
  • бумажная - мешки, пакеты, оберточная и иная бумага;
  • тканевая - мешки, перевязочные материалы (шпагат, веревки, ленты и т.п.).

Жесткая упаковка достаточно надежно защищает упакованные  в нее товары от механических воздействий (удары, нажимы, проколы), возникающих  при перевозках и хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохраняемость товаров. Кроме того, давление верхних слоев товара на нижние значительно меньше, чем при бестарном хранении.

Некоторые виды тары - металлическая и стеклянная - в случае герметизации предотвращают  воздействие на товары кислорода  воздуха, посторонней микрофлоры, что  уменьшает окислительную порчу (прогоркание, осаливание жиров, разрушение витаминов, красящих и других веществ), а также микробиологическую порчу (гниение, плесневение, развитие ботулинуса, сальмонеллы и т.п.).

Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющие процессы окислительной порчи.

Наряду с  указанными достоинствами жесткая  упаковка имеет и определенные недостатки: относительно высокий удельный вес  и объем тары к массе и объему брутто (25 - 30%), высокую стоимость (цены закупочная и эксплуатации - ремонт, доставка пустой тары). Это приводит к повышению затрат на тару и ее оборот, закладываемых в издержки производства или обращения, и соответственно снижению прибыли [8, с. 35].

Полужесткая упаковка отличается от жесткой меньшими массой и объемом. Пустая упаковка легко складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и удешевляет ее перевозку и хранение. Стоимость такой упаковки значительно ниже, так как применяются дешевые материалы, в том числе полученные вторичной переработкой древесины.

В полужесткую  упаковку помещают товары, относительно устойчивые к механическим воздействиям, что обеспечивает их сохраняемость. Однако полужесткая упаковка недостаточно механически устойчива, поэтому  при перевозках и хранении необходимо создавать условия, предотвращающие значительные механические воздействия (соблюдение минимально допустимой высоты загрузки, применение прокладок и упаковочных материалов, использование для потребительских упаковок жесткой транспортной тары).

При соблюдении этих условий полужесткая упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров при минимальных затратах на нее.

Мягкая упаковка предназначена для товаров с  относительно высокой механической устойчивостью или требует дополнительного  применения жесткой или полужесткой потребительской тары, так как недостаточно защищает товар от внешних механических повреждений.

Товары, упакованные  в мягкую тару, при механических воздействиях, превышающих их механическую устойчивость, могут деформироваться  или разрушаться.

Мягкая тара отличается самой низкой надежностью  по степени защиты от воздействия  окружающей среды, поэтому применяется  только для определенного перечня  товаров.

Однако несмотря на это, мягкая тара находит широкое  применение для упаковки многих потребительских товаров благодаря невысоким затратам на приобретение, хранение, перевозку, возврат, что и обусловливает ее преимущества перед другими видами упаковки.

Отдельные виды мягкой упаковки, в частности полимерную, используют для герметичного упаковывания путем термосклеивания, что обеспечивает дополнительные преимущества такой упаковки. В этом случае в упаковке удается создавать и поддерживать стабильные относительную влажность воздуха и газовый состав, что предотвращает увлажнение и окислительную порчу товаров.

Для товаров, являющихся живыми биологическими объектами, мягкую тару из полимерных материалов (полиэтиленовые мешки, вкладыши) применяют для создания модифицированной газовой среды. Это  достигается за счет избирательной  способности полиэтилена пропускать кислород более интенсивно, чем углекислый газ. В результате выделившийся при дыхании биообъектов углекислый газ накапливается в полиэтиленовой упаковке, при этом замедляются микробиологические процессы и дыхание, что снижает потери и улучшает сохраняемость товаров. Такой способ упаковки применяется для хранения некоторых свежих плодов и овощей (яблоки, морковь, капуста, овощная зелень и др.) и называется хранением в модифицированной газовой среде (МГС).

По форме упаковки делят на цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики (полуящики и лотки), корзины, коробки и т.п.

По грузоподъёмности выделяют большегрузную тару; по габаритам различают тару крупно-, средне- и малогабаритную; по кратности использования - одноразовую и многократного использования.

Поскольку прямой зависимости между указанными признаками и сохраняемостью товаров нет, то не стоит останавливаться подробно на этих видах упаковок.

В частности, к  упаковке предъявляют следующие основополагающие требования [11, с. 291]:

  1. безопасность;
  2. экологические свойства;
  3. надежность;
  4. совместимость;
  5. взаимозаменяемость;
  6. экономическая эффективность.
  • Безопасность упаковки для потребителя - основные требования к упаковке, находящейся в контакте с продуктом. Современный уровень развития науки и техники позволяет создавать упаковочные материалы с заданными свойствами. Саниторно-гигиеническое законодательство регламентирует нормативы предельно допустимых количеств мигрирующих веществ в пищевые продукты. Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. Это не значит, что в упаковке полностью отсутствуют вредные вещества. Такие вещества содержат многие виды упаковки. Например, в металлической таре имеются железо, олово или алюминий; в бумаге - свинец; в полимерных материалах – мономеры.

В этих случаях  безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий (пищевой лак, полуда для  металлической тары) или ограничением сроков хранения изделий (полиэтиленовая или полихлорвиниловая упаковки).

Для красочного оформления, которое наносят на упаковку, должны применяться красители, разрешенные  для этих целей.

Наиболее безопасна  стеклянная и тканевая тара, наименее - металлическая и полимерная.

  • Экологические свойства упаковки - способность ее при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде.

Абсолютно безопасных для окружающей среды видов упаковки нет, так как при утилизации разных видов упаковки в окружающую среду выделяются разнообразные вещества, отличающиеся различной степенью воздействия на нее.

При уничтожении термическим  путем деревянной, бумажной, тканевой и полимерной упаковки в окружающую среду выделяется прежде всего углекислый газ. Накопление его в атмосфере земли в повышенном количестве вызывает изменения климата вследствие парникового эффекта, что может привести к негативным последствиям.

Из указанных выше видов  упаковки самыми низкими экологическими свойствами отличается полимерная тара, при сгорании которой в окружающую среду выделяются такие вредные вещества, как диоксины, стерол, хлор и др.

Стеклянную и металлическую  тару собирают, рассортировывают и  направляют на специализированные предприятия, где утилизируют путем переплавки.

Если упаковка не отправлена на специализированные предприятия, а просто выброшена, то она долгие годы может загрязнять окружающую среду (почву, воду). Многие виды упаковки (полимерная, стеклянная) практически не разрушаются самопроизвольно, другие виды (металлическая) разрушаются в течение нескольких лет (до 10-20 лет). Наиболее быстро разрушается бумажная и тканевая упаковка.

Экологические свойства упаковки повышаются, если она используется многократно (возвратная тара) или подвергается вторичной переработке (например, бумагу и древесину перерабатывают в картон).

  • Надежность упаковки - способность сохранять механические свойства и / или герметичность в течение длительного времени [10, с. 91].

Благодаря этому  свойству упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров, причем способность разных видов упаковок сохранять упакованные товары неодинакова, о чем уже было сказано ранее.

Кроме того, упаковка многократного  использования сама должна обладать хорошей сохраняемостью как с  товаром, так и без него. Срок сохраняемости одноразовой упаковки может не превышать значительно сроки годности товаров.

  • Совместимость упаковки - способность не изменять потребительские свойства упакованных товаров [9, с. 120].

Для этого упаковка должна быть чистой, сухой, без признаков  плесени и посторонних запахов. Она не должна поглощать отдельные компоненты товара (вода, жиры и т.п.).

Запрещается применять упаковку, несовместимую с товаром. Например, нельзя использовать оберточную бумагу и полиэтиленовую пленку для жиросодержащих продуктов, так как жир впитывается в упаковку. Деревянные ящики для пищевых продуктов нельзя изготавливать из древесины хвойных пород, так как продукты приобретут несвойственный им хвойный запах.

  • Взаимозаменяемость - способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению. Например, герметичные металлические банки могут быть заменены стеклянными банками с металлическими крышками, ящики - контейнерами или картонными коробками [10, с. 197].
  • Эстетические свойства также очень важны для упаковки и в первую очередь для потребительской тары. Эстетичность упаковки достигается путем применения привлекательных материалов (фольга, целлофан, полиэтилен и т.п.), а также красочного оформления (цветовая гамма и рисунки).

Указанные требования предопределяют выбор упаковки в  зависимости от ее назначения. Наиболее важными критериями выбора служат безопасность, надежность и совместимость, а также  экономическая эффективность упаковки и сроки хранения упакованных товаров.

Экономическая эффективность упаковки определяется ее стоимостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилизации.

Стоимость упаковки зависит от применяемых материалов, а также технологичности производства. Например, бумага дешевле стекла, и металла, зато последние легко подвергаются плавлению, формовке или штамповке.

