Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 19:20, курсовая работа
Актуальность выбранной автором темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии. Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий.
2) Изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий.
3) Проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов.
Введение…………………………………………………………….…………....2
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия…….……….……4
1.2 Понятие и виды конкурентоспособности предприятия……………….…..8
1.3 Факторы конкурентоспособности предприятия………………..…….…..11
1.4 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия………….........…..14
Глава 2.Оценка конкурентоспособности организации на
основе измерения конкурентного потенциала
2.1 Внешние и внутренние факторы, определяющие
уровень конкурентоспособности предприятия……………………….…..…..16
Глава 3. Реализация конкурентных стратегий
3.1 Подходы к реализации конкурентных стратегий……………………...…20
3.2 Процесс реализации конкурентных стратегий и оценка результатов.….23
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных литературных источников…………………..…26
Московский автомобильно-
Курсовая работа
Оценка конкурентоспособности транспортного предприятия
Студента ФЛ, 3 курс Д.Н Калита
группа 3Л3
Руководитель
Профессор, канд.тех.наук К.А Майер
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия…….……….……4
1.2 Понятие и виды конкурентоспособности предприятия……………….…..8
1.3 Факторы конкурентоспособности предприятия………………..…….…..11
1.4 Этапы анализа конкурентоспособности предприятия………….........…..14
Глава 2.Оценка конкурентоспособности организации на
основе измерения конкурентного потенциала
2.1 Внешние и внутренние факторы, определяющие
уровень конкурентоспособности предприятия……………………….…..…..16
Глава 3. Реализация конкурентных стратегий
3.1 Подходы к реализации
конкурентных стратегий……………………
3.2 Процесс реализации конкурентных стратегий и оценка результатов.….23
Заключение……………………………………………………
Список использованных литературных источников…………………..…26
Введение
Обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, соответственно, могут быть выделены и различные направления в решении этой задачи. Экономический кризис серьезно усложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но одновременно, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, соответственно, к обеспечению конкурентоспособности базируется на освоении новых эффективных форм организации производственного процесса фирмы и методов производственного менеджмента. В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, новые формы бизнеса, выдвигают на первое место не только своих сотрудников, но и борются за каждого клиента. Изучается рынок, осуществляется сбор необходимой информации, которая анализируется, после чего разрабатываются стратегии освоения рынка. Таким образом, актуальность выбранной автором темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии. Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей совершенствования конкурентоспособности предприятий на современном уровне. Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи: 1) Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий. 2) Изучить аспекты формирования стратегий конкурентности современных предприятий. 3) Проанализировать подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс реализации и оценку его результатов. Объектом исследования в данной курсовой работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятий - многогранная стратегия современного предприятия. Под предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии и методы реализации конкурентных стратегий современного предприятия. В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятия, а именно: конкуренция как сила развития предприятия, непосредственно Конкурентоспособность предприятий на современном этапе, а также факторы оценки конкурентоспособности. Вторая глава курсовой работы раскрывает некоторые принципы стратегий повышения конкурентоспособности предприятий, виды стратегий, а также определяет факторы, влияющие на выбор стратегии повышения конкурентоспособности. В третьей главе рассмотрены подходы к реализации конкурентных стратегий, процесс их реализации и оценка конечных результатов. Практическая значимость данной работы заключается в анализе состояния и применения методики повышения конкурентоспособности современного предприятия. При проведении данного прикладного исследования были получены глубокие знания в области повышения конкурентоспособности предприятий.
Глава 1. Конкурентоспособность организации.
1.1 Конкуренция как основная сила развития предприятия.
Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства. Это - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов. В экономике конкуренция выполняет ряд функций: выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара; сводит конкретный труд к общественно необходимому; содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством. Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка. Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. В РФ началом создания антимонопольного законодательства стал Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 года № 948-1. Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:
-распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
-введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;
-некорректное сравнение субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых/реализуемых товаров;
-самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.
