Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:50, курсовая работа
Цель исследования — выяснить пути совершенствования деятельности по формированию ассортимента в розничной торговле ОАО «Свитанак».
При написании работы, применялись такие методы исследования, как статистический метод, методы факторного анализа.
Для достижения цели написания курсового проекта были поставлены и решены следующие задачи:
— выяснить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в розничной торговле;
— дать краткую организационно-экономическую характеристику ОАО «Свитанак»;
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Сущность и содержание деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле 8
1.1. Содержание, цели и особенности коммерческой деятельности на розничном рынке 8
1.2. Торговый ассортимент и его классификация 11
1.3. Факторы, определяющие формирование ассортимента товаров в магазине 15
1.4. Ассортиментный перечень товаров: значение, содержание, порядок разработки и утверждения 19
1.5. Контроль за соблюдением ассортиментов товаров в магазине 22
ГЛАВА 2. Анализ управления торговым ассортиментом на ОАО «Свитанак» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Свитанак» 27
2.2. Состояние и эффективность коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле ОАО «Свитанак» 32
ГЛАВА 3. Основные пути совершенствования деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле ОАО «Свитанак» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Поскольку нигде не наблюдается сокращения ассортиментных позиций ОАО «Свитанак», то можно утверждать, что на протяжение 2010-2012 гг. ОАО «Свитанак» придерживалась стратегии умеренного ассортиментного расширения перечня реализуемых товаров.
Анализ финансового состояния ОАО «Свитанак» по состоянию на 01.01.2013 г. представлен в таблице 2.10.
Таблица 2.10. — Анализ финансового состояния ОАО «Свитанак» по состоянию на 01.01.2013 г.
Наименование показателя |
На начало года |
На конец года |
Норматив |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,088 |
1,081 |
К1 >= 1 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,061 |
0,069 |
К2 >= 0,1 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
0,500 |
0,543 |
К3 <= 0,85 |
Примечание — Источник : [Собственная разработка на основе данных бизнес-плана ОАО «Свитанак»].
Данные о дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Свитанак» отражены в таблице 2.11.
Таблица 2.11. — Данные о дебиторской и кредиторской задолженности.
на 1.01.2012 г. |
на 1.01.2013 г. | |||
млн.руб. |
днях |
млн.руб. |
днях | |
1. Расчёты с дебиторами, всего |
1094 |
11 |
1258 |
11 |
в т.ч. просроченная задолженность |
- |
- |
- |
- |
2. Расчёты с кредиторами |
3112 |
31 |
3952 |
34 |
в т.ч. просроченная задолженность |
- |
- |
- |
- |
Примечание — Источник : [Собственная разработка на основе данных бизнес-плана ОАО «Свитанак»].
Расчёты с поставщиками ведутся согласно договорных обязательств с соблюдением сроков расчётов, кроме того ОАО «Свитанак» работает со многими поставщиками товаров на основании договоров комиссии, что способствует как расширению рынка реализации данных видов товаров, так и получению дополнительных доходов. Расчёт потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда на ОАО «Свитанак» отражен в таблице 2.12.
Таблица 2.12. — Расчёт потребности в трудовых ресурсах и расходов на оплату труда на ОАО «Свитанак».
Показатели |
2011 г. |
2012 г. |
Темп роста, % |
В том числе | ||
I кв. |
6 мес. |
9 мес. | ||||
1. Среднесписочная численность, человек |
354 |
350 |
98,9% |
346 |
348 |
350 |
2. Расходы на оплату труда, млн.руб. |
3431 |
3877 |
113% |
860 |
1860 |
2960 |
3.
Отчисления на социальные |
1211 |
1360 |
113% |
301 |
651 |
1036 |
4. Нагрузка на 1 работника, млн.руб. |
9,8 |
11,3 |
115% |
9,8 |
10,6 |
11,2 |
Примечание — Источник : [Собственная разработка на основе данных бизнес-плана ОАО «Свитанак»].
При условии выполнения инвестиционного плана и плана мероприятий по экономии ТЭР, показателя по росту производительности труда прогнозируется повышение среднемесячной заработной платы за 2013 г. в среднем на 113%, при этом планируется снизить численный состав работающих. Развитие и эффективность использования розничной торговой сети отражены в таблице 2.13.
Таблица 2.13. — Показатели, характеризующие эффективность использования основных средств ОАО «Свитанак».
Примечание — Источник : [Собственная разработка на основе данных бизнес-плана ОАО «Свитанак»].