Одноразовая упаковка дешевле, но требуется больше затрат на ее утилизацию. Многооборотная тара отличается пониженными затратами, если она используется более 3- 5 раз, не требуя ремонта.

Экономическая эффективность упаковок разных видов  неодинакова и неразрывно связана  с особенностями товаров, которые  в нее должны быть упакованы. Невозможно выделить один вид упаковки, отличающейся высокой эффективностью для разных товаров.

Итак, важнейшая  функция упаковки - сохранение товаров  при неблагоприятных внешних  воздействиях за счет собственной сохраняемости, безопасности для упакованных товаров, а также совместимости упаковки и товаров. В этом заключается функциональное назначение упаковки.

Исследование  упаковки товаров на примере ассортимента магазина «24 часа»

Магазин «24 часа» - это один из небольших магазинов  самообслуживания с ассортиментом  продовольственных товаров. Магазин  представляет собой отдельно стоящее одноэтажное здание.

Магазин расположен в довольно удачном месте. Рядом  достаточно много жилых домов, большинство  жильцов которых преимущественно  и являются покупателями магазина «24 часа».

Товарный профиль  магазина «24 часа» - это продовольственные товары. Специализация магазина организована по товарному признаку, т.е. предусматривается ограничение деятельности магазина торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента.

В этом магазине используются две формы торгового обслуживания: традиционное, т.е. через прилавок и самообслуживание. Самообслуживание дает возможность покупателям самостоятельно выбирать необходимые продукты и не стоять в очереди или зависеть от продавца.

В продаже имеются продукты как доступные по цене, то есть для широкого потребителя, так и продукты для гурманов, имеющие высокую цену. То есть ассортимент магазина «24 часа» учитывает различные доходы различных слоев населения.

В целом, магазин  «24 часа» можно охарактеризовать как обычный продуктовый магазин со стандартным ассортиментом.

Принцип формирования товарного ассортимента в магазине -функциональный, то есть он призван  удовлетворять потребности людей, прежде всего, в продуктах питания. Товарный ассортимент магазина является насыщенным, так как в продаже имеются аналогичные товары разнообразных производителей (торговые марки).

Номенклатура  магазина «24 часа» включает в себя продукцию четырнадцати ассортиментных групп:

1. кондитерские  изделия

2. рыба и морепродукты

3. мясо и мясные  товары

4. молоко и  кисломолочные товары

5. пищевые жиры

6. яйца

7. сахар

8. мед

9. вкусовые товары

10. свежие плоды

11. свежие овощи

12. переработанные  плоды и овощи

13. зерномучные  товары

14. детское питание.

Таким образом, количественно широта номенклатуры магазина «24 часа» равна 14.

Далее рассмотрим особенности упаковки некоторых  продовольственных товаров исследуемого магазина.

Гастрономические  товары, яйцо, мясо, птица, рыба, сельди, сыпучие, метражные и другие товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются покупателю в упакованном виде - бумаге, бумажных пакетах, стоимость за которые с покупателя не взимается. По желанию покупателя товар может быть отпущен в целлофановой или полиэтиленовой упаковке, стоимость которой оплачивается им дополнительно.

Колбаса и колбасные  изделия. Упаковка данного вида товара в магазине «24часа» представлена следующими видами:

целлюлозная оболочка - используется, преимущественно, для  вареных колбас, сосисок, сарделек, ветчины;

искусственная белковая оболочка (производится из животного, коллагенсодержащего сырья, содержит более 90% животного белка), данный вид оболочки подходит для любого вида колбасной продукции.

Мясные продукты и полуфабрикаты. Мясные продукты и  полуфабрикаты упакованы в полиэтиленовой упаковке с прозрачным «окошком», благодаря которому потребитель может оценить внешний вид продукта до совершения покупки. Для расфасовки полуфабрикатов использована упаковка case ready (пластиковый поддон с верхним упаковочным слоем). Этот тип упаковки позволяет придать привлекательный вид готовой продукции, продлить срок хранения различных продуктов, защитить упаковку от протечек. Основные преимущества case ready -- возможность контроля отходов и запасов продуктов, стимулирование сбыта, увеличение объемов продаж благодаря наличию и расширенному ассортименту продукции, снижение капиталовложений и быстрая окупаемость, контроль качества по всей цепи предприятий розничной торговли и эффективная выкладка. Основные преимущества упаковки case ready для потребителя -- постоянное высокое качество, свежесть и гигиенические характеристики продуктов, надежные, герметичные и защищенные от неумелого обращения упаковки, лучшая сохранность продукта, гарантированный срок хранения, а также легкость открывания и приготовления, изящная и удобная для хранения упаковка.

