Особенности лоббирования в PR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:
1. Исследовать суть и специфику лоббирования;
2. Обозначить средства лоббирования, используемые в PR;
3. Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной практике;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................0
Глава I Лоббирование как метод продвижения базисного субъекта PR...…...0
1.1 Суть и специфика лоббирования ……………………...................................0
Глава II Продвижение имиджа компании в коммуникативной среде масс-медиа посредством лоббирования ……………...………………………………0
2.1 Средства лоббирования на службе PR имиджа компании..........................0
Глава III Анализ лоббистской деятельности в России …………….………….0
3.1 Опыт лоббирования в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......0
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……….........0

Вложенные файлы: 1 файл

Стаценко В.А.(Лоббирование).docx

— 62.58 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра связей с общественностью и социальных коммуникаций

 

 

                                                                          Заведующий кафедрой 

                                                                          канд. полит. наук, доцент

                                                                          Р.З. Близняк

                                                                         

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности лоббирования в PR

 

 

Работу выполнила _______________________________В.А.Стаценко

факультет  педагогики, психологии

и коммуникативистики,

спец. 350400 – Связи с общественностью

       Научный  руководитель,___________________________К.В. Виноградова

       канд. ист. наук, доц.

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2013

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................0

Глава I Лоббирование как метод продвижения базисного субъекта PR...…...0

    1. Суть и специфика лоббирования ……………………...................................0

Глава II    Продвижение имиджа компании в коммуникативной среде масс-медиа посредством лоббирования ……………...………………………………0

2.1   Средства лоббирования на службе PR имиджа компании..........................0

Глава III Анализ лоббистской деятельности в России …………….………….0

3.1 Опыт лоббирования в  России

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......0

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….……….........0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время тема исследования лоббистской деятельности является чрезвычайно актуальной. В то время как данное направление широко используется в политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, как например, в коммуникационном менеджменте. Для того, чтобы многогранно оценить такое понятие как лоббизм, необходимо прибегнуть к изучению его истории, именно это помогает выявить основные тенденции и направления лоббистской деятельности.

Объектом данной курсовой работы является лоббирование как метод продвижения субъекта, предметом – средства лоббирования, и их отражения в разных культурах проведения данной деятельности.

Цель данной курсовой работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же проанализировать историю и основную специфику лоббирования в России. На основе поставленной цели целесообразно выделить следующие задачи:

  1. Исследовать суть и специфику лоббирования;
  2. Обозначить средства лоббирования, используемые в PR;
  3. Ознакомиться с осуществлением процесса лоббирования в отечественной практике;

Географические рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации.

Хронологические рамки исследования – 1830 – 2011 гг.,

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

1. Лоббирование  как метод продвижения базисного  субъекта PR

 

1.1 Суть и специфика  лоббирования

 

Сегодня нередко в политической сфере, в среде масс-медиа и в широкой общественности можно услышать термин «лоббирование». На Западе этот термин ассоциируется с бескомпромиссными, твердыми в своей позиции представителями чьих-либо интересов в государственных кругах. О лоббировании здесь говорят тогда, когда имеет место реальная власть и реальные выгоды для субъекта, чьи интересы продвигает лобби – человек, занимающийся непосредственно представлением интересов субъекта во властных структурах. На Западе, как и в США, лоббизм признан законной деятельностью и урегулирован рядом документов, в связи, с чем является более организованной и открытой деятельностью. Например, В США в соответствии с законом 1946 года занятия такого рода деятельностью требуют регистрации и ежеквартального информирования об источниках своего дохода.

Лоббирование интересов, помимо общественных организаций, отдельных лиц и др., интересно таким субъектам как бизнес-структуры. К. Маркс писал, что главная цель организации, занимающейся бизнесом, – получение максимальной прибыли. При этом, он ввел понятие прибавочной стоимости, которая складывается из нефинансовых ресурсов. Одним из таких ресурсов является имидж организации, который сегодня возможно сформировать при помощи средств лоббирования. Таким образом, лоббирование позволяет бизнес-структурам получить прибавочную стоимость, о которой писал К. Маркс, и достичь своей основной цели – получение максимальной прибыли.

В России лоббирование четко ассоциируется с понятием коррупции, трактуемым как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами»1. Многие исследователи говорят, что это обусловлено тем, что данная сфера недостаточно урегулирована законодательно в связи, с чем появляются нелегальные методы и средства достижения целей российских лобби.

Само понятие «лоббирование» появилось в правительственных кругах США в 1830-ом году. По словам историков, представители различных заинтересованных групп проводили многие часы в кулуарах («lobby» – в переводе с латинского «кулуар», «холл», «вестибюль») залов заседаний законодательных органов Соединенных Штатов, надеясь провести переговоры с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин нередко используется неадекватно для обозначения всех видов политического влияния. Поскольку широко распространена точка зрения, что лоббисты часто используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей, понятие «лоббизм» содержит в себе негативный смысловой оттенок.

Несмотря на явную неточность современного использования термина, можно очертить некоторые строгие границы этого понятия2.

