Понятие и условие возникновения конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 23:36, контрольная работа

Краткое описание

Проблема конкуренции и конкурентоспособности одна из стариннейших тем в экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень мало. Радикальный прорыв в этой области связан с именем одного человека, ныне живущего, очень преуспевающего – Майкла Портера. -профессор Гарварда и известнейший бизнес-консультант.

Содержание

Введение
1.Понятие и условие возникновения конкуренции…………………………..
1.1.Функции конкуренции……………………………………………………
2.Оценка конкурентоспособности…………………………………………….
2.1.Понятие конкурентоспособности……………………………………….
3.Основы теории конкурентного преимущества…………………………….
3.1.Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования………………….................................

Вложенные файлы: 1 файл

НАЧАЛО КОНКУРА НЕ МОЯ.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.Характеристика периодов жизненного цикла конкурентных преимуществ организации по Томпсону-мл. А.А. и Стрикленду-III А.Дж.

 

Аналогичный жизненный  цикл можно наблюдать и у Карлоффа Б, но каждый этап он связывает со стратегией конкурентов .(см.рис. 2).

 Первый этап (А) отражает период, в течение которого происходит формирование конкурентного преимущества организации, второй этап (В) - период, в пределах которого конкуренты действуют с позиций прежней стратегии, его продолжительность зависит от динамики и характера рыночного сегмента, а третий этап (С) характеризуется периодом, когда конкуренты начинают разрушать конкурентные преимущества организации. Отрезок Д на вертикальной оси показывает величину этих преимуществ, которая может быть выражена, например, в виде показателя (в %).

 Рассмотренные нами жизненные циклы конкурентных преимуществ, предложенные Градовым А.П., Томпсоном-мл., Артуром А., Стриклендом- III А. Дж. и Карлоффом Б., считаем целесообразными, т.к. каждый из них может быть использован в соответствии с избранным вектором анализа.

Рис. 2. Жизненный цикл конкурентных преимуществ организации

 

  В связи с рассмотренными выше жизненными циклами конкурентных преимуществ организации возникает проблема не только формирования, но и их удержания, то есть проблема устойчивости конкурентного преимущества. От степени устойчивости преимущества зависит, насколько долго оно может обеспечивать рыночному субъекту лидерство перед конкурентами. Отсюда вытекает ещё один классификационный признак конкурентных преимуществ - характер их динамики, в соответствии с которым преимущества подразделяются на устойчивые и неустойчивые.

    По мнению М. Портера, устойчивость конкурентного преимущества достигается, когда оно противостоит истощению вследствие поведения конкурентов, для чего необходимо обращать внимание на организационные способности и ресурсы, лежащие в основе конкурентного преимущества сферы деятельности, и которые должны противостоять дублированию другими предприятиями.

  По мнению некоторых зарубежных учёных, конкурентное преимущество считается устойчивым, если конкуренту необходимо потратить существенное количество ресурсов, чтобы соответствовать данному преимуществу. Устойчивое конкурентное преимущество они описывают в терминах обладания некоторыми входными барьерами (в том или ином виде), которые препятствуют появлению (входу) других конкурентов на данный привлекательный рынок. Входные барьеры могут принимать различные формы, но общим для них будет то, что они требуют первоначальных инвестиций и затрат на поддержание. К тому же, они имеют ограниченный жизненный цикл. На другом конце понятия конкурентного преимущества имеются проблемы выходных барьеров, которые не позволяют существующим конкурентам покидать занимаемые ими низкоприбыльные, вырождающиеся, т.е. непривлекательные рыночные ниши.

 Устойчивое  конкурентное преимущество принято  называть преимуществом высокого  порядка, которое достигается  с большим трудом, очень медленно  и требует крупных затрат на  ее поддержание. К нему относят  уникальную продукцию, уникальную  технологию и специалистов, хорошую репутацию организации (это особенно ценное конкурентное преимущество).

 Заполучить  устойчивое конкурентное преимущество  в современной высококонкурентной среде весьма сложно, т.к. для их создания требуется изучить все факторы, влияющие на достижения предприятием конкурентных преимуществ с учётом постоянно меняющейся среды их функционирования.