Яйцо. Упаковка для яиц в данном магазине представлена двумя видами: целлофановые пакеты и бумажный (картонный) розничный  контейнер. Использование такой  упаковки для яиц как целлофановые пакеты является достаточно неудобной и непрактичной.

Сыр - «живой»  продукт, поскольку в нем содержатся полезные бактерии. После приготовления  сыр в течение определенного  времени «дозревает» в особых условиях. Однако считается, что даже созревший сыр продолжает жить в  пути, в магазине и даже в холодильнике -- буквально до того момента, когда его съедят. Поэтому упаковка в процессе изготовления играет очень важную роль. В качестве упаковки для сыров используются, преимущественно пакеты. Возможность созревания сыра в пакете -- важная составляющая вакуумной упаковки. Такая упаковка дает массу преимуществ, включая повышение объемов выпускаемой продукции, благодаря сохранению воды, снижению затрат на производство и созревание, а также профилактике образования плесени. Созревание в пакете может самым разнообразным образом сочетаться с традиционным созреванием и охватывать стадию хранения. Для упаковки плавленого сыра используется фольга.

Молоко. Упаковка для молока в магазине «24 часа»  представлена картонными пакетами различных  форм, производством которых занимается компания Tetra Pak. Основное преимущество материала, используемого компанией Tetra Pak для создания упаковки, заключается в том, что он представляет собой ламинат, состоящий из картонной основы, алюминиевой фольги (входит в состав упаковки для продуктов длительного срока хранения, не требующих охлаждения) и нескольких слоев полиэтилена. Полиэтилен создает эффективный барьер против бактерий и нежелательных внешних воздействий, таких как свет и атмосферный воздух, способных ухудшить качество продукта. Поверхность ламината для упаковки перед процессом формовки в пакеты стерилизуется перекисью водорода. Еще один плюс состоит в том, что пакеты запаиваются ниже уровня поступающей жидкости, то есть заполняется весь их внутренний объем, что полностью защищает содержимое от окисления.

Хлеб и хлебобулочные  изделия упакованы в полипропиленовые пакеты с красочной печатью.

Жиры. Растительные масла расфасованы в полимерные бутылки и герметично укупорены  колпачками из полиэтилена низкой плотности.

Сливочное масло  упаковано в пергамент, алюминиевую  кашированную фольгу, а также в  коробочки из полимерных материалов.

Кондитерские  изделия. Для упаковки кондитерских изделий используются, главным образом, следующие виды BOPP-пленки:

металлизированные - для завертки крупных конфет и шоколадных батончиков, вафель;

жемчужные ? для  упаковки шоколадных батончиков, печенья, крекеров;

прозрачные - для  фасовки конфет, пряников, сухарей, печенья, драже.

Чай и кофе. Чай  расфасован в мягкую и полужесткую  упаковку массой по 25, 50, 75, 100, 125, 150, 200 и 250 г, в пакетики для разовой заварки массой нетто 2; 2,5 и 3 г для однократной заварки на один стакан, а также в жесткую упаковку вместимостью от 0,05 до 1,5 кг -- металлические коробки.

Натуральный жареный  кофе упакован в: пакеты из комбинированных термосвариваемых материалов на основе алюминиевой фольги или металлизированной пленки; пакеты из термосвариваемых пленочных материалов; банки металлические и комбинированные, металлические сборные цилиндрические, стеклянные.

Крупы, макароны, сахар, соль, специи. Упаковка круп и  макарон представлена биаксиально  ориентированной полипропиленовой пленкой (ВОРР) с поверхностной или  с межслойной печатью. Как правило, барьерных свойств полипропиленовых материалов вполне достаточно, чтобы обеспечить необходимые сроки годности продукта.

Для расфасовки сахара и соли применен полиэтилен (ПЭВД), который может обеспечить защиту от влаги в течение длительного  времени. Он хорошо сваривается и  имеет удовлетворительные физико-механические характеристики.

Недорогие специи упакованы в ламинированную бумагу (бумага с полиэтиленом). При этом печать производиться на бумаге.

