Понятие кредитных и расчетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

В сложном сегодняшнем мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли потребителей, и в нашей роли граждан. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля.

Содержание

1. Введение 2
2. Понятие кредитных и расчетных отношений 4
3. Заключение 8
4. Список литературы 9

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие кредитных и расчетных отношений.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение        2
  2. Понятие кредитных и расчетных отношений   4
  3. Заключение       8
  4. Список литературы      9
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В сложном сегодняшнем мире все  мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли потребителей, и в нашей роли граждан. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля.

    Если  же речь идет о производственной деятельности то здесь маркетинг выступает системой организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Другими словами, современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей.

    В рыночной экономике, по логике экономических  законов, предприятие должно обеспечить себе определенный уровень доходов. Таким образом, оно может существовать только в том случае, если все  время развивается, идет в ногу с прогрессом. Исходя из этого, оно должно обеспечивать аккумулирование средств, позволяющих содержать себя, осуществлять обновление и усовершенствование своего производственного аппарата, и соответственно вести расширенное воспроизводство. Такое аккумулирование предприятие может обеспечить только при успешной реализации своего продукта на рынке. Современный рынок, между тем, весьма изменчив. Пассивный подход к его рассмотрению означал бы, что свое положение предприятие вручало бы воле рынка пускало бы все "на самотек", чего допускать нельзя. Чтобы сознательно влиять на ход продажи своего продукта на рынке, а тем самым и на обеспечение дохода, позволившего бы "обновлять кровь", необходимо занять по отношению к рынку активную позицию. Маркетинг и есть, на самом деле, олицетворение такой активной позиции.

Кредитные и расчетные отношения не  играют  абсолютно  самостоятельной экономической роли. Они выполняют вспомогательную   функцию,   которая заключается в том, что при их осуществлении либо вообще не образуется  новой стоимости  (например,  при  безналичных  расчетах  за  товар),  либо   такая стоимость возникает в  результате  возврата  денежной  суммы  с  приращением (возмездный кредит). Это, однако, не означает,  что  расчетные  и  кредитные правоотношения лишь формально сопровождают процесс  товарообмена.  Наоборот, они  не  являются  акцессорными  обязательствами  и  существуют   юридически самостоятельно. Более того, в ряде случаев  они  просто  оторваны  от  актов

обмена  реальными стоимостями (таков вексель). Объясняется это тем, что в обмене материальными благами при исполнении договоров  купли-продажи,  подряда,  аренды   и   т.д.   принимает   участие финансовый институт (банк или иное лицо), специально  созданный  рынком  для осуществления кредитования и  расчетов  в  безналичной  форме.  Это  придает

таким отношением  «известную  самостоятельность»,  на  которую  неоднократно обращали внимание в литературе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Понятие кредитных  и расчетных отношений

     Именно  автономность  кредитных  и  расчетных  отношений  и  позволяет говорить о наличии особых обязательств по кредитованию и расчетам,  выделяя их в конкретные виды договорных правоотношений. Их специфика проявляется в следующем.

     Во-первых, эти отношения облечены в форму  обязательств. Поэтому в дальнейшем понятие «расчетные отношения» будет употребляться

     наряду  с  понятием  «расчетные  обязательства».   Расчетные   и   кредитные

     отношения   неоднородны    и    обычно    исполняются    путем    совершения

     последовательной  цепи  сделок  и  иных  юридически  значимых  действий.  Так заключая кредитный договор, субъекты гражданского права совершают целый  ряд операций: банк открывает ссудный счет, на этот  счет  перечисляются  деньги, деньги используются на определенные  цели  и т.д.  Каждая  форма расчетов, взятая  в отдельности,  также исполняется   несколькими   взаимосвязанными сделками. Например, аккредитив  влечет  открытие  аккредитивного  счета,  на котором депонируются средства, банк-эмитент перечисляет деньги  исполняющему банку, продавец представляет в банк установленные в  аккредитиве  документы, против документов производится  платеж  и  прочие.  Иными  словами,  практически всякое расчетное и  кредитное  обязательство  реализуется  путем  совершения

нескольких взаимосвязанных действий (сделок).

       Во-вторых,   различно   место   расчетно-кредитных   обязательств    в

гражданском обороте. В одних случаях они  возникают  в  качестве  предпосылки  для последующих денежных операций  (договор  банковского  счета).  В  других случаях они опосредуют процесс передачи ценностей от одного лица  к  другому на возвратных условиях  (договоры  займа  и  кредита).  Иногда  кредитные  и расчетные  правоотношения,  возникшие  из  элементов  отдельных   договорных обязательств, создают в результате новый договорный вид (финансирование  под уступку денежного требования).  Наконец,  при их  помощи   поддерживается эквивалентность в гражданском обороте, когда движение товаров  по  основному договору   сопровождается   соответствующей   передачей   денег   (расчетные обязательства — аккредитив, инкассо и др.).

     В-третьих, расчетные и  кредитные  правоотношения  представляют  собой обязательства  денежные.   Поскольку   деньги   являются   вещами,   которые  определяются родовыми признаками, их  случайная  гибель  или  отсутствие  на счете не освобождает должника от исполнения  обязательства  в  силу  правила genus  поп  peril  («род  не  гибнет»).  С  другой  стороны,  суть  денежных обязательств состоит в том, что они имеют в качестве своего предмета особый товар — деньги, оборот которых подчиняется специальным  правилам  (ст.  316, 317 ГК).  В  этой  связи  серьезное  влияние на  осуществление  расчетных  и кредитных обязательств указывают не только нормы гражданского права,  но  и предписания валютно-финансового законодательства.  Их  регламентация   в значительной мере  связана с государственной кредитно-денежной  политики, формированием бюджета, уплатой налогов.

