Особенности функционирования местного самоуправления в Российской Федерации как факторы неравновесности управленческой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в различных государственных органах исполнительной и законодательной власти, а также научных учреждениях Российской Федерации активно прорабатываются вопросы совершенствования механизмов государственного управления социально-экономическим развитием территорий в части взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, администраций муниципальных образований. Исследование путей совершенствования системы государственного управления в контексте повышения результативности действий всех уровней власти (а), эффективности использования федеральных, региональных и местных ресурсов (б), «прозрачности» системы государственного и муниципального финансирования (в) имеет своей конечной целью формирование в стране системы управления, ориентированной, прежде всего, на конечные общественно значимые результаты.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.docx

— 91.72 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление — одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление представляет собой децентрализованную форму  управления, которая характеризуется  известной самостоятельностью. Одним  из основных признаков данной формы  народной власти является автономность местных органов, которые выступают  органами местных самоуправляющихся  территориальных сообществ.

Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным  деятелем и историком Алексисом  Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими.1

Общественная  теория самоуправления исходит из принципов  признания свободы осуществления  своих полномочий местными сообществами и союзами. Согласно государственной  теории самоуправления местное самоуправление — одна из форм организации местного государственного управления.

В современной  России местное самоуправление относится  к институтам публичной власти, а  не гражданского общества, вместе с  тем отрицается государственно-правовой характер местного самоуправления. Правовые основы организации местного самоуправления в нашем государстве закреплены в Конституции Российской Федерации2, Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3.

Объектом  исследования данной контрольной работы являются общественные отношения, возникающие  в сфере организации местного самоуправления.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие исследуемые общественные отношения, закрепленные в таких  правовых актах, как Конституция  РФ, ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» и других законах и  подзаконных актах.

Целью данной контрольной работы является изучение понятия местного самоуправления, истории  возникновения и развитие его  в России, а также его системы, необходимое для получения наиболее полного представления о данном правовом явлении.

Настоящая работа включает в себя введение, три  главы, заключение и список использованных источников и литературы.

ВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При  этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой  системы власти и управления, при  которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с  привлечением централизованных средств  и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п. Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях.

Целью контрольной  работы выявление особенностей принципов  местного самоуправления.

Задачи  исследования: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследовать  работы, посвященные данной тематике.

Предметом исследования являются теоретические  положения, нормативная правовая база и практика реализации принципов  местного самоуправления.

 

сочетание представительной демократии с формами  прямого волеизъявления граждан;

соответствие  материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

ответственность органов местного самоуправления и  их должностных лиц перед населением и государством;

многообразие  организационных форм осуществления  местного самоуправления;

соблюдение  прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления;

законность  в организации и осуществлении  местного самоуправления;

гласность при осуществлении местного самоуправления;

сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении;

наличие государственных гарантий местного самоуправления;

возможность передачи на уровень местного самоуправления исполнения отдельных государственных  полномочий.

Рассмотрим  некоторые из них.

Статьей 130 Конституции РФ определено, что  местное самоуправление "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения".

Понятие "самостоятельное решение" в  данном контексте может иметь  несколько вариантов понимания:

а) решение, принимаемое населением через формы  прямого волеизъявления - местным  референдумом, сходом (в малочисленных  муниципальных образованиях);

б) решение, принимаемое через формы прямого  волеизъявления или представительным органом местного самоуправления;

в) решение, принимаемое через формы прямого  волеизъявления или обладающим соответствующим  полномочием органом (должностным  лицом) местного самоуправления.

В статье 132 Конституции в числе вопросов местного значения указаны: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление охраны общественного  порядка. Решение указанных вопросов осуществляется различными органами местного самоуправления. Более того, все  эти вопросы не могут осуществляться исключительно представительным органом  местного самоуправления, т.к. традиционным требованием к демократической  организации власти является обособленность органов, обладающих полномочиями по утверждению  бюджета и по его исполнению.

Организационные формы местного самоуправления выбираются населением каждого муниципального образования самостоятельно. Это  следует из нормы ст. 131 (п. 1) Конституции  РФ, установившей, что "структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно". Вместе с тем эта самостоятельность  не абсолютна. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 января 1997 г. "По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", организация муниципальной власти должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и вытекающим из этих основ принципам демократии и децентрализации власти.

Формами прямого волеизъявления являются муниципальные  выборы, местный референдум, отзыв  населением выборных лиц местного самоуправления, сход граждан (в случае, когда уставом  муниципального образования предусмотрено  осуществление сходом полномочий представительного  органа местного самоуправления), выявление  путем голосования мнения населения  по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное  самоуправление.

Местный референдум - универсальная форма  прямого волеизъявления, на него можно  вынести любые вопросы местного значения, за исключением запрещенных федеральным законом.

