Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 14:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – определить основные направления совершенствования маркетинговой деятельности страховой компании.
Для достижения обозначенной цели поставлены следующие задачи:
определить природу услуг и их классификацию;
охарактеризовать отличительные черты услуг и их маркетинговое значение;
определить понятие страхового маркетинга и страховой услуги;
рассмотреть специфику страхового маркетинга;
дать общую характеристику страховой компании ОАО «Росгосстрах»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГА УСЛУГ…………………………….5
1.1. Природа услуг и их классификация…………………………………………5
1.2. Отличительные черты услуг и их маркетинговое значение…………….....8
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГА В СТРАХОВАНИИ……………..12
2.1. Понятие страхового маркетинга. Страховая услуга………………….......12
2.2. Специфика страхового маркетинга………………………………………...15
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО «РОСГОССТРАХ»………………………………………..22
3.1. Общая характеристика страховой компании ОАО «Росгосстрах»……...22
3.2. Оценка маркетинговой деятельности компании ОАО «Росгосстрах»….24
3.3. Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности компании ОАО «Росгосстрах»………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………35
Из выше перечисленного следует, что услуги неосязаемы, неотделимы, изменчивы и не подлежат хранению. Каждая характеристика связана со специфическими проблемами и требует использования определенных стратегий. Маркетологи должны найти способы «сделать неосязаемое осязаемым», увеличить производительность труда продавцов услуг, повысить и привести к единым стандартам качество услуг и регулировать предложение в периоды повышенного спроса или его спада.
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГА В СТРАХОВАНИИ
2.1. Понятие страхового маркетинга. Страховая услуга
Страховой маркетинг как один из специфических видов маркетинговой науки начал формироваться в конце 70-х – середине 80-х годов XX в. в страховых компаниях стран Западной Европы и США. Для России создание маркетинговых элементов в деятельности страховщиков затянулось еще на десятилетие.
Изначально понятие «страховой маркетинг» воспринималось многими как некий набор методов, с помощью которых легко продать страховой продукт. Отсюда внимание, прежде всего, к сбыту, увлечение сетевым маркетингом, психологией, школами страховых агентов. Затем к этому добавилось осознание необходимости рекламы.
В настоящее же время маркетинг в страховании представляет собой систему деятельности страховой компании, включающую изучение состояния страхового рынка и перспектив спроса на страховые услуги, организацию работы, направленной на реализацию страховых продуктов страховщика, разработку и внедрение новых видов страховых операций4.
Страховой рынок — это особая сфера отношений, опосредующих процесс купли-продажи специфического товара — страховой услуги. Под страховой услугой понимается продукт, который страховщик продает как страховое обязательство возместить возможный ущерб страхователю при наступлении страхового случая, причем страхователь платит страховщику за это обязательство определенную сумму в виде страхового взноса, которая определяется величиной страхового тарифа5.
Целями страхового маркетинга могут являться:
Главными задачами маркетинга являются изучение и формирование спроса на страховые услуги, а также удовлетворение страховых интересов6. Формирование спроса — это целенаправленное воздействие на потенциальных покупателей в целях повышения существующего уровня спроса до желаемого уровня, приближающегося к уровню предложения данной компании. Эта задача включает в себя целый ряд мероприятий по привлечению клиентуры как потенциальных страхователей к услугам данного страхового общества:
Вторая задача маркетинга заключается в удовлетворении страховых интересов. Реализация этой задачи с помощью высокой культуры страхового обслуживания — залог нового спроса на страховые услуги.
Страховой маркетинг существенно отличается от маркетинга в области товарного производства, что вызвано, прежде всего, спецификой страховых услуг, которая состоит в следующем:
Итак, страховой маркетинг — это система понятий и приемов, с помощью которых достигается взаимопонимание и эффективное взаимодействие страховщика и страхователя. Специфика маркетинга в страховании определяется особенностями самих страховых услуг.
2.2. Специфика страхового маркетинга
Цикл маркетинга в страховании включает следующие четыре этапа7:
Рассмотрим каждый из этих этапов.
Исследование страхового рынка
На этапе исследования страхового рынка осуществляется выявление потребностей клиентов и анализ степени их удовлетворения услугами, предлагаемыми на страховом рынке.
Суть данного этапа состоит в поиске соприкосновения интересов страховой компании, заинтересованной в максимальном сбыте страховых услуг, и страхователей, стремящихся получить страховую защиту от наиболее опасных, по их мнению, рисков.
Его задачами являются:
Для решения задач, поставленных на этом этапе, осуществляется оценка состояния страхового рынка, степени его монополизации и конкуренции на нем. Анализируется деятельность других страховщиков, их число, финансовая мощь, объем и виды предлагаемых ими услуг, способы их реализации. Изучаются потенциальные страхователи, их число, структура (по возрасту, доходам, роду деятельности, характеру потребностей и т.д.). Оценивается платежеспособный спрос рынка страховых услуг, возможности его роста.
На основе анализа величины неудовлетворенного спроса на страхование по объемам и видам услуг, а также собственных организационных и финансовых возможностей страховщик разрабатывает план деятельности по освоению исследуемого страхового рынка, который включает:
Разработка страховых услуг
Задачами данного этапа являются:
Следует иметь в виду, что жизненный цикл страхового продукта, как правило, состоит из четырех стадий:
Следует стремиться по возможности к тому, чтобы страховой продукт, с которым компания выходит на рынок, находился на первой стадии жизненного цикла. Для этого важно как можно раньше определить вид услуги, который будет востребован на рынке, и способствовать возникновению и расширению спроса на нее. Если страховая компания предлагает на страховом рынке услуги, аналогичные услугам конкурентов, то следует внести в них определенные коррективы, приспособив их в большей степени к потребностям клиентов. При этом важно найти «изюминку», которая выделяла бы предлагаемую услугу среди аналогичных услуг. Другим способом завоевать рынок в этом случае является снижение размера тарифных ставок. Однако к такой мере следует подходить осторожно, чтобы не создать финансовые трудности у компании.
Организация рекламы страховых услуг
Страховая реклама является одним из основных способов продвижения страховой услуги от страховщика к страхователю. Это также один из методов воздействия на клиентуру, направленный на завоевание рынка страховой компанией. Привлечение страхователей с помощью различных видов рекламы является важным инструментом конкурентной борьбы на страховом рынке.
Обычно выделяют два вида рекламы – рекламу страховой компании (имиджевую рекламу) и рекламу страховых услуг.
Реклама страховой компании имеет целью формирование положительного имиджа страховщика, благожелательного общественного мнения к его деятельности. Положительный имидж страховщика оказывает сильное мотивационное воздействие на поведение физических и юридических лиц, желающих заключить договор страхования, позволяет страховщику существенно увеличить число заключаемых договоров страхования и ослабить влияние на рынок его конкурентов. Поэтому основными задачами имиджевой рекламы являются:
Реклама страховых услуг имеет целью формирование у физического или юридического лица потребностей в заключении договора страхования. Основными задачами такой рекламы являются: