Политология как научная и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, лекция

Краткое описание

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.

Содержание

1.Объект, предмет политологии
2.Возникновение и основные этапы развития Политологии
3.Система наук о политике
4.Методология политической науки
5.Функции и задачи политологии
6.Особенности развития политологии в России

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii_politologiya.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

                                                      Лекция 1.

 

                  Политология как научная и учебная дисциплина

 

1.Объект, предмет политологии

2.Возникновение  и основные этапы развития  Политологии

3.Система  наук о политике

4.Методология  политической науки

5.Функции  и задачи политологии

6.Особенности  развития политологии в России

 

 

1. Объект, предмет политологии

 

Понятие «политология»  образуется из двух греческих слов: «политик» – государственные, общественные дела и «логос» – слово, мысли, учение. «Отцом» первого понятия является Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), второго – Гераклит (около 530-480 гг. до н.э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.

В самом общем виде политология – это наука о  политике, об  особой сфере жизнедеятельности  людей, связанной с властными  отношениями, с государственными политическими  организациями общества, политическими  институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимодействие между людьми, обществом и государством. Политическая наука столь же стара, сколь и современна. Уже в Древней Греции Аристотель дал определение политических режимов, введя такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «аристократия». С тех пор политика становится непременным атрибутом духовной жизни всех обществ. Процесс формирования и выделения политологии из общей системы наук был довольно длительным. Привязывать же ее рождение к какой-либо конкретной дате в той или иной стране можно только условно.

Существенная сторона  в обосновании научного статуса  политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже при одном объекте, каждая исследует свой предмет.

Объектом политологии является «политическая реальность».  Ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т.д. Предмет же политического познания, не может быть тождественен объекту, он и позволяет выделить политологию в самостоятельную научную дисциплину. Но вопрос его определения остается еще не решенным. 

Среди политологов сегодня  нет единого мнения в вопросе  о содержании предмета политологии.

Отсутствие его обусловлено  различием национального политического  опыта, который формировал традиции исследования политики в разных странах. Чтобы преодолеть большие разночтения в 1948 году группа ведущих экспертов ЮНЕСКО из  Америки и Европы, приняла резолюцию, в которой предлагался перечень проблем, изучаемых политологией:

    • Политическая история
    • Политические институты
    • Партии, группы и общественное мнение
    • Международные отношения.

Не смотря на это, разногласия  и споры продолжились. Эта проблема во многом также объяснима, стремлением  разделить политологию на две  самостоятельные дисциплины прикладную и теоретическую. Тем не менее  в большинстве случаев под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию теоретико-содержательным ядром политологии ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в сфере политического и т.д.

Следует учитывать, что политология  является интегральной наукой, и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследования политической жизни, в этом смысле объект, т.е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства  и всего мирового сообщества. Эта  наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.

Предметом политологии, как явствует из самого названия, выступает политика. Это одна из важнейших сфер жизнедеятельности  людей. Она, как отмечал еще Аристотель, кроется в природе человека как социального существа, живущего в обществе и постоянно взаимодействующего с другими людьми и государством. Отсюда и потребность четкого и ясного знания человеком политики, потребность в научном объяснении происходящих в жизни политических процессов и грядущих в них перемен. Знать политику должны все люди, тем более те, кто поставил себе целью получить высшее образование и собирается в будущем составить основной костяк руководителей, управленцев, деятелей культуры и искусства, теле- и радиокомментаторов, педагогов и воспитателей.

Политология, как и любая общественная наука, при изучении своего предмета – политической системы общества – выделяет основные вопросы и  проблемы. Центральная тема науки  в политической системе общества – политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, политические институты, проблемы разделения властей и др. Данный комплекс вопросов и проблем является в политологии центральным потому, что он отражает непосредственно главное отношение политической системы общества, ее ядро.

Формой организации политической власти и управления обществом является государство. Поэтому второй комплекс рассматриваемых в политологии  вопросов связан с государством как  политическим институтом. Этот комплекс включает, во-первых, вопрос о формах государства. Во-вторых, в рамках данного комплекса раскрываются проблемы политических режимов, которые в самом общем виде можно объединить в две группы: демократические и недемократические. В-третьих, рассматриваемый комплекс вопросов включает тему, посвященную гражданскому обществу, т.е. той совокупности, разного рода автономных, не государством созданных и независимых от него организаций и объединений, которые в демократическом обществе способствуют сохранению и развитию демократии.

Непосредственно с темой политической власти связан третий комплекс вопросов и проблем, изучаемых политологией. Данный комплекс вопросов в структуре  политологии посвящен политическим лидерам и политическим структурам, которые способствуют удержанию и реализации политической власти.

Далее, важный комплекс вопросов касается политических партий и движений. Этот комплекс вопросов относится к центральным  в политологии. Он составляет четвертый  комплекс изучаемых ею вопросов и  проблем.

Пятый комплекс политологических вопросов и проблем – современные избирательные системы. Так же как политические партии и движения, избирательные системы являются мощным средством завоевания политической власти.

Большая роль в современной политологии  отводится к изучению политических процессов, их содержанию, структуре и формам, особенностям принятия и реализации управленческих решений. Данный комплекс вопросов является шестым из перечисленных.