На основании данных таблицы 2.13 можно установить, что на ОАО «Свитанак» наблюдается рост объемов розничного товарооборота с 32833 млн. руб. в 2010 г., до 54937,4 млн. руб. в 2011 г. и до 98510 млн. руб. в 2012 г., что характеризуется темпом роста розничного товарооборота за 2012/2011 годы — 179,31 %, за 2012/2010 годы — 300,03 %. В абсолютном выражении розничный товарооборот вырос за 2010-2012 гг. на 65677,00 млн. руб. На основании данных таблицы 2.13 можно установить, что количество торговых точек и общая торговая площадь ОАО «Свитанак» в период с 2010 г. по 2011 г. неизменны, а в 2012 г. одна торговая точка ликвидирована. Товарооборот на 1 магазин и на 1 м. кв. торговой площади ОАО «Свитанак» постоянно растут. Положительным моментом является положительная рентабельность продаж, величина которой составила в 2010 г. — 0,21 %, в 2011 г. — 2,64 %, в 2012 г. — 1,51 %. Развитие и эффективность использования розничной торговой сети ОАО «Свитанак» отражены в таблице 2.14.
Таблица 2.14. — Развитие и эффективность использования розничной торговой сети ОАО «Свитанак».
Примечание — Источник : [Собственная разработка на основе данных бизнес-плана ОАО «Свитанак»].
На основании данных таблицы 2.14 можно установить, что среднегодовая стоимость основных средств торговли в период 2010-2012 гг. неуклонно растет. Так ее величина составила в 2010 г. — 3332,5 млн. руб., в 2011 г. — 3724 млн. руб., в 2012 г. — 6392 млн. руб.
Среднегодовая стоимость активной части основных средств выросла в период 2010-2012 гг. на 3017,20 млн. руб., тем проста составил 184,52 %.
Фондоотдача и фондоемкость в период 2010-2012 гг. менялась незначительно, темп роста составил для фондоотдачи 103,13 %, и для фондоемкости — 96,96 %.
Фондовооруженность за 2010-2012 гг. показывает тенденцию к постоянному росту, что привело к совокупному темпу роста за 2010-2012 гг. на 165,09 %.Прибыль на 1 рубль основных средств в 2010-2012 гг. ежегодно растет, что обусловлено общим ростом прибыли в рассматриваемый период.
Обобщив и подытожив материалы второй главы, можно прийти к следующим выводам.
ОАО «Свитанак» создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. В соответствии с целью и законодательством Республики Беларусь, предметом деятельности ОАО «Свитанак» являются оптовая и розничная торговля. Лицензируемым видом деятельности Предприятия является: «Розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание».
Проведенный в работе анализ ОДО «Стройматериалы» показал, что организация осуществляет активную коммерческую деятельность и прогрессирует в своем развитии.
Планирование и формирование ассортимента являются важнейшими бизнес-процессами большинства розничных сетей. В зависимости от сектора рынка организация этого процесса требует различного подхода. В случае если большая часть ассортимента компании не имеет выраженной сезонности, достаточно определить количество необходимого для заказа товара на основании продаж за предыдущие периоды методом усреднения.
Для анализа перспективы развития ассортиментной политики ОАО «Свитанак» используем ABC-анализ (таблица 3.1).
Таблица 3.1. — Правило формирования результатов двухфакторного ABC-анализа ассортиментных позиций.
Продажи |
Прибыль | ||
A |
B |
C | |
A |
Группа товаров, обеспечивающая основной доход. Необходимо обеспечить их 100%-ное наличие |
Группа обеспечивает приток клиентов, прибыль невысокая, следует поддерживать более низкий уровень доступности товаров. Требуется постоянное внимание к наличию товара |
Товары, не приносящие существенной прибыли, но обеспечивающие приток посетителей и объем продаж. С целью сокращения издержек следует поддерживать страховой запас на невысоком уровне |
B |
Группа товаров, приносящая существенный доход, но обладающая средней популярностью. Уровень доступности должен быть высоким. Необходим постоянный контроль наличия товара |
Товары средней важности. Уровень доступности невысокий. Периодический контроль наличия запаса |
Группа товаров, не приносящих существенной прибыли и не пользующихся высокой популярностью. Уровень доступности низкий. Контроль наличия — периодический |
С |
Товар, приносящий хороший доход, но непопулярный. Уровень доступности невысокий. Доставка под заказ |
Товар непопулярный, приносящий средний уровень дохода. Уровень доступности низкий. Доставка под заказ |
Товар непопулярный, не приносящий дохода. Уровень доступности минимальный. Доставка под заказ. Сокращение ассортимента |
Примечание — Источник : [14, с. 211].
Этот метод позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности. Он эффективен для выделения из множества влияющих факторов и элементов тех, которые имеют особое значение для достижения поставленных целей и поэтому должны обладать высоким приоритетом. ABC-анализ позволяет классифицировать ресурсы компании по степени их важности, опираясь на правило Парето, согласно которому 20 % элементов обеспечивают 80 % результата.
По отношению к формированию ассортимента правило Парето может звучать так: 20 % товарных позиций приносят 80 % прибыли, следовательно, надежный контроль 20 % ассортимента позволяет на 80 % контролировать всю систему (ассортимент).