1) Лоббирование связано  лишь с принятием государственных  решений. Решения, принимаемые частными  лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены  влиянию интересов определенных  заинтересованных групп, однако  такое влияние не принято называть  лоббизмом.

2) Все виды лоббизма  мотивированы желанием оказать  влияние. Многие действия или  события могут воздействовать  на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм.

3) Лоббирование подразумевает  наличие посредника или представителя  как связующего звена между  группой граждан страны и государственными  официальными лицами. Гражданин, который  по своей собственной воле  и пользуясь доступными ему  средствами, стремиться повлиять  на правительственного чиновника, не может считаться лоббистом.

4) Всякое лоббирование  неизменно связано с установлением  контактов для передачи сообщений, поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять  влияние.

Таким образом, в широком смысле, лоббизм – это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени), адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения. В «Кратком политическом словаре» 1983 г. сказано: «Лобби, лоббисты – система контор и агентов крупных монополий или организованных групп при законодательных органах США, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников с целью принятия решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий в интересах представляемых ими организаций)». В данном определении лоббизма очерчены цели и основное поле лоббистской деятельности, но ничего не сказано о политическом смысле лоббизма, его роли в политической системе, о его конкретных формах. Сегодня под лоббированием понимается процесс влияния заинтересованных сторон на официальные (формальные) институты управления с целью достижения своих целей с использованием определённых приёмов лоббирования, которые зависят от распределения реальной власти между управляющей и управляемой системами в государстве. Несмотря на то, что работа лоббистов часто ведется на грани допустимого, лоббизм сам по себе – это высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл, правовые обоснования и являющаяся важным элементом демократической политической системы. Современные исследователи подчеркивают широкий политический смысл лоббизма, приводя следующие аргументы. Во-первых, лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством. Группы давления добиваются выгод для себя, но, в свою очередь, обеспечивают благоприятные условия восприятия обществом и конкретными группами населения принимаемых государством законов и предпринимаемых им административных акций. Во-вторых, лоббизм способствует развитию плюрализма общественных интересов. Каждый человек, а тем более группы лиц, объединенные в организации и союзы, имеют свои специфические интересы. Они стремятся отстаивать свои интересы любыми доступными им средствами. Естественно, эти интересы начинают сталкиваться, и нужны механизмы их сопоставления и определения приоритетов. Это достигается, в частности, в процессе лоббирования. Положительные стороны лоббизма не только в том, что кто-то, действуя в своих интересах, «проталкивает» нужное для общества дело. Лоббизм полезен также потому, что сопоставление групповых интересов образует сложную систему баланса экономических интересов. В-третьих, лоббизм дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют для этого другой возможности.

Лоббизм, как и любая другая более-менее организованная деятельность, имеет свои цели, субъекты, средства, методы и механизмы.

Говоря о субъектах лоббирования, стоит ввести понятие «группы интереса». Группа интереса – это организация. Группа организаций (предпринимательских, общественных, политических, религиозных) или граждан, имеющих общий, требующий удовлетворения интерес: экономический, социальный и т.п. Группа интереса не всегда является организационно оформленной структурой и может быть нефиксированным объединением или общностью.

Группу интереса могут составить:

– предприниматели (в целом или группа предпринимателей, объединенных по какому-либо признаку: банкиры, промышленники, аграрии; предприятия среднего и мелкого бизнеса; иностранные инвесторы);

– общественные организации: молодежные, женские, общества потребителей, общества обманутых вкладчиков;

– неформальные общности, скажем группа людей нетрадиционной сексуальной ориентации и т.д.

Говоря о группе интересов, довольно часто это понятие путают с термином «группа давления». На самом деле, эти понятия неравнозначны. Группа интересов тогда становится группой давления, когда она начинает осознавать, формулировать свой интерес и предпринимать меры к его реализации через органы власти. В качестве группы давления может выступать отдельное предприятие, группа однородных в каком-либо отношении предприятий, юридически оформленные или неоформленные объединения предприятий. Единичное предприятие выступает в качестве группы давления обычно для реализации сиюминутного, конкретного экономического интереса. К примеру, совместному предприятию «Кока-Кола Аматил Белоруссия» необходимо получить участок для строительства завода. Группе давления для достижения своих целей необходимо дать политическое и экономическое обоснование своих требований, показать, что их удовлетворение будет выгодно и для государства. Для того, чтобы этого достичь, появляется еще один субъект лоббирования, занимающийся «посреднической» работой между группой давления и государством. Задачи лобби как субъектов продвижения интересов группы давления заключаются в исследовании лоббируемого вопроса, выработке стратегии лоббирования и ее осуществлении. При проведении законопроектов. Выгодных для группы давления необходимо существование структуры или группы людей, знающих изнутри организацию работы и процедуры решения вопросов в органах власти, имеющих там связи и влияние, а может быть, и работающих там. Такими субъектами и выступают лобби.

В книге В. Королько «Паблик рилейшнз для профессионалов» говорится о содержании работы лоббиста. Автор пишет, что лобби3:

Информация о работе Особенности лоббирования в PR