Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:25, контрольная работа
Цель данной работы изучить основные методы и процедуру
маркетинговых исследований рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать следующее задачи:
- познакомиться с понятием маркетинговых исследований,
- узнать основные этапы, методы и типы маркетинговых исследований,
- изучить виды маркетинговой информации и методы ее сбора.
себя данные, опубликованные в открытых источниках — официальных
изданиях государственных учреждений, составленные в самой фирме или же предоставленные ей, обычно за плату. Вторичная информация очень ценна своей удобной для восприятия формой, она дешевле и более доступна.
Поэтому, ознакомившись со вторичной информацией, чаще всего
приступают к самостоятельному сбору первичной информации. Именно это и
называется маркетинговым исследованием.
К основным методам такого исследования относятся:
наблюдение — сбор информации путем простого наблюдения за тем, что
происходит на рынке; разновидность наблюдения - так называемое включенное
наблюдение, когда исследователь предпринимает непосредственное внедрение в
обстановку, этот метод больше подходит для поисковых исследований;
эксперимент — отбор сопоставимых между собой групп, контроль за переменными составляющими и установление степени значимости наблюдаемых различий с целью вскрыть причинно-следственные связи;
опрос, или социологическое обследование, — наиболее
распространенный метод, удобный для описательных исследований.
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.
Социологическое обследование складывается из нескольких стадий,
каждая из которых связана со своими проблемами.
Первая стадия — определение выборки, т.е. круга опрашиваемых.
Вторая стадия — определение путей (способов) контакта с
опрашиваемыми (респондентами).
Беседа по телефону — самый простой метод оперативного сбора
информации, но при этом можно опрашивать только тех, у кого есть телефон,
что применительно к нашим условиям сразу же закладывает систематическую
ошибку выборки.
Анкета, рассылаемая по почте, требует простых, четко
сформулированных вопросов, а процент и скорость возврата таких анкет
обычно невелики.
Личное собеседование — самый универсальный из способов проведения
опроса, но и самый дорогой. Он требует тщательного планирования и контроля.
Личные собеседования бывают индивидуальные и групповые. Индивидуальные
собеседования предполагают посещение людей на дому или по месту работы,
но могут проводиться и прямо на улице, в магазине и т.д. При групповом
собеседовании, которое распространено гораздо меньше, особенно в наших
условиях, приглашают 6—10 человек на несколько часов для беседы со
специально подготовленным интервьюером о товаре, услуге, организации или
какой-либо иной маркетинговой проблеме. За участие в беседе опрашиваемым
обычно выплачивают небольшое денежное вознаграждение.
Третья стадия — составление вопросника.
Четвертая стадия — собственно проведение обследования. В целом это
самый простой процесс, для которого нередко используют непрофессионалов,
нуждающихся в заработке и получающих минимальный инструктаж (например,
студентов).
Существует, однако, и специфическая проблема — как обеспечить
добросовестность опроса. Для этого разработаны особые методы контроля, но
многое может дать и простая заинтересованность лиц, проводящих опрос.
Пятая стадия — обработка данных. Анализируя первичную информацию,
исследователь сводит полученные данные в таблицы, на основе которых
выводятся такие показатели, как распределение частотности, средние уровни,
взаимосвязи факторов и т.д.
Построение анкеты:
Типы вопросов: известны два типа вопросов — открытые и закрытые.
Закрытыми называются вопросы, к которым опрашиваемому предлагается несколько вариантов ответа — и он выбирает один из них. Возможно несколько вариантов закрытых вопросов:
- альтернативные, предполагающие ответ "да" или "нет";
- выборочные, предполагающие несколько вариантов ответа;
- ранжировочные, предлагающие выбрать на заранее составленной шкале пункт, наиболее соответствующий представлениям респондента;
Открытые вопросы предполагают свободную форму ответа (своими
словами). Наиболее распространенный вариант открытого вопроса —
бесструктурный (например: "Какого вы мнения о такой-то услуге?"; "Какие
недостатки вы обнаружили в нашем обслуживании?"). Возможны и другие
усложненные варианты: подбор ассоциации, завершение предложения или
рассказа и т.д.
Вопросы, отражающие праздный интерес, следует опускать, поскольку
они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы (но, с другой
стороны, такие вопросы иногда нужны для отвлечения внимания респондента
или чтобы заинтересовать его).
Типичные ошибки при разработке анкеты. Другой способ помочь усвоить
правила построения анкеты — перечислить типичные ошибки, встречающиеся
в анкетах:
- использование нечетких, допускающих разную трактовку понятий
("много", "мало", "часто", "семейное положение" и т.д.);
- вопросы личного характера, способные насторожить, или такие, на
которые обычно не хотят отвечать (о доходах, возрасте и т.п.);
- вопросы, на которые практически невозможно ответить (цифры, которые люди чаще всего не помнят, например о сумме затрат в прошлом году или о частоте посещений книжного магазина);
- вопросы, сформулированные слишком прямолинейно (например:
"Хотели бы вы, чтобы в вашем микрорайоне было кафе?"; положительный ответ
вовсе не означает, что респондент намерен посещать кафе более или менее
регулярно, а ведь именно это нас интересовало);лишние вопросы, не нужные
для цели;
- оценка в постановке вопроса (например: "Известно ли вам, что
продукция нашей фирмы отличается высочайшим качеством?");
- неправильная последовательность вопросов;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Маркетинговые исследования проводятся за счёт предпринимателя,
заинтересованного в их результатах, т.е. за счёт фирм-производителей и
продавцов товаров и услуг. Большинство крупных компаний имеет
подразделения для проведения маркетинговых исследований. Такие
исследования сопряжены со значительными затратами, но эти затраты
окупаются благодаря повышению эффективности продаж и снижению
коммерческих рисков.
Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем
маркетинговых исследований исходя из имеющихся у нее возможностей и
потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых
исследований, проводимых различными фирмами, могут быть разными. Так,
существуют следующие тенденции и особенности
маркетинговых исследований:
- устойчивость во времени приоритетности для фирм отдельных видов
исследований;
- аметный рост доли фирм, проводящих различные виды исследований,
что свидетельствует о расширении фирмами круга своей исследовательской
деятельности;
- различная популярность отдельных видов исследований у фирм,
ориентированных на потребительский рынок и предприятий, выпускающих
товары производственного назначения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – М.: Финпресс, 2008
2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 2005
3. Дурович А.П. Практика маркетинговых исследований. – М.: Издательство Гревцова, 2008
4. Ким С.А. Маркетинг. – М.: Дашков и Ко, 2010
5. Просветов Г.И. Маркетинговые исследования. Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2008
6. Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. Маркетинг. – М.: Инфра-М, 2010
7. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования. – М.: Экономист, 2005
Информация о работе Основные методы и процедуры маркетинговых исследований рынка