Соус, кетчуп, майонез. Для соуса, кетчупа, майонеза используется гибкая полимерная упаковка. Данная упаковка имеет ряд преимуществ:

За счет комбинации материалов с различными физическими  и химическими свойствами можно  создавать многослойные материалы  под упаковку конкретного продукта;

Малый вес упаковки по сравнению с весом упаковываемого продукта, что позволяет логистике  по доставке товара потребителю быть более эффективной;

Низкая стоимость  единицы гибкой упаковки по сравнению  с другими упаковочными материалами.

Пиво. Упаковка пива в исследуемом магазине представлена: полимерными, стеклянными бутылками  и алюминиевыми банками.

Недостатком в  использовании в качестве упаковки для пива полимерной бутылки является то, что она является самой свето-, воздухопроницаемой. Важнейшими характеристиками пивной тары являются степень ее свето- и воздухопроницаемости и если рекомендованный срок хранения пива в полимерной бутылке составляет не более трех месяцев, то на практике в такой бутылке сохраняются все свойства напитка в течение всего лишь одного месяца. Затем пиво начинает терять свои качества.

Ликероводочные  изделия. Ликероводочные изделия в магазине «24 часа» упакованы в бутылки обыкновенные и фигурные из цветного и обесцвеченного стекла и емкостью 0,05 ; 0,1 ; 0,25 ; 0,5л. Укупоривают такие бутылки алюминиевыми завинчивающимися и незавинчивающимися колпачками с картонной или пластмассовой прокладкой. Второй вид упаковки данных изделий в магазине - упаковка Bag-in-Box ( "мешок-в-коробке", англ.) - это фольгированный полиэтиленовый пакет с внутренним слоем из пищевого материала, снабженный вакуумным краном и упакованный в картонную коробку с ручкой для переноса. Упаковка BiB обладает свойствами термоса и позволяет хранить вино до 3 лет, а во вскрытом пакете - около месяца. К этим качествам стоит еще добавить компактность и удобство при транспортировке и хранении, к тому же весит Bag-in-Box гораздо меньше, чем бутылочный аналог.

В качестве потребительской  тары для упаковки папирос и сигарет  используют коробки из картона хром-эрзац  с внутренним пакетом (прокладкой) из котированной фольги или других материалов.

Коробки с сигаретами вставлены в наружный пакет (оболочку) из целлюлозной пленки.

Упаковка соков  в магазине «24 часа» представлена следующим видами:

стеклянные  широкогорлые бутылки и банки (значительно  увеличивают себестоимость продукции.)

также картонная  асептическая упаковка (она сделана из многослойного материала на основе картона с использованием алюминиевой фольги и полиэтилена, алюминиевая фольга предохраняет сок от взаимодействия с воздухом, плотный картон защищает от проникновения света, а стерильность упаковки и условий розлива в нее создает эффективный щит против бактерий).

Таким образом, в магазине «24 часа» для продовольственных  товаров наиболее популярными видами упаковки являются следующие: из полипропилена (в основном, для бакалеи, гастрономических товаров), а также стеклянные бутылки (соки, минеральные воды, ликероводочные изделия, слабоалкогольные напитки).

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, целью  контрольной работы являлось изучение значимости упаковки и ее совершенствование 

В теоритической  были рассмотрены теоретические  аспекты значимости упаковки для товаров. В результате чего было выявлено, что упаковка, является одним из важных факторов, способствующих сохранению качества товара, так как она не только защищает продукцию от повреждений, но и является одним из действенных факторов маркетинга, была исследована упаковка продовольственных товаров на примере мурманского магазина «24 часа». Был рассмотрен основной ассортимент товара и на основании некоторых групп товара была изучена упаковка. На основании чего можно сделать следующие выводы: основными видами упаковки являются: полипропилен, стеклянная тара. В качестве недостатков можно отметить следующее: для упаковки яиц использовались целлофановые пакеты, что является достаточно неудобным и непрактичным, для упаковки пива используются полимерные бутылки, которые не способны надолго сохранять все свойства напитка. Относительно положительных сторон можно отметить использование таких видов упаковки как case ready (пластиковый поддон с верхним упаковочным слоем) для мясных полуфабрикатов, а также упаковка Bag-in-Box - для упаковки вина. В основном, упаковка продовольственных товаров исследуемого магазина отвечала всем требованиям, которые предъявляются к сохранению качества товара.

Рынок упаковки более 10 лет движется по пути интенсивного развития. Объем производства упаковки ежегодно возрастает на 10-15%.

Все большее  значение приобретает упаковка как  фактор повышения конкурентоспособности  отечественных товаров и их защиты от подделок. Основные потребители  упаковочной индустрии заинтересованы в безопасной, привлекательной, экологически чистой и легко перерабатывающейся упаковке.

