Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:55, доклад
Рынок услуг, развивающийся по законам рыночной экономики, является разновидностью товарного рынка и вместе с этим, имеет ряд специфических черт, что обуславливает особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги. Услуга – это любое мероприятие или выгода, которое одна сторона может предложить другой и которое в основном неосязаемо и не приводит к завладению чем – либо.
Рынок услуг, развивающийся
по законам рыночной экономики, является
разновидностью товарного рынка
и вместе с этим, имеет ряд специфических
черт, что обуславливает особый подход
к предпринимательской и
Услуга – это любое мероприятие или выгода, которое одна сторона может предложить другой и которое в основном неосязаемо и не приводит к завладению чем – либо.
Услуга:
- обладает полезностью для кого-то, кто ее не производит
- становится полезностью
в процессе обмена видами
- носит преимущественно утилитарный характер.
Особенности рынка услуг видятся, прежде всего:
• в высокой динамичности рыночных процессов (предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);
• в территориальной сегментации (формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);
• в высокой скорости оборота капитала (одно из основных пре имуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более короткого производственного цикла);
• в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);
• в специфике организации производства услуг (обладая большей мобильностью, малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);
• в специфике процесса оказания
услуг (личный контакт производителя и
потребителя, с одной стороны, создает
условия для расширения коммуникативных
связей, а с другой – увеличивает требования
к профессионально-
• в высокой степени дифференциации услуг (связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);
• в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).
Рынок в различных отраслях сферы услуг развит неодинаково. В системе бытового обслуживания, общественного питания, торговли, рекреационной сфере рыночные отношения получили наибольшее развитие. Но в таких областях, как культура, здравоохранение, образование рыночные отношения имеют не только свою специфику, но и ограниченные возможности. В этих отраслях присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и учреждения. Более того, именно здесь они доминируют.
Территориальные особенности рынка услуг тесно связаны с территориальным размещением населения, т.е. его расселением. Существуют два типа расселения: компактное и дисперсное. Компактный тип расселения представляют собой плотную сеть поселений, связанных между собой системой путей, инфраструктурой, транспортом. Для дисперсного типа характерно существование небольших поселений, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга, и взаимодействие между ними осложнено.