Особенности управления и формирования торгового ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение специфики управления ассортиментом в продовольственных магазинах.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления товарным ассортиментом фирмы и понятие ассортимента;
- дать краткую характеристику ЗАО «Гурман»;
- проанализировать факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики торгового предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…3
Глава 1. Теоретические основы………………………………………………..……5
1.1. Понятие ассортимента товаров…………………………………………...….5
1.2. Особенности управления и формирования торгового ассортимента………………………………………………………………………....8
Глава 2. Ассортиментная политика торгового предприятия ЗАО «Гурман»…..20
2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ЗАО «Гурман»……………………………………………………………………………20
2.2. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия………………………………………………………………….……..22
Заключение…………………………………………………………………….……33
Список используемой литературы…………………………………………….….35

Вложенные файлы: 1 файл

Ассортиментная политика.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….…3

Глава 1. Теоретические основы………………………………………………..……5

    1. Понятие ассортимента товаров…………………………………………...….5

1.2. Особенности управления и формирования торгового  ассортимента………………………………………………………………………....8

Глава 2. Ассортиментная политика торгового предприятия ЗАО «Гурман»…..20

2.1 Краткая характеристика торгового предприятия ЗАО «Гурман»……………………………………………………………………………20

2.2. Формирование ассортиментной политики торгового предприятия………………………………………………………………….……..22

Заключение…………………………………………………………………….……33

Список используемой литературы…………………………………………….….35

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных  условиях рыночной экономики в России многократно увеличился ассортимент  различных товаров, значительная часть  которого представлена продукцией недостаточно высокого качества и не отвечающая современным мировым требованиям. Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.

Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут  обернуться для предпринимателя  крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров. В связи с этим тема управления ассортиментом  представляется крайне актуальной в современных условиях.

Целью работы являеться изучение специфики управления ассортиментом в продовольственных магазинах.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы управления товарным ассортиментом фирмы и понятие ассортимента;
  • дать краткую характеристику ЗАО «Гурман»;
  • проанализировать факторы, влияющие на формирование ассортиментной политики торгового предприятия.

Объектом исследования является ассортиментная политика предприятия. Предметом - специфика управления ассортиментом  продовольственного магазина.

Методы исследования: теоретические методы -  изучение и анализ литературы; эмпирические и метод обобщения.

         При написании данной курсовой работы использовались различные методы проведения исследования, такие как, эмпирический: наблюдение и  теоритический: абстрагирование, анализ, дедукция.

Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых, как Алексеев Н.С., Коновалова Т.Ю., Котлер Ф., Кричатова В.С, Хотыкин А.П. и другие.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение и библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы

1. 1. Понятие ассортимента товаров

 Ассортимент товаров (номенклатура) — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием, включающая различные виды товаров объединенных по потребительскому, торговому, производственному или материально-техническому признаку.

           Вид товара делится на ассортиментные  группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Рассмотрим  основные характеристики ассортимента товаров. К ним относятся:

- Широта -  общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка.

- Насыщенность - общее количество конкретных товаров, составляющих ассортимент. Она характеризует плотность заполнения марками товара внутри товарной линии.

- Глубина - варианты предложения (количество позиций) отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

- Гармоничность (сопоставимость) - степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требований к организации производства, каналам распределения, общности потребителей.

- Рациональность - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.

- Устойчивость - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них.

- Новизна - это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.1

        Ассортиментные группы по местонахождению товаров:

- В отношении промышленных предприятий устанавливается производственный ассортимент продукции. Он отражает специализацию предприятия и служит основанием для заключения договоров поставки.

- Торговый ассортимент – перечень товаров, формируемых организацией с учётом спроса, материально- технической базы и специализации магазина.                     Таким образом, есть основания судить о масштабах возможности торгового предприятия удовлетворять потребности населения и различают специализированные и универсальные торговые предприятия.

           Ассортиментные группы по широте охвата товаров:

- Групповой ассортимент товаров показывает перечень укрупненных товарных групп, составляющих номенклатуру товаров. Так, в продовольственном магазине могут продаваться гастрономические и бакалейные продукты, а в магазине спортивных товаров - летний и зимний спортивный инвентарь.

- Видовой ассортимент  товаров отражает наличие в группе товаров ряда видов. Например, в составе молочных продуктов могут быть представлены кефир, сливки, творог и т.п. Мужская обувь включает такие понятия как сапоги, ботинки, туфли, босоножки.