Иные  формы прямого волеизъявления являются целевыми - они предназначены для  решения конкретных вопросов.

Деятельность  выборных и невыборных органов местного самоуправления является формой осуществления  местного самоуправления через представителей. Наряду с осуществлением местного самоуправления Федеральный закон "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает  институт участия населения в  осуществлении местного самоуправления. Это собрания и конференции жителей  на части территории муниципального образования, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, участие жителей в публичных слушаниях, опросах граждан, обращения жителей в органы местного самоуправления.

Исходя  из конституционных требований соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления является обязательным, но при этом муниципальные правовые акты не могут вторгаться в сферы регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Целью осуществления  местного самоуправления является решение  вопросов местного значения - непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  жителей муниципального образования. Данная цель требует работы органов  местного самоуправления в постоянном контакте с жителями, широкого информирования населения о деятельности муниципальных  властей.

Организационные формы местного самоуправления определяются в уставе каждого муниципального образования. Вместе с тем федеральным  законодательством установлены  определенные гарантии сочетания коллегиальности  и единоначалия в осуществлении  местного самоуправления.

Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 6 октября 2003 г.) предусмотрены обязательность наличия  коллегиального органа местного самоуправления - представительного органа муниципального образования и главы местной  администрации - лица, возглавляющего деятельность местной администрации  на принципах единоначалия. Должность  главы местной администрации  может быть как самостоятельной, так и совмещаться с должностью главы муниципального образования.

При этом в названном Федеральным законе введено принципиально важное новшество: установлена возможность существования  единоличных органов местного самоуправления - должностных лиц, обладающих собственными персональными полномочиями по решению  вопросов местного значения. Глава  местной администрации относится  к данной категории должностных  лиц.

Разделение  функций между этими органами местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Однако в указанном Федеральном  законе изложен ряд норм, предопределяющих, что представительный орган является в основном органом нормоустанавливающим, а глава местной администрации - исполнительным. В частности, прерогативой представительного органа является принятие таких общеобязательных правил, как устав муниципального образования и местный бюджет.

Конституцией  России (ст. 12) определено, что в Российской Федерации "признается и гарантируется  местное самоуправление". Эта  статья дает основания для вывода о том, что наличие государственных  гарантий местного самоуправления относится  к основам конституционного строя  Российской Федерации.

Государственные гарантии местного самоуправления условно можно разделить на три группы:

1) создающие  условия для осуществления местного  самоуправления;

2) направленные  на недопущение или пресечение  деятельности, препятствующей осуществлению  местного самоуправления;

3) обеспечивающие  право местного самоуправления  защищать свои интересы.

Местное самоуправление - власть подзаконная. На обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции  России и законов указывает ст. 15 Конституции РФ.

Формы обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных  лиц не отличаются от форм, обеспечивающих законность деятельности органов государственной  власти и государственных служащих. Это выполнение норм действующего законодательства, действие строго в рамках своих полномочий, доступность к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность  решать возникающие проблемы населения, неукоснительно соблюдать Устав  муниципального образования и т.д.

 

капавпвпапаавприеарипатрптторторплоблобюдлюлтролбмпрт

           Структура местного самоуправления………

    2.2.1 Предметы ведения  местного самоуправления

    2.2.2 Органы местного самоуправления……..

    2.2.3 Формы осуществления  местного самоуправления

    2.2.4 Правовые акты местного  самоуправления

    2.2.5 Гарантии местного  самоуправления

2.3

Заключение

Список используемой литературы

2.2.1 Предметы ведения  местного самоуправления

В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов  муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного  бюджета, установление местных  налогов и сборов, решение других  финансовых вопросов местного  значения;

4) комплексное социально - экономическое  развитие муниципального образования;

5) содержание и использование  муниципальных жилищного фонда  и нежилых помещений;

6) организация, содержание и  развитие муниципальных учреждений  дошкольного, основного общего  и профессионального образования;

7) организация, содержание и  развитие муниципальных учреждений  здравоохранения, обеспечение санитарного  благополучия населения;

8) охрана общественного порядка,  организация и содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и  застройки территорий муниципальных  образований;

10) создание условий для жилищного  и социально - культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования  водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных  полезных ископаемых, также недр  для строительства подземных  сооружений местного значения;

13) организация, содержание и  развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло - и водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения  и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство  и содержание дорог местного  значения;

16) благоустройство и озеленение  территории муниципального образования;

17) организация утилизации и  переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание  муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания  населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами  связи;

21) создание условий для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания;

Информация о работе Особенности функционирования местного самоуправления в Российской Федерации как факторы неравновесности управленческой системы