Пиратство
и терроризм на море
Регулирование
вопросов, связанных с применением
насилия, составляет основу международного
права. В то время, как использование
и угроза силой в международных
отношениях запрещены в соответствии
с Уставом ООН, имеются другие
проявления актов насилия. Среди
них первое место занимает пиратство.
Еще в древние времена пираты
были объявлены «врагами рода человеческого»
и их «должен повесить первый, в
руках кого они окажутся». До
второй половины 20 века не существовало
многостороннего международного соглашения,
в котором бы государства дали
общепризнанное определение пиратства
и координировали бы борьбу с ним.
Эти вопросы регламентировались
в основном законодательством отдельных
государств и нормами отдельных
положений международного права, которые
складывались на протяжении веков.
В соответствии
со ст. 101 Конвенции ООН по морскому
праву 1982 г. пиратством является любое
из перечисленных ниже действий:
а) любой неправомерный акт насилия , задержания
или любой грабеж, совершаемый с личными
целями экипажем частновладельческого
судна и направленный:
в открытом море против другого судна
или против лиц или имущества, находящихся
на его борту; в месте вне юрисдикции какого
бы то ни было государства;
б) любой акт добровольного участия в использовании
какого-либо судна, совершенный со знанием
обстоятельств, в силу которых судно является
пиратским
в) любое деяние, являющееся подстрекательством
или сознательным содействием совершению
действия , предусматриваемых в подпунктах
«а « и «б».
- Наиболее опасными с точки зрения потенциальной возможности нападений пиратов традиционно считаются воды Юго-Восточной Азии. Здесь в первую очередь следует выделить район к северо-западу от индонезийских островов Анамбас в Южно-Китайском море, где суда наиболее часто подвергаются нападениям пиратов. Практически вся акватория Южно-Китайского моря, в особенности у берегов Индонезии, Филиппин и Вьетнама в этом отношении является неблагополучной. К числу наиболее «пиратоопасных « районов относятся также Малаккский и Сингапурский проливы, в частности, узкость Филип Чэннел. Пиратские нападения здесь осуществляются, как правило, на быстроходных моторных лодках, заходящих со стороны кормы судна.
- Как правило, пираты совершают нападения в ночное время, по имеющейся статистике чаще всего с часа ночи до шести часов утра. Для нападения могут быть использованы одно или несколько плавсредств примитивной конструкции, но иногда и современные быстроходные катера. Как показывает практика, пираты пытаются подойти к судну со стороны кормы или бака, если судно на ходу — то стороны кормы или, если судно имеет низкий надводный борт, — с любого борта. При этом пираты используют крючья, «кошки» и веревки.
- Если пиратам удалось подняться на борт судна, они обычно первым делом похищают все, что попадается им на пути: судовое оборудование, швартовы, груз, личное имущество экипажа. Но главной их целью обычно является капитанская каюта, где хранится сейф.
- Пираты, как правило, вооружены ножами или мачете. Однако в последнее время все чаще используется огнестрельное оружие. Оно обычно предназначено для устрашения. Тем не менее, число жертв в результате применения огнестрельного оружия неуклонно растет, в особенности в водах Южной Америки.
Как свидетельствуют очевидцы, пираты порой хорошо информированы о роде перевозимого груза и его ценности.
- В случае нападения пиратов судно не всегда может рассчитывать на помощь местных властей. Нередко силы правопорядка в «пиратоопасных» районах весьма ограничены. Однако в любом случае следует обращаться за помощью и сообщать об имевших место пиратских нападениях. Это может побудить местные власти предпринять более эффективные меры по предотвращению актов морского разбоя.
- Опасность пиратского нападения может быть в значительной степени снижена, если на судне предприняты элементарные меры предосторожности. Следует иметь в виду, что обычно пираты не решаются нападать на судно, если для них очевидно, что это будет связано с определенными трудностями. В этом случае они предпочитают ожидать более легкую и уязвимую добычу.
- Прежде всего, заблаговременно до входа судна в опасный район должен быть подготовлен и опробован оперативный план по борьбе с пиратами. Он должен обеспечивать безопасность экипажа и пассажиров, а также выполнение следующих основных требований:
1) предотвращение возможности проникновения пиратов на борт судна;
2) сведение до минимума возможности хищения груза, судового оборудования, запасов и личного имущества экипажа в случае проникновения пиратов на судно;
3) своевременное обнаружение подозрительных судов;
4) эффективное использование средств звуковой и световой сигнализации.
Капитану рекомендуется провести учение и добиться от экипажа четких, организованных действий на случай нападения пиратов.
- В случае нападения пиратов рекомендуется следующая последовательность действий экипажа:
1) Немедленно объявите общесудовую тревогу.
2) Увеличьте скорость и измените курс по возможности в сторону открытого моря.
3) Включите все палубное освещение, используйте прожекторы для ослепления пиратов.
4) Немедленно информируйте береговые станции и находящиеся поблизости суда.
5) Используйте судовую пиротехнику и противопожарное оборудование.
6) При попытке пиратов взобраться на борт судна с помощью «кошек», по возможности старайтесь их обрезать.
Если пиратам удалось подняться на борт судна:
1) Дайте команду собраться экипажу в заранее подготовленном безопасном убежище.
2) Сообщите о развитии ситуации в эфире, запросите помощь.
3) Сохраняйте спокойствие и не проявляйте ненужного героизма, поскольку пираты могут быть вооружены огнестрельным оружием
- Пираты в 21 веке к сожалению представляют собой не тот романтичный и благородный образ который представлен в книгах и кино, а это люди с тяжелой судьбой и нуждой что побуждает их на подобные действия.Пираты не имеют жалости, лишь жажда наживы движет ими. Они также представляют угрозу и морскому туризму, однако ни один из известных туристских маршрутов не пролегает через «пиратоопасные» территории, вследствии чего можно сделать вывод, что туризм мало чем страдает от пиратства.