 Неустойчивые  конкурентные преимущества принято  называть преимуществами низкого  порядка. Они связаны с возможностью  использования дешевых ресурсов: рабочей силы, материалов (сырья), энергии. Низкий порядок конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать (или перекупить) рыночные конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка являются преимуществами с малой устойчивостью, не способными обеспечить превосходство над конкурентами на длительный период времени.

 Наряду с выделенными признаками, конкурентные преимущества можно подразделить по признаку имитации и по уровню иерархии.

  По признаку имитации конкурентные преимущества бывают уникальные и имитируемые. Под уникальными преимуществами понимаются преимущества, имитация и воспроизводство которых невозможны, а под имитируемыми - те, которые могут быть скопированы другими хозяйствующими субъектами.

   По уровню иерархии конкурентные преимущества подразделяются на товарный уровень, организационный, отраслевой (региональный) и на уровень страны (экономики). Фатхутдинов Р.А. данные группы дополняет рабочим местом и мировым сообществом, исключая товарный уровень По нашему мнению, конкурентное преимущество на уровне рабочего места может относиться к организационному уровню, а мировое сообщество ‒ к уровню экономики, поэтому группировку данного признака, по Фатхутдинову Р.А., считаем дискуссионной. В связи с этим предлагаем рассматривать конкурентные преимущества организации на товарном уровне, на уровне вида деятельности организации (если она действует на нескольких рыночных сегментах), на уровне сравнения с другими субъектами.

 Т.к. многие организации занимаются не одним, а несколькими видами деятельности одновременно, конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов можно классифицировать по сферам проявления. Так, по мнению Томпсона-мл., Артура А. и Стрикленда III А., конкурентные преимущества могут проявляться в технологиях, в производстве, в сбыте в маркетинге, в профессиональной подготовке, в качественном менеджменте, т.е. сфера проявления конкурентных преимуществ на каждом предприятии в отдельности будет зависеть от осуществляемого им вида деятельности.

  Конкурентные преимущества можно подразделить и по методу их получения: наследственные и приобретённые. Под наследственными понимаются те преимущества, которые заложены изначально при формировании организации, они переходят из года в год и способствуют успеху организации в конкурентной борьбе на протяжении длительного периода времени, а под приобретёнными - те преимущества, которые субъект получает в процессе своего функционирования.

   Необходимо выделить и такой классификационный признак конкурентных преимуществ, как вид получаемого конечного результата. Он обосновывается тем, что действие конкурентных преимуществ направлено на достижение каких-либо результатов, важнейшим из которых является завоевание рыночной доли и укрепление конкурентных позиций организацией. Мы поддерживаем в этом вопросе точку зрения Р.А. Фатхутдинова, который определил четыре возможных вида результата - научнотехнический, экономический, социальный и экологический. Научно-технический он связывает с освоением новых технологий и увеличением прогрессивных технологических процессов; экономический - с приростом объёмов продаж, прибыли, повышением производительности труда, ускорением оборотных средств, увеличением конкурентоспособности; социальный - с повышением безопасности труда, улучшением условий труда и отдыха, повышением уровня образованности работников; экологический - с улучшением экологичности выпускаемых товаров, уменьшением отходов производства, уменьшением выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов.

 Рассмотренные  выше признаки классификации  конкурентных преимуществ являются общими, т. к. они отражают их состояние, динамику и результат.

 Индивидуальным  признаком конкурентных преимуществ,  по нашему мнению, является классификация  по факторам формирования, которая  отражает факторную природу конкурентных  преимуществ. 

 Исследованию  этого аспекта уделено достаточно  много внимания, и необходимо заметить, что к факторам формирования конкурентных преимуществ относятся факторы как внешней, так и внутренней среды организации.

 Критический  анализ различных точек зрений  учёных-экономистов, занимающихся  исследованием проблемы поиска  факторов формирования конкурентных преимуществ, позволил определить, что в процессе становления современной теории конкурентных преимуществ сложилось два подхода (см.рис. 3).

