Понятие и функции рынка , достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 15:39, реферат

Краткое описание

Рынок — это место, где продают и покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, т. е. равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров: Т-Д , Т — товар; Д — деньги; Т — Д — продажа; Д — Т— покупка.

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг сро 1.docx

— 30.26 Кб (Скачать файл)
  • сила и размах конкурентной борьбы;

  • нахождение рынка в определенной фазе экономического или сезонного цикла.

Поскольку все эти характеристики рынка поддаются количественной оценке, это делает их предметом изучения статистики.

Предмет статистики конъюнктуры рынка — это массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся количественной и качественной оценке.

Субъектами изучения конъюнктуры рынка могут быть коммерческие рыночные структуры (их маркетинговые подразделения), государственные органы (в том числе статистические), общественные организации, научные учреждения.

Задачи статистики конъюнктуры рынка:

  • Сбор и обработка конъюнктурной информации.

  • Характеристика масштаба рынка.

  • Оценка и анализ основных пропорций рынка.

  • Выявление тенденции развития рынка.

  • Анализ колеблемости, сезонности и цикличности развития рынка.

  • Оценка региональных различий рынка.

  • Оценка деловой активности.

  • Оценка коммерческого риска.

  • Оценка степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции.

Показатели конъюнктуры рынка


Для реализации задач конъюнктуры рынка разработана соответствующая система показателей, включающая в себя:

1. Показатели  предложения товаров и услуг:

  • объема, структуры и динамики предложения (производства);

  • потенциала предложения (производственного и сырьевого);

  • эластичности предложения.

2. Показатели  покупательского спроса на товары  и услуги:

  • объема, динамики и степени удовлетворения спроса;

  • потребительского потенциала и емкости рынка;

  • эластичности спроса.

3. Показатели  пропорциональности рынка:

  • соотношения спроса и предложения;

  • соотношения рынков средств производства и рынков потребительских товаров;

  • структуры товарооборота;

  • распределения рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами;

  • распределения рынка продавцов по формам собственности;

  • структуры покупателей по различным потребительским признакам (уровень дохода, возраст и т.д.);

  • региональной структуры рынка.

4. Показатели  перспектив развития рынка:

  • темпов роста и прироста объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли;

  • параметры трендов объемов продаж, цен, товарных запасов, инвестиций, прибыли.

5. Показатели  колеблемости, устойчивости и цикличности рынка:

  • коэффициенты вариации объемов продаж, цен и товарных запасов во времени и пространстве;

  • параметры моделей сезонности и цикличности развития рынка.

6. Показатели  региональных различий состояния  и развития рынка:

  • региональной вариации соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка;

  • региональной вариации уровня спроса (в расчете на душу населения) и других основных параметров рынка.

7. Показатели  деловой активности:

  • состава, заполненности и динамики портфеля заказов;

  • числа, размера, частоты и динамики сделок;

  • загруженности производственных и торговых мощностей.

8. Показатели  коммерческого (рыночного)риска:

  • инвестиционного риска;

  • риска принятия маркетинговых решений;

  • риска рыночных колебаний.

9. Показатели  уровня монополизации и конкуренции:

  • численности фирм на рынке каждого товара, их распределение по формам собственности, организационным формам и специализации;

  • распределения фирм по размеру объема производства, сбыта и продаж;

  • уровня приватизации (число приватизированных предприятий, их организационные формы и доля в общем объеме рынка);

  • раздела рынка (группировка фирм по их размеру (малые, средние и крупные) и по их доле в объеме сбыта и продаж).

Емкость рынка

Пропорциональность — это оптимальное соотношение между различными элементами рынка, обеспечивающее его нормальное поступательное развитие.

При анализе пропорций рынка статистика использует следующие инструменты: балансовый метод, относительные величины структуры и координации, компаративные (сравнительные) индексы, коэффициенты эластичности, бета-коэффициенты многофакторных моделей, графический метод.

Важнейшим показателем пропорциональности рынка товаров и услуг следует считать соотношение спроса и предложения, предопределяющее развитие остальных категорий рынка и его социальную и экономическую эффективность. Пропорции спроса и предложения определяются как в целом по рынку товаров и услуг, так и в региональном разрезе, по отдельным товарам и услугам, по различным группам потребителей. Одним из способов измерения данной пропорции по всей совокупности товаров и услуг служит баланс спроса и предложения, в котором покупательские фонды (спрос) сопоставляются с товарными ресурсами и потенциалом услуг (предложение). Выявленное таким образом сальдо служит характеристикой диспропорции рынка и отражает либо наличие дефицита, либо кризис сбыта. Схема расчета представлена в таблице:

Покупательные фонды

Товарные ресурсы

Денежные доходы населения из всех источников за вычетом обязательных платежей и части прироста сбережений, не связанных с покупкой товаров и услуг

Денежные средства (сбережения), не израсходованные в связи с отложенным и неудовлетворенным спросом

ИТОГО

Средние товарные запасы за год

Реализовано товаров за год Оказано услуг за год

ИТОГО

 

САЛЬДО ( + , — )


 

Можно сравнивать объемы и темпы роста производства (по отдельным товарам и в целом по отрасли) с соответствующими показателями продаж, объемы и темпы роста розничного товарооборота с объемом и темпами роста денежных доходов населения.

Пропорциональная зависимость спроса и предложения от факторов, определяющих их значения, может быть выражена коэффициентом эластичности, который покажет процентное изменение спроса или предложения при увеличении факторного показателя на один процент.

Следующей важной пропорцией рынка нужно считать соотношение средств производства и предметов потребления. Оно определяется и в статике, и в динамике. Для этого используются относительные величины структуры и координации. Рассчитывается также компаративный индекс, позволяющий сравнить динамические пропорции. Он представляет собой отношение темпов роста двух частей единого целого и по своей сути является одним из вариантов расчета коэффициента опережения.

Другая важная пропорция — это соотношение продажи продуктов и услуг между собой, а также между отдельными видами продуктов или услуг внутри каждой группы товаров и т.д.


Информация о работе Понятие и функции рынка , достоинства и недостатки