- Внутривидовой ассортимент товаров представляет разновидности продукции, членения вида на части. Так, творог может быть разной степени жирности, самовары - разной вместимости, обувь - разного фасона, ткани - разной расцветки и т.п. Внутривидовой ассортимент товаров может иметь разную глубину развития, детализации. В этом смысле можно говорить о степени сложности ассортимента. Например, лекарственные препараты, применяемые при определенном заболевании человека, могут быть представлены средствами для наружного или внутреннего употребления, в виде таблеток или жидкостей, иметь разную фасовку, упаковку и т.п.

- Простой – набор товаров, представленный не большим количеством групп видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей.

- Сложный – набор товаров представлен значительным количеством групп, видов, разновидностей наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности.

- Развёрнутый – набор товаров, который включает значительное количество групп, подгрупп, разновидностей наименований, но отличающихся индивидуальными признаками.

- Сопутствующий – набор товаров, который выполняет вспомогательные функции и не относится к основным.

- Смешанный – набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

Виды ассортиментов  по степени удовлетворения потребителей:

- Рациональный ассортимент – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни на данном этапе.

- Оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах.

        Разновидности ассортимента по характеру потребностей:

- Реальный – действительный набор товаров находящийся в магазине у продавца.

- Прогнозируемый – набор товаров, который может удовлетворять предполагаемые потребности.

- Учебный – набор товаров для изучения и достижения учебных целей.2

1.2. Особенности управления и формирования торгового ассортимента

Сущность  планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом. 3 
          Формирование торгового ассортимента в рознице – это разработка товарных категорий, которые предоставляет торговый объект.4 Торговый ассортимент включает в себя совокупность и разнообразие всех видов продаваемой продукции. Торговый ассортимент разделяют на продовольственный и непродовольственный. Стратегия, разрабатываемая торговым объектом по формированию, расширению и изменению ассортимента называется ассортиментной политикой. Правильная ассортиментная политика обеспечит вам лидерство в конкурентной борьбе, преимущество в завоевании покупателей, выигрыш за счет оптимизации товарных запасов.

Управление ассортиментом  предполагает координацию взаимосвязанных  видов деятельности — научно-технической  и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность  решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

Управление  ассортиментом должно проходить  в два этапа:

          1. Анализ товарной линии – это этап, включающий в себя постоянный сбор информации об объеме продаж и прибыли по каждой товарной единице, определение долей отдельных товарных единиц в объеме продаж и прибыли товарной линии. Если на несколько товарных единиц приходится высокая доля объема продаж, значит товарная линия уязвима. На данном этапе определяется и рыночный профиль товарной линии, для чего строится карта позиционирования, которая отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов.

           2. Принятие решений о длине товарной линии, необходимости обновления, корректировке или сокращении. На основе результатов анализа принимается решение о длине товарной линии. Критерием оптимальной длины является общая прибыль предприятия, товарная линия считается короткой, если, добавляя к ней новые товарные единицы, можно увеличить прибыль, и слишком длинной, если сокращение числа товарных единиц приводит к росту прибыли. 5

Преимуществом  данной методики является то, что карта позиционирования, которая строится на этапе анализа товарной линии, отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов, тем самым полезна для выработки рыночной стратегии товарной линии. Недостатком считается то, что при наполнении товарной линии возникает риск вытеснения одних товаров другими, а также введение в заблуждение клиентов компании. Поэтому для избежания нежелательного эффекта от взаимодействия товаров-субститутов необходимо придавать каждой товарной единице четко различимые особенности, кроме того рассматриваемой методике характерно отсутствие количественных оценок. Существует и другая методика формирования ассортимента с учетом экономических целей предприятия, на основе критериев максимизации прибыли, увеличения объема сбыта и других. Они различают два направления оценки товаров:

         1. Количественная оценка, основанная на учетной информации, состоящая из анализа структуры сбыта, который показывает абсолютное и относительное значение отдельных товаров и ассортиментных групп в общем объеме сбыта, а также показывает отклонение от плановых величин и показателей за прошлые периоды, анализа покрытия затрат (расчет издержек и доходов позволяет определить, какой ассортимент при соответствии определенным условиям принесет максимальный для предприятия доход), анализа товарооборачиваемости, то есть скорости обращения товаров или времени, в течение которого реализуются товарные запасы. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы торгового предприятия, так как означает сокращение времени нахождения товаров в сфере обращения.

        2. Оценка на основе информации о внешней среде, т.е. исследование рыночного восприятия ассортимента.6

Можно выделить следующие основные критерии управления торгового ассортимента магазина:

- Концептуальное позиционирование.

       В процессе определения концепции магазина, проводится ряд исследований. Анализируется соответствующий сегмент рынка, находятся незанятые ниши, выявляются основные конкуренты. Магазин четко обозначает свой профиль и, в зависимости от этого, формирует концепцию ассортимента.

Информация о работе Особенности управления и формирования торгового ассортимента