     Кредитные обязательства  в  широком  смысле  характеризуются  доверием (credo) управомоченного лица к должнику, проявляющимся в передаче  ценностей при  отсутствии  немедленного   встречного   предоставления.   В   науке   и законодательстве   выделяются   денежный   кредит,   кредит    коммерческий. Классический денежный кредит, облекается сегодня в формы договоров  займа  и кредита, представляет собой  передачу  денег  или  иных  заменимых  вещей  в собственность  должнику с    обязательством    последующего    возврата эквивалентного количества денег или вещей. Коммерческий кредит — это  просто отсрочка исполнения какой либо обязанности  по  основному  договору  (купли-продажи подряда и пр.). Естественно, что  в  отличие  от  денежного  кредита коммерческий  кредит  произволен  от  главного  обязательства  и,  по  сути, является одним из условий его исполнения.  Однако,  вполне  допустима  и  его относительно автономная роль при согласии на то сторон  основного  договора. Таким образом, кредитное  обязательство  можно  определить  как  гражданское

правоотношение, состоящее в передаче кредитором должнику  денег  или  вещей, определяемых  родовыми  признаками,  с  условием   возврата   эквивалентного количества денег или таких же вещей либо  в  предоставлении  одной  стороной другой стороне правоотношения отсрочки исполнения какой-либо обязанности  по договору (уплатить деньги, передать  имущество,  выполнить  работы,  оказать услуги).

Расчетные отношения  значительно  прочнее  связаны  с  теми  основными  обязательствами, которые они  сопровождают  и  обслуживают.  Тем  не  менее, законом   и    они    признаются    самостоятельными    гражданско-правовыми обязательствами. Их юридическая ценность

состоит в  том,  что  сколь  бы  ни было тесно взаимосвязано  исполнение  основной  обязанности  по  гражданско-правовому  договору (передать имущество, выполнить работу и пр.) с  встречной платежной  обязанностью,  реализация  последней  далеко  выходит  за   рамки договора  и  порождает  гражданско-правовые  отношения,   развивающиеся   по особым,  весьма  специфичным  правилам.  В современном   мире   подавляющее большинство расчетов осуществляется не  путем  передачи  наличных  денег  от одной  стороны  другой,  а  в  безналичном  порядке  при  помощи  финансово-кредитного посредника (банка, иной кредитной организации)  с  использованием различных форм безналичных расчетов  (аккредитив,  инкассо,  чек,  платежное поручение,  электронные  платежи  и  пр.).  Иногда  расчетное  обязательство становится независимым  от  основного  договора  и  без  участия  финансово-кредитного института. Так, при передаче одним гражданином другому векселя  в уплату за товар и  в  доказательство  заключения  договора  займа  возникает новое и совершенно автономное обязательство, внешне  ничем  не  связанное  с первым. Кроме  того,  расчеты  могут  возникать  не  только  при  надлежащем исполнении сделки, но и в  ходе  применения  мер  ответственности,  возврата неосновательно полученного и так далее. Это  лишний  раз  доказывает  юридическую

самостоятельность расчетного правоотношения, которое  нельзя  сводить только к отношениям между клиентом и банком.  Не  случайно  в общих положениях  о расчетах гл.  46  ГК  нет глухой  стены между   безналичными  и наличными расчетами.  С учетом   сказанного,   расчетными   следует   считать   такие правоотношения,  которые  возникают  между  субъектами  гражданско-правового обязательства и кредитной организацией  (в  определенных  случаях  —  только между  субъектами  названного  обязательства)  в  связи   с   осуществлением платежей за переданное имущество (выполненные работы, оказанные услуги)  или

по другим основаниям.

     Следует отметить, что приведенные определения  не вполне  универсальны.

     Такие важные договоры, как финансирование под уступку  денежного  требования (факторинг), договор банковского  счета, вексельное  обязательство,  нельзя полностью подвести под приведенные понятия, хотя они и неразрывно связаны с обычными расчетными и кредитными обязательствами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности  общества. Маркетинг связан со всеми сферами нашей деятельности, и, следовательно нам необходимо знать как можно больше о его законах и специфике.

     В России  маркетинг еще не получил  достаточного распространения, но все  большее число предприятий и  организаций начинают успешно использовать его основные принципы в своей работе. Появляются специализированные маркетинговые компании предоставляющие широкий спектр услуг на российском рынке. Руководители подавляющего большинства  предприятий уже осознали необходимость маркетинговых подходов к управлению предприятиями и продукцией. К сожалению, маркетинговая деятельность требует больших денежных расходов, что в нашей пока нестабильной экономической ситуации практически невозможно. Ведь даже крупным зарубежным компаниям не всегда под силу самостоятельно заниматься всеми маркетинговыми вопросами и им приходится обращаться к услугам исследовательских центров, рекламных агентств и так далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список литературы

  1. Алешина И.В. Поведение потребителей Уч. Пособие для вузов М.: ФАИР-ПРЕСС 2000
  2. Вильянский С.И. “Кредитно-расчетные отношения” Х.: 1955
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации
  4. Иоффе О.С. “Советское гражданское право” Л.: 1961
  5. Рассказова Н. “Договор банковского вклада” //Кодекс-инфо 1996 №27
  6. Завьялов П. С., Демидов В. Е. “Формула успеха: маркетинг (сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке).”, Москва, 1991 «Международные отношения».  «Earnest & Young», 1995
  7. Андреев В.К. Рынок и закон «хозяйство и право», 1993
  8. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. Экспресс-курс пер. с англ. / под ред. Ю.Н. Каптуревского, СПб.: Питер, 2001
  9. Маркетинг/под ред. Э.А. Уткина, М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ;ЭКМОС, 1998

Информация о работе Понятие кредитных и расчетных отношений