Упаковочная индустрия  оформилась как самостоятельная, динамично  развивающаяся отрасль. Реагируя на растущие потребности упаковочного рынка, она привела к появлению в нашей стране новых технологий, отраслевой инфраструктуры и современных предприятий, производящих упаковочные материалы и изделия.

Затраты отечественных  производителей на упаковку своих товаров  оцениваются в 17,9 млрд. долл. США. Средний уровень потребления упаковки составляет около 80 кг на человека. Это значительно меньше, чем в большинстве развитых стран, но рост этого показателя выше среднемировых темпов.

Упаковочная отрасль  тесно связана практически со всеми секторами экономики. В  первую очередь с пищевой, косметической, фармацевтической, легкой промышленностью. Здесь роль упаковки вышла за рамки выполнения таких функций, как сбережение товаров, обеспечение их хранения и транспортировки.

Все большее  число вопросов, связанных с дальнейшим развитием упаковочной отрасли становится в разряд общегосударственных. Рост влияния упаковки на развитие экономики, ее экспортных возможностей требует соответствующей оценки и подходов со стороны структур законодательной и исполнительной власти. В этих условиях необходима разработка стратегии развития российской упаковочной отрасли, отвечающая потребностям национальной экономики и рассчитанная на перспективу. Она должна базироваться на поддержке отечественного производства упаковки, принципах ресурсосбережения, применения малоотходных и безотходных технологий, развития среднего и малого предпринимательства.

Реализация  разработанной стратегии развития упаковочной отрасли позволит национальным производителям занять превалирующее  положение на внутреннем рынке и  стать конкурентом иностранных производителей на рынках других государств.

К сожалению, сложная  ситуация в сфере обращения с  бытовыми отходами требует применения неотложных и действенных мер, которые  необходимо направить на защиту окружающей среды, сохранение здоровья населения, привлечение в хозяйственный оборот дешевых вторичных материальных ресурсов, в том числе и на предотвращение накопления использованной тары и упаковки.

В настоящее  время в России «узкими местами» в проблеме утилизации использованной упаковки являются:

· отсутствие источника  финансирования раздельного сбора  и утилизации;

· отсутствие мощностей  по сортировке, обеззараживанию и  рециклингу.

Технический прогресс и экономические реалии заставляют нас вслед за Европой делать выбор  в пользу рециклинга материалов упаковки, а значит в пользу развития рынка упаковочных отходов. Доля рециклинга в странах с развитой экономикой очень высока. В Японии сортировке и переработке подвергается 95% упаковочных отходов. В Швейцарии доля переработки бумаги и картона доходит до 49%, а стекла до 65%. В Швеции перерабатывается около 83% алюминиевых банок. В нашей стране перерабатывается 20% упаковочных отходов. [19]

Таким образом, Беларусь продемонстрирует экономический  и научно-технический потенциал  индустрии упаковки и укажет пути для привлечения национальных и зарубежных предпринимателей к взаимовыгодному сотрудничеству в сфере обращения упаковки и упаковочных отходов. Разработка новых способов сохранности продуктов продолжает оставаться одной из актуальнейших задач промышленности.

 


 

Список  использованных источников

 

  1. Бойко А. Г. Российская упаковка. / Принт менеджер. - № 3 (37). - 2007. – 395 с.
  2. Бойко А. Г. Упаковочная отрасль для пищевых производств. / Тара и упаковка. - № 5. - 2007. – 458 с.
  3. Виноградова С. Н. Организация и технология торговли:. - 2-е изд., перераб. - Мн.: Выш. шк., 2005. - 479 с.
  4. Дашков А. П., Памбухчнганц В. К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 700 с.
  5. Карасев Ф. Роль упаковки на современном продовольственном рынке. / Маркетинг и практика предпринимательства. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 529 с.
  6. Козюлина Н. С. Продавец, контролер-кассир. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006. - 396 с.
  7. Лыткин Д. Л. Состояние рынка упаковочных материалов. / Маркетинг в России и за рубежом. - № 5. - 2003. – 412 с.
  8. Молоткова Н.В., Соседов Г.А. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 128 с.
  9. Муравина И. В. Основы товароведения. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
  10. Неверов А.Н. Товароведение и экспертиза промышленных товаров. - М.: МЦФЭР, 2006. - 848 с.
  11. Шевченко В. В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 544 с.

 


Информация о работе Определение важнейших показателей качества упаковки