В законе предусматривается и ответственность за его нарушение - применение штрафных санкций, уголовная ответственность. Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов. В силу специфического положения монополий в экономике России силой, способной им противостоять является государство. Государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства в области тарифной политики, ограничения неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменения направления рентных доходов в пользу государства, на согласование действий федеральных и региональных решений. Положительные стороны конкуренции: конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности; конкуренция требует совершенствовать технику и технологии; конкуренция стимулирует повышение качества товара; конкуренция заставляет снижать затраты (и цены); конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар; конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса; конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав); конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции: при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику; многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
Существует шесть видов конкуренции:
функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов: продажа личного товара по цене конкурента; снижение цены потребления товаранезаконные методы: антиреклама товаров конкурентов; производство товаров имитаторов (подделка).Содержание конкуренции раскрывается в понятиях «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка: чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия. Возможности покупателей и продавцов равны только при чистой конкуренции. При всех остальных типах рынков влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая минимума при чистой монополии. Подводя итог рассмотрению понятия «конкуренция» на современном этапе, следует заключить, что конкуренция - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места
1.2 Понятие и виды конкурентоспособности организации.
Повышение уровня конкурентоспособности организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводимых процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост. Необходимо различать понятия конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции. Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов. Повышение уровня конкурентоспособности организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:
- Конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);
- Оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель;
- Конкурентоспособность организации носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный. Исследуя сущность конкурентоспособности организации, необходимо остановиться на таком теоретическом аспекте, как виды конкурентоспособности.
По степени реализации конкурентоспособность организации можно разделить на: потенциальную конкурентоспособность, реальную конкурентоспособность.
В зависимости от рынка, на котором работает организация можно выделить: внутреннюю конкурентоспособность организации, внешнюю конкурентоспособность организации. Потенциальная конкурентоспособность организации характеризуется наличием конкурентных преимуществ во внешней и внутренней среде и представляет собой количественную оценку конкурентного потенциала организации. Конкурентный потенциал организации – комплекс ресурсов, обеспечивающих конкурентное положение на рынке. Реальная конкурентоспособность организации определяется показателем рыночной стоимости организации (по факту сделки). В условиях идентичных факторов внешней среды для одноотраслевой группы организаций, действующих в условиях одного и того же рынка, применимо понятие внутренней конкурентоспособности организации. Когда организация принимает решение о выходе на внешний рынок необходимо оценить внешнюю конкурентоспособность организации, которая представляет собой оценку потенциальных возможностей организации на внешнем рынке.В условиях усиления конкурентоспособности особое значение приобретает анализ конкурентоспособности предприятия, ее факторы. Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка; лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны.
1.3 Факторы конкурентоспособности организации.
Под факторами
1.факторы влияния во внешней среде:
-уровень конкурентоспособности страны;
-уровень конкурентоспособности отрасли;
-уровень конкурентоспособности региона;
-меры государственного воздействия: экономического (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда) и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей).
2.факторы влияния во внутренней среде:
-эффективность маркетинга;
-конкурентоспособность товара;
-качество менеджмента;
-финансовое состояние (уровень организации производства, активность инновационной деятельности).
3.факторы состояния рынка:
привлекательность рынка;
положение предприятия на рынке;
конкуренция на рынке;
Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие организации создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.
Внутренние факторы – это объективные критерии, которые определяют возможности организации по обеспечению собственной конкурентоспособности. Факторы преимуществ во внешней среде и факторы преимуществ в привлекательности рынка будут одинаковыми для предприятий одной отрасли на одном региональном рынке, поэтому для сравнительной оценки конкурентоспособности организации необходимо анализировать показатели факторов внутренних конкурентных преимуществ. Факторы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на конкурентоспособность организации. В первом случае они становятся конкурентными преимуществами, во втором – конкурентными проблемами.
Конкурентное преимущество организации – выигрышное состояние фактора влияния (или по сравнению с конкурентами и/или максимально возможное значение фактора), которое способствует повышению конкурентоспособности организации.
Созданные конкурентные преимущества возникают во внешней и внутренней среде в результате действия субъектов. Например, во внешней среде – эффективная система налогообложения, государственные меры по развитию Интернет, льготная политика кредитования и т.д. Во внутренней среде – эффективная система управления конкурентоспособностью на предприятии, сертификация продукции и систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, наличие патента на технологию производства продукта, высококвалифицированные кадры и т.д.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности транспортного предприятия