И, наконец, седьмой комплекс изучаемых  политологией вопросов касается политической культуры общества, ее формирования и развития. Это совокупности норм и ценностей, посредством которых человек реализует свой социально-политический статус: вырабатывает систему политических потребностей, формирует политическое поведение.

 

 

 

2. Возникновение и основные этапы  развития политологии

 

Политология как наука  стала складываться очень давно. Вначале она была составной частью философии. Но Платон и Аристотель в своих трудах начали ставить ее на особое место.

В 1871 году во Франции была создана свободная школа политической науки (ныне – Институт политических исследований Парижского университета). В 1880 году – Школа политических наук в Колумбийском колледже США, а в 1895 – Лондонская школа экономической и политической науки. Таким образом, наука о политике получает развитие.

Со второй половины ХХ века науку, которая вырабатывает теоретические  представления о государственном управлении, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в «Словаре социальных и политических наук» (изданном на Западе): «Если политика есть деятельность, то политическая теория – это рефлексия, интерпретация этой деятельности… Что же касается политической науки, то ее задача «раскрыть смысл политики», классифицировать ее, предложить утопию «оптимального государства», раскрыть «факторы власти» и выработать некие «общие концепции» политики».

В качестве самостоятельной учебной дисциплины политология стала складываться с конца ХIХ – начала ХХ века, когда в Западной Европе и в США появились ее первые кафедры. В системе высшего образования она стала широко преподаваться со второй половины ХХ века. С 1948 года по рекомендации ЮНЕСКО курс политологии начал читаться во всех государствах Запада и Восточной Европы, а с 1988 года появились кафедры политологии и в нашей стране.

Создание политической науки во второй половине XIX в. было вызвано рядом факторов. Французский политолог П. Фавр относит к ним как общие условия появления социальных наук (экономики, психологии, антропологии и др.), так и особые условия возникновения политической науки – одной из социальных наук. В число первых он включает расцвет промышленной революции и индивидуализма, придание большого значения науке в обществе, а также формирование особого класса «производителей и потребителей гуманитарных наук» в связи с ростом среднего уровня образования населения и становления структуры современного университета. К особым условиям, способствовавшим специализации политической науки, Фавр относит: а) более четкое разграничение экономических, моральных, социальных и политических категорий, что оправдывало изучение особого мира – политического. Известно, что уже в 20-е гг. XIX в. Гегель отличал гражданское общество (социальная категория) от государства (политическая категория); б) появление в государстве современного управленческого персонала, что определило развитие административного права и политической науки; в) демократизацию политики путем расширения политического участия избирателей, что вызывало развитие политических дискуссий в обществе.

Все эти условия и  способствовали появлению политической науки почти одновременно в ряде западных стран во второй половине XIX в.

В США политическая наука формировалась первоначально как специальная университетская (в отличие от других стран) учебная дисциплина. В 1880 г. профессор истории и политической экономии Джон Берджесс создал Школу политической науки Колумбийского университета; с 1886 г. эта Школа стала издавать политологический журнал «Ежеквартальник политической науки». Аналогичные школы были созданы в других крупных университетах США (в частности, Корнельском, Иельском). Вскоре была организована Американская Ассоциация политической науки (1903 г.), которая стала выпускать Американский журнал политической науки (с 1906 г.). Классическими политологическими работами, изданными до 1900 г., стали труды Д. Булей «Политическая наука, или государство, рассматриваемое с теоретической и практической точек зрения» (1878 г.), В. Вильсона «Государство» (1889 г.), В. Уиллогби «Исследование природы государства» (1896 г.), «Изучение политической философии» (1896 г.).

В начале своего развития американская политическая наука находилась под значительным влиянием подходов, выработанных юридической и исторической науками. Однако постепенно американская политология сосредоточилась на конкретно-эмпирических исследованиях деятельности правительственных институтов и политического поведения людей. Речь шла уже о том, чтобы описывать «не легальные формы политической активности, но саму реальность» (М. Гравитц). Две области политических исследований в связи с этим стали вплоть до 50-х гг. XX в. наиболее притягательными для американских политологов – правление и публичная администрация. В рамках данной тематики американские политологи стремились создать свою науку в значительной степени прикладной. Большая заслуга в этом принадлежит Ч. Мерриаму, одному из основателей политической науки США, автору известного высказывания о том, что «политика джунглей и научное исследование политики, несовместимы, они не могут жить в одном и том же обществе».

В политологии США  появилось немало работ, в которых  активно используются социологические  понятия и количественные методы анализа; политология обогащалась также за счет достижений психологии. Возникают новые области исследований, которые впоследствии стали признанными сферами политологии. В частности, группам влияния посвящена работа А. Бентли «Процесс управления, изучения социального влияния» (1908 г.).

Изучение общественного  мнения получило в США особое развитие, что было связано, по мнению французского исследователя П. Фавра, со слабым использованием американскими политологами понятий  социального класса или массы; общественное мнение очень рано стало рассматриваться как «основание политической жизни». Эта тема раскрыта в книге У. Липпмана «Общественное мнение» (1922 г.).

Информация о работе Политология как научная и учебная дисциплина