Рис. 3. Подходы  к поиску факторов формирования конкурентных преимуществ 

 

 Первый подход - рыночный (начало его развития получило в школах планирования И. Ансоффа и позиционирования М. Портера), а второй - ресурсный (развивается школой ресурсов, способностей и компетенций).

 Представители  первого направления в поиске  источников конкурентных преимуществ отдавали приоритет внешним факторам, т.е.для формирования и развития конкурентных преимуществ организации должны оптимально адаптироваться к её специфической внешней среде. В числе основных внешних факторов, на базе изученных мнений нами выделены следующие: демографические и социально-экономические, природно-климатические и географические, политические и нормативно-правовые.

 Представители  второго направления акцентируют  внимание на внутренних параметрах  организации, исследование которых  позволило среди их совокупности выделить осязаемые (материальные) и неосязаемые (нематериальные) факторы конкурентных преимуществ. Их развитие, по мнению учёных, способствует гибкому реагированию на изменения внешней среды, завоеванию значительных рыночных позиций, что способствует несомненному успеху в конкурентной борьбе

 Таким образом,  предложенная классификация конкурентных  преимуществ, систематизированная  по укрупнённым признакам, может  выступать в качестве теоретической  базы для детального изучения  конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования и для рассмотрения особенностей формирования конкурентных преимуществ организаций потребительской кооперации в том числе.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате выполнения работы были освещены такие основные вопросы в области конкуренции, конкурентоспособности, методы оценки конкурентоспособности организации и преимущества различных субъектов.

Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и  потенциальная способность организаций  проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов.

Оценка конкурентоспособности  производителя является важным инструментом принятия управленческих решений различными субъектами рынка. В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности организации не существует. Обзор существующих подходов к оценке конкурентоспособности организаций позволил объединить их в несколько групп.

Конкурентоспособность отдельного товара (услуг) определяется как его преимущество по сравнению  с каким-то другим товаром (аналогичным  по назначению или его заменителем). В целом рыночную позицию товара, в наибольшей степени соответствующую  конкурентным условиям рынка, можно оценить по показателю его конкурентоспособности:

-выбор базовых объектов для сравнения, то есть выбор фирмы - лидера в отрасли страны или за ее пределами. В таком случае конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка;

-выбор критериев продуктивности использования ресурсов фирмы. Конкурентное преимущество в данном случае оценивается за длительный период, в течение которого могут быть достигнуты стратегические цели фирмы;

-возможность сканирования (слежения) рынка, особенно за пределами страны, Очень важно, чтобы информация о деятельности конкурентов была доступной и достоверной.

Поскольку конкурентное преимущество характеризует продуктивность использования ресурсов и выявляется в сопоставлении с другими хозяйствующими субъектами, уровень конкурентного преимущества нужно оценивать относительно соответствующей базы (идентичность характера удовлетворяемой потребности, идентичность "профиля" потребителей, идентичность фаз жизненного цикла фирмы). Оценить конкурентное преимущество отрасли производства с помощью количественных показателей сложнее. Особенно, если учесть, что сами понятия отрасли, ее границы весьма неопределенны. Даже если воспользоваться данными официальной статистики, невозможно установить достоверно полную идентичность сопоставляемых объектов, именуемых отраслями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006.

2. Борисов Е.Ф.  Экономическая теория в вопросах  и ответах: учебное пособие. - М.: Проспект, 2008.

3.Макконелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Инфра-М, 2006.

4.Слагода В.Г.  Экономическая теория: Учеб. 4-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ, 2009 г.

5.Портер М.Э.  Конкуренция. – М.: Издательский  дом «Вильямс», 2000. ...

6.Философова  Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность:  учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

7.Философова  Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность.–  М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.

8.Панкрухин  А.П. Маркетинг.- М.: Омега-Л. 2007.

9.Философова  Т.Г. , Быков В.А. Конкуренция и  конкурентоспособность.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

10. Феоктистова Е.М. Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика. М.: Высшая школа, 2001. - 325 с.

11.Виханский,  А. И. Наумов. Менеджмент: учебник  / О. С.. - М. : Магистр : ИНФРА-М, 2010.

Информация о работе Понятие и условие возникновения конкуренции