ABC-анализ всего реестра позиций ОАО «Свитанак» проведем по двум факторам: объем продаж и прибыль, получаемая с позиции.
При этом под прибыльностью ассортиментной позиции понимается не размер устанавливаемой наценки, а сумма чистой прибыли (за вычетом всех расходов, включая операционные издержки аптеки, налоги и т. д.), которую приносит каждая отдельная товарная позиция. Поскольку оборачиваемость многих дорогостоящих позиций невелика, целесообразно анализировать прибыльность ассортимента за период не менее квартала.
Пронумеруем ассортиментные подгруппы ОАО «Свитанак» в виде следующего списка:
1. Мороженное.
2. Рыбные консервы.
3. Соки.
4. Кондитерские изделия.
5. Пряности.
6. Мука и мучные полуфабрикаты.
7. Крупяные изделия.
8. Безалкогольные напитки.
9. Алкогольные напитки.
10. Табачные изделия.
11. Парфюмерно-косметические изделия.
12. Моющие средства.
13. Бумажно-беловые товары.
14. Канцелярские принадлежности.
15. Галантерейные товары.
16. Электротовары.
17. Товары бытовой химии.
18. Чулочно-носочные изделия.
19. Товары из пластмасс.
20. Товары хозяйственного обихода.
В результате проведения двухфакторного ABC-анализа весь ассортимент разделяют ОАО «Свитанак» на 9 групп (таблица 3.2).
Таблица 3.2. — Результат проведения двухфакторного ABC-анализа ассортиментных позиций ОАО «Свитанак» за 2010-2012 гг.
Продажи |
Прибыль | ||
A |
B |
C | |
A |
6. Мука и мучные полуфабрикаты. 7. Крупяные изделия. 9. Алкогольные напитки. 10. Табачные изделия. |
11. Парфюмерно-косметические изделия. |
18. Чулочно-носочные изделия. 19. Товары из пластмасс. |
B |
4. Кондитерские изделия. 5. Пряности. 1. Мороженное. 2. Рыбные консервы. 3. Соки. |
8. Безалкогольные напитки. 12. Моющие средства. |
17. Товары бытовой химии. |
С |
16. Электротовары. |
15. Галантерейные товары. |
14. Канцелярские принадлежности. 20. Товары хозяйственного обихода. 13. Бумажно-беловые товары. |
Примечание — Источник : [Собственная разработка на основе данных бизнес-плана ОАО «Свитанак»].
а основании таблицы 3.2 можно установить, что наиболее значимыми в плане рентабельности являются следующие ассортиментные подгруппы: «Мука и мучные полуфабрикаты», «Крупяные изделия», «Алкогольные напитки» и «Табачные изделия».
На основании таблицы 3.2 можно установить, что наименее значимыми в плане рентабельности являются следующие ассортиментные подгруппы: «Канцелярские принадлежности», «Товары хозяйственного обихода» и «Бумажно-беловые товары».
Считаем, что на ОАО «Свитанак» будет рациональным сокращение товарных запасов по ассортиментным подгруппам «Канцелярские принадлежности», «Товары хозяйственного обихода», «Бумажно-беловые товары» до минимального потребительского спроса (цифры приведены по состоянию на 2012 г.) : «Канцелярские принадлежности» с 6,88 млн. руб. до 2 млн. руб.; «Товары хозяйственного обихода» с 5,94 млн. руб. до 1 млн. руб.; «Бумажно-беловые товары» с 5,39 млн. руб. до 1 млн. руб. Экономия оборотного капитала: (6,88-2)+(5,94-1)+(5,39-1) = 14,21 млн. руб.
Полученные в результате сокращение товарных запасов по ассортиментным подгруппам «Канцелярские принадлежности», «Товары хозяйственного обихода», «Бумажно-беловые товары» до минимального потребительского спроса средства в сумме 14,21 млн. руб. должны быть направлены на расширение ассортиментного перечня по группам «Мука и мучные полуфабрикаты», «Крупяные изделия», «Алкогольные напитки» и «Табачные изделия».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования темы были сформулированы следующие теоретические выводы и сделаны следующие предложения.
С экономической точки зрения, ассортимент — это отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Товарный ассортимент представляет собой набор товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку или совокупности признаков (вид, цвет, размер и т.д.). Производственный ассортимент товаров представляет собой перечень товаров (номенклатуру), выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства. Торговый ассортимент — перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.
Формирование ассортимента — это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения — от производства до потребления.
ОАО «Свитанак» является коммерческой организацией, уставный фонд которой разделен на доли (акции) ее участников (акционеров). Место нахождения: 231799, город Слоним, улица Красноармейская, 4. Основной целью деятельности ОАО «Свитанак